КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пути оздоровления и исцеления в аюрведе
С точки зрения Аюрведы, главная цель профилактики и лечения болезней заключается в восстановлении физиологического баланса организма, что соответствует восстановлению равновесия дош. Это положение распространяется на четыре главные области — сознание, тело, поведение и окружающую среду. 1 Панчакарма — очищение тела. Это процедуры, направленные на очищение организма от вредных веществ. Панчакарма имеет следующие стадии: • масляная — прием утром топленого масла для смягчения дош; • прием слабительного для очищения кишечника; • массаж тела с помощью кунжутного или других масел и трав для удаления излишка дош и направления их к выводящим органам; • потовыделение за счет воздействия на тело пара из отвара трав; • клизмы —для выведения высвобожденных дош • вдыхание лечебных масел или настойки из трав через нос. 2 Ароматическая терапия — восстановление равновесия дош подходящими ароматами 3 Гандхарва — мелодии, которые уравновешивают организм за счет воздействия на доши 4 Расаяны — растительные и другие средства для оздоровления и долголетия 5 Питание. Особое место среди путей оздоровления и исцеления занимает питание — уравновешенное, направленное на успокоение дош (все продукты классифицируют по их влиянию на доши), саттвическое, с учетом циклов дня и сезонов года и т. д. Аюрведическое питание подробно рассмотрено в последующих разделах. Отметим, что в учении Махариши Аюрведы, в отличие от учения йогов, питание является не только обязательным фоном для других приемов оздоровления, но имеет самостоятельное и очень важное значение. Наконец, среди путей оздоровления и исцеления Аюрведа уделяет внимание условиям и образу жизни: поведению, отношению к людям, режиму дня, сну, отказу от алкоголя и курения и т. д. Согласно Аюрведе, когда наши вкусовые рецепторы соприкасаются с пищей, они передают дошам огромную информацию. Эта информация: Вата: уравновешенная — сладкое, кислое, соленое; тяжелое, жирное, горячее; обостренная — острое, горькое, вяжущее; легкое, сухое, холодное. Питта: уравновешенная — сладкое, горькое, вяжущее; холодное, тяжелое, сухое; обостренная — острое, кислое, соленое; горячее, легкое, жирное. Капха: уравновешенная — острое, горькое, вяжущее; легкое, сухое, горячее; обостренная — сладкое, кислое, соленое; тяжелое, жирное, холодное. Примеры продуктов, соответствующих шести Гунам 1) тяжелая — пшеница, говядина, сыр; 2) легкая — ячмень, куриное мясо, снятое молоко; 3) жирная — цельное молоко, соевые бобы, кокосовые орехи; 4) сухая — мед, чечевица, капуста; 5) горячая — перец, мед, куриные яйца; 6) холодная — мята, сахар, цельное молоко. Причины отнесения тех или иных продуктов к соответствующим гунам в Аюрведе не объясняются. Тексты Аюрведы имеют длинные перечни пищи, которая классифицируется по расам и гунам, но эти знания, как гласит Аюрведа, уже заключены в человеке. Например, пристрастие человека типа Капха к зеленым салатам показывает, что эта доша находится в равновесии — зелень имеет горький и вяжущий вкусы, полезные Капхе. Напротив, если человек типа Капха имеет пристрастие исключительно к жареному картофелю (соленый вкус), сыру (кислый) и мороженому (сладкий), это значит, что его инстинкты, как и Капха доша, вышли из равновесия. Как указано выше, соленый, кислый и сладкий вкусы характерны для обостренной Капхи. В данном случае необходимо отказаться от некоторых пристрастий и начать есть пищу, содержащую все шесть вкусов. Это послужит началом для возвращения доши в равновесие и восстановления утраченных инстинктов. В дальнейшем человек типа Капха может есть в небольшом количестве жареный картофель или мороженое, но большее удовольствие он будет получать от зеленых салатов, удовлетворяющих его дошу. 6 вкусов Вопрос о вкусах (расах) требует особого рассмотрения, ибо в них заложена первичная информация о пище. По Аюрведе, каждый из шести вкусов непосредственно общается с телом и несет в себе особый сигнал. Язык узнает их, благодаря инстинктам. Вкус вызывает цепочку реакций, тянущихся от рта до всех клеток тела. В пище должны содержаться все вкусы — «возбуждающие» тело (горький и вяжущий) и «успокаивающие» его (главным,образом сладкий). Для активизации пищеварения иногда необходимы «горячие» вкусы — острый, кислый и соленый, а для замедления пищеварения — «холодные» вкусы — горький, вяжущий и сладкий. Каждый продукт и пища в целом обладают собственным вкусовым спектром. Сахар, уксус и соль имеют единственный вкус, но у подавляющего большинства продуктов их два или больше: лимон — кислый, сладкий и горький, сыр — сладкий и кислый, морковь — сладкая, горькая и вяжущая. Молоко считается «полной» пищей, так как в нем присутствуют все шесть вкусов, хотя с преобладанием сладкого. Поэтому молоко рекомендуется пить отдельно от других продуктов или сочетать только со сладкой пищей — фруктовой, мучной, а также с сахаром. Пользуясь вкусовым спектром, можно описать любую пищу с точки зрения увеличения или уменьшения дош. Так как все три доши взаимосвязаны, возрастание одной из них имеет принципиальное значение. Поэтому Аюрведа описывает каждый вид пищи исходя из его воздействия на ту или иную дошу. Например, капуста увеличивает Вату, морковь — Питту, все виды масла — Капху. Ниже представлена характеристика шести вкусов (рас). Сладкий вкус. Сладкий вкус увеличивает Капху и уменьшает Вату и Питту. Примеры сладкой пищи: сахар, мед, рис, молоко, сливки, масло, пшеничный хлеб. Фрукты главным образом сладкие и вяжущие, однако в цитрусовых присутствует и кислый вкус. Овощи главным образом сладкие, но овощи с зелеными листьями имеют еще и горький вкус. Молочные продукты в основном сладкие, но кефир и сыр обладают кислым и острым вкусами. Мясо по преимуществу сладкое и вяжущее, как и бобовые. Семена и орехи — сладкие. В целом любая питательная и приносящая удовольствие пища включает в себя, как правило, сладкий компонент. Сладкий вкус сильно увеличивает Капху, и любая сладкая пища сообщает телу качество этой доши. Людей типа Капха удовлетворить легче, чем других, так как сладкий вкус является самым насыщающим. Если человек нервничает или сильно расстроен (признак раздраженной Ваты), успокоить его может сладкое. Одновременно притупляется и Питта. Одкако избыток сластей дестабилизирует организм. Притупление чувств, чванство, жадность, эмоциональная неустойчивость, сонливость — также следствия переизбытка сластей. Соленый вкус. Этот вкус увеличивает Капху и Питту и уменьшает Вату. Представляет соленый вкус поваренная соль, которая придает вкус пише, поддерживает аппетит, вызывает выделение слюны и желудочного сока. Соль, как и Питта, — горячая, поэтому пищеварительный процесс согревает тело. Соленый вкус обладает очищающими свойствами, он «вытягивает» из организма что-то, застрявшее в нем и затвердевшее. Однако Аюрведа считает, что соль — не враг и здоровый человек может съедать ее сколько угодно без вреда для артериального давления. Не соль поднимает давление, а нарушение равновесия дош, которое происходит раньше, чем соль нанесет какой-либо вред. Одновременно Аюрведа выступает за умеренное потребление соли. Если у человека типа Питта или Капха нарушено равновесие, то соленая пища нежелательна. Кислый вкус. Этот вкус, как и соленый, увеличивает Капху и Питту и уменьшает Вату. Примеры кислой пищи: лимоны, томаты, сливы, виноград, другие кислые фрукты, ягоды и овощи, кефир, сыр, уксус и т. д. Кислый вкус обладает освежающим свойством, усиливает аппетит, способствует перевариванию пищи, сдерживает выход жидкости из организма и добавляет телу тяжесть (делает его более Капха). Избыток кислой пищи нарушает кислотно-основное равновесие и отрицательно влияет на организм. Горький вкус. Этот вкус увеличивает Вату и уменьшает Питту и Капху. Примеры горькой пищи: листовые овощи, горькие огурцы, латук, цикорий, кожура лимона, некоторые пряности, напиток «тоник» и т. д. Согласно Аюрведе, горький вкус улучшает пищеварение и аппетит, согревает тело и стимулирует выход жидкости из него, расширяет сосуды и способствует очищению полостей тела. Этот вкус дает телу легкость, холод и сухость. По своему воздействию он более Вата, чем другие вкусы. Горький вкус уравновешивает тягу к сладкому, кислому и острому. Горечь перед едой — эффективное средство для людей со слабым пищеварением; горечь во рту вызывает желание более удовлетворяющих вкусов. Острый вкус. Этот вкус увеличивает Вату и Питту и уменьшает Капху. Примеры острой пищи: стручковый перец, лук, чеснок, редис, любая пряная пища. В Аюрведе считается, что у горячей и пряной пищи есть собственный вкус — острый. Острота узнается по чувству жжения (увеличивается Питта) и жажде (возрастающая Вата вызывает сухость). Острота согревает тело и стимулирует выход жидкости из организма. В результате усиливается процесс пищеварения, застойные ткани очищаются. С появлением в организме острого приходят в движение кровь, слюна, слизь, пот, слезы. Очищая все полости, острая пища служит лучшим средством для уравновешивания Капхи. Но слишком острая пища приносит телу не возбуждение, а раздражение. При несбалансированности Ваты и Питты острая пища нежелательна. Вяжущий вкус. Этот вкус увеличивает Вату и уменьшает Капху и Питту. Примеры вяжущей пищи: яблоки, груши, разные виды капусты, картофель, морковь, бобы, чечевица и др. Вяжущий вкус, который сушит и стягивает рот, наименее распространен из шести вкусов. Как и горький, вяжущий вкус присущ Вате. Вяжущая пища успокаивает, охлаждает, останавливает выделения (пот, слезы). В уравновешенном питании каждый прием пищи должен содержать все шесть вкусов. Д. Чопра (1992) приводит пример уравновешенного по вкусам ужина: ü салат из латука (горький, вяжущий); ü зажаренный целиком цыпленок со сваренным на пару рисом (соленый, острый, кислый, сладкий); ü мороженое (сладкое). Отмечается, что даже без мороженого прием такой пищи помогает сохранить равновесие, так как в нем присутствуют все шесть вкусов. При замене жареного цыпленка на печеного теряются два вкуса — острый и кислый, восстановить их можно путем добавления к салату томатов (сладкий и кислый вкус) и редиса (острый вкус). Не следует день за днем отдавать предпочтение одним и тем же вкусам. Главное — ежедневно поставлять телу все шесть вкусов, чтобы оно могло полноценно реагировать на пищу. Отметим два положения, касающиеся «уравновешенного питания». Во-первых, причины отнесения различных продуктов к соответствующим гунам (природным качествам) и расам (вкусам) в Аюрведе не объясняются. Например, почему пшеница отнесена к тяжелым гунам, а ячмень — к легким, почему бобовые и мясо имеют преимущественно сладкий и вяжущий вкусы? Ответов на эти вопросы нет, и, следовательно, предполагается, что характеристики гун и рас не подлежат анализу и сомнению. Во-вторых, согласно Аюрведе, вообще не следует точно запоминать эти характеристики, поскольку их знание заложено в теле человека. Не следует и вычислять содержание этих признаков в той или иной пище, а надо принимать их на веру. С одной стороны, эту сложную работу может выполнять специалист Аюрведы, с другой — собственные инстинкты могут сообщить человеку информацию о расах и гунах. Аюрведа подчеркивает, что ее знания о питании идут прямо от природы, в отличие от знаний, получаемых научной медициной в результате лабораторных и иных исследований.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |