Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конгломерат как форма межорганизационной интеграции




Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем сеть разнородных предприятий, возникающую в результате слияния различных фирм, независимо от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без вся­кой производственной общности. К особенностям конгломератов от­носятся:

♦ интеграция в рамках данной организационной формы предприя­тий различных отраслей без их производственной общности, причем объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора, а профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;

♦ объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказы ваются в финансовом отношении полностью зависимыми от ма­теринской компании;

♦ конгломератам свойственна значительная децентрализация уп­равления, а их отделения пользуются существенно большей сво­бодой и автономией во всех аспектах своей деятельности по срав­нению с аналогичными структурными подразделениями тради­ционных диверсифицированных концернов;

♦ основными рычагами управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, а также косвенное регулиро­вание деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании;

♦ как правило, в структуре конгломерата формируется особое фи­нансовое ядро, куда помимо холдинга входят крупные финансо­вые и инвестиционные компании.

Данная интеграционная форма в разных странах отличается особен­ностями: так, в США не предполагается какой бы то ни было произ­водственной общности между объединяемыми компаниями, а в стра­нах Западной Европы предприятия в процессе производства должны быть взаимосвязаны.

Примерами конгломератов служат, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Hanson, например, специализируется на'приобретении технологически простых производств в стабильных секторах рынка. Компания добивается от поглощаемых фирм снижения издержек, стро­го контролируя работу управляющих и следя за тем, чтобы они укла­дывались в бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от прежде убыточ­ных предприятий.

Основными способами образования конгломератов служат слияния и поглощения. Бум крупных диверсифицированных компаний, т. е. кон­гломератов, пришелся на 1960-е гг., хотя крупные конгломераты со­здавались еще в 1920-е гг. Но тогда их создание было обусловлено милитаризацией экономики, тогда как в 1960-х гг. они развивались на коммерческой основе.

Основные мотивы конгломератных слияний и поглощений:

♦ получение синергетического эффекта;

♦ обеспечение более широкой экономической основы бизнеса;

♦ возможность «дешево купить и дорого продать»;

♦ прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей;

♦ стремление повысить имидж руководства компании;

♦ стремление высшего управленческого персонала повысить свои доходы, учитывая применение опционов как средство долгосроч­ного поощрения;

♦ ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

В 1970-х гг. активная деятельность крупных компаний по диверси­фикации продолжалась и была связана со стремлением приобрести активы в сферах электроники и телекоммуникаций. Но в 1980-х гг.

прибыли конгломератов стали неуклонно снижаться. Компании, вхо­дившие в конгломераты, показывали худшие результаты, чем незави­симые предприятия в тех же отраслях, а новые поглощения приносили лишь колоссальные убытки. По некоторым расчетам, в первой поло­вине 1980-х гг. поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74 % случаев.

Сорок компаний среди тех, акции которых обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, официально классифицированы как кон­гломераты. В их число входят и такие хорошо известные фирмы как General Electric, американские конгломераты Textron Inc. и United Technologies Corp., британский Hanson, голландский Philips Electro­nics, итальянский Montedison и др. Все эти конгломераты переориен­тировали свою деятельность на те сегменты рынка, где они лидируют. Они приобретают компании в ключевых областях и продают все не­ключевые активы. Кроме того, отмечается падение прибыльности кон­гломератов. Основными проблемами, связанными с деятельностью конгломератов, считаются, во-первых, избыточная диверсификация, приводящая к постепенному, но неуклонному снижению конкуренто­способности производимых ими товаров и услуг. Во-вторых, это субоп­тимизация, выражающаяся в том, что компании, входящие в конгло­мерат, стремятся укреплять внутригрупповые кооперационные связи, несмотря на слабую технологическую общность между ними. При этом каждая компания, естественно, стремится установить наиболее выгодную для себя трансфертную цену, в результате чего продукция на выходе становится слишком дорогой и неконкурентоспособной, а взаимные претензии по поводу уровня трансфертных цен составляют постоянный предмет разбирательств в рамках головной компании конгломерата. В-третьих, речь идето мотивации управленческого пер­сонала компаний, включенных в конгломерат в результате поглоще­ния: на эффективность работы менеджеров может оказать необратимое воздействие смена собственника или превращение их из собственни­ков в наемных работников. В-четвертых, это значительные средства, требуемые для приобретения компании, служащей мишенью погло­щения: помимо оплаты компании по рыночной стоимости, зачастую требуется платить премии акционерам за утрату ими контроля над поглощаемой компанией. Нужно также выделить для управленческой команды «золотые парашюты», чтобы они быстрее покинули компа­нию, не принеся ей вреда. В результате огромные средства, вкладыва­емые в поглощения компаний в несвязанных отраслях, зачастую приводят лишь к снижению эффективности функционирования всего конгломерата в целом.

Жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня ква­лификации его высшего управленческого персонала. Отсутствие в аппарате управления конгломерата квалифицированных высших менеджеров для него равносильно «смерти». Справедливость этого утверждения иллюстрируют провалы таких, казалось бы, достигших высот успеха конгломератов, как Textron, Polly Peck и Maxwell Com­munications.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.