Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народовластие как основа конституционного строя: понятие и формы

26.09.2011

5) Конституция 1937 г.

• были более развёрнуты главы о компетенции высших органов власти и управления, появились новые главы - об органов госуправления автономных республик и автономных областей, глава местных органов госвласти и др..

• Конституция СССР 1977 г. В её основу была положена концепция развитого социализм. Впервые было введено понятие "народ". Провозглашалось полновластие народа, закреплялась политическая основа государства - Советы (Советы народных депутатов (СНД)). Во главе системы был двупалатный Совет - Совет Союза и Совет Национальности. Ядро политсистемы - КПСС, за которой закреплялась ведущая роль; отдельные вопросы развития и национальной политики СССР; сохранялись основные положения о национальном госустройстве (от прошлой конституции);

Конституция РСФСР 1978 г. (по своему содержанию и структуре соответствовало структуре Конституции СССР - она стала основой законодательства автономных республик.

• Поправки 78-92 года заключались в: а) отказе от социалистической модели общественного развития; б) отказ от монопольного положения КПСС в политсистеме; в) идеология политплюрализма, разделения властей и др. Вносились и поправки в конституции республик.

• Конституция 1993 г. с поправками действует по настоящее время. От предыдущих конституций она отличается крайне сложной процедурой внесения изменений.

Основные черты (юридические свойства) и функции Конституции РФ:

Признаки Конституции: 1) легитимность; 2) стабильность - незыблемость; 3) реальность; 4) верховенство закона.

• Признаки Конституции - политический документ, идеологический документ, прямого действия, незыблемость и обеспечение прав и свобод Ч. и Г., права гарантированы государством.

Функции Конституции: а) юридическая; б) политическая; в) учредительная; г) охранительная; д) идеологическая.

Свойства Конституции (чем отличается от других документов?): а) это НПА; б) базируется на государственной воле общества; в) является базой текущего законодательства и служит источником его норм; г) Конституция действует на всей территории РФ; д) особая правовая охрана и защита КРФ (под охраной КРФ понимается комплекс мер по устранению препятствий по реализации К. и предотвращению конституционных нарушений, под защитой понимается устранение конкретных нарушений конституционных норм); е) особый порядок принятия и внесения изменений;

• порядок пересмотра и внесения конституционных поправок (Конституционные поправки и пересмотр КРФ). Пересмотр -принятие новой Конституции (1, 2 и 9 главы). Конституция предусматривает порядок (стадии):

1) поддержка предложений о пересмотре 1,2 9 глав. Ст. 134 предусматривает такие предложения от президента, правительства, совета федерации, госудумы, законодательные органы власти субъектов, а также группа не менее 1/5 членовСовета Федерации и депутатов Госдумы. Предложения считаются поддержанными, если за них выскажутся 3/5 общего числа членов Совета Федерации и 3/5 от числа Госдумы. 2) Созыв Конституционного Собрания, урегулированного ФКЗ "О Конституционном Собрании", который ещё не принят. Принятие новой Конституции путём голосования в конституционном собрании или путём референдума (ст. 135 КРФ).

Порядок внесения поправок (гл.3-8)

Внесение предложения о поправке в Госдуму (ч. 2 ст. 104) - инициатива исходит от тех же субъектов (в соотв. со ст. 134). 2) рассмотрение и принятие проекта палатами федерального собрания. В 3 стадиях - решением не менее 2\3 от общего числа депутатов. Далее, законопроект поступает на рассмотрение в Совет Федерации, который принимает большинством голосов не менее 3\4 (132 голоса) 3) одобрение закона о поправке в конституцию органами законодательной власти субъектов РФ. 4) - рассмотрение в течение года и одобрить должно не менее 2\3 субъектов; 5) подписание закона Президентом РФ и обнародование в течение 14 дней в РГ, СЗ и ПГ (этот процесс называется эмульгацией).

Изменения, касающиеся состава субъектов РФ (в ст. 65) - возможны преобразования, слияния и др., данные изменения вносятся на основании ФКЗ

Изменение наименования субъекта РФ. Вопрос о наименовании субъекта - ведение исключительно субъекта РФ. Конституционный суд РФ 1995 г. постановил, что новое наименование субъекта Федерации включается указом Президента. Новые части субъектов вносятся как республики. Таким образом, конституция достаточно сильно защищена от произвольных изменений. Такой порядок внесения изменений в КРФ имеет целью обеспечение её стабильностью и всей правовой системы РФ.

Содержание и структура КРФ.

Содержание: 1) преамбула (задачи, цели, принципы, положенные в К., не имеет юрсилы, но имеет большое полит и идеологическое значение. Имеет 2 раздела: 1 раздел - главы с 1 по 9, 2 раздел - заключительные и переходные положения.

Главы: 1) основы конституционного строя;

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

Конституционный строй РФ: понятия и элементы. Конституционный строй - способ организации государства, закреплённый в его конституции и полцчающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве. Конституционный строй - совокупность политических, экономических, социальных, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции, возникающих в процессе организации органов государственной власти, госустройства и правовых связей между человеком, обществом и государством. В основу современного понятия положено 3 основных категории: власть, суверенитет и свобода личности. Причём, наличие в государстве Конституции ещё не означает, что это конституционное государство. Центральное место в системе конституционного права занимают нормы спецефического характера - основы конституционногго строя. Это основополагающие начала, составляющие идею и нормативную базу всей системы конституционного права. Представляют собой концентрированно-выраженные и обобщённые общепризнанные нормы субъектов конституционного права по поводу важных вопросов: определение формы правления, госустройства, политрежима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества для их взаимодействия (это элементы гл. 1 КРФ): государственный суверенитет РФ (ст.1-4), правовой статус Ч и Г (ст. 2-6), федерализм (ст. 5), социальное государство (ст. 7), многообразие и свобода экономической деятельности(ст. 8-9), разделение властей (ст. 9 - 11), положение о идеологическом многообразии (ст. 12), принцип светскостигосударства (ст.14), целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15-16).

Гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и их групп, защиты их прав и свобод.

Элементы ГО: 1) власть - волевое общественное отношение, в котором имеется 2 субъекта, обладающее неравными по объёму правами и обязанностями. Признак - преобладание одной воли. Власть народа в РФ реализуется посредством 3-х основных форм: государственной, общественной власти и местного самоуправления. Госвласть осуществляется через систему федеральных органов госвласти и органов госвласти субъектов РФ. Механизм государства. К методам относится метод убеждения и государственного принуждения. Госвласть реализуется через общественные объединения и группы граждан. Метод убеждения и добровольного подчинения предписания общественных объединений. Специфика власти местного самоуправления заключается в её дуалистичности государственно-общественном характере её политико-правовой природы. Демократия как народовластие имеет 2 формы реализации: непосредственную и представительную.

Непосредственная демократия в системе народовластия. Возникла исторически первой, если граждане непосредственно (сами) участвуют в управлении делами государства и общества. К числу институтов непосредственной демократии относят референдум, выборы, опросы, публичные слушания, наказы избирателей, отчёты депутатов перед избирателями, досрочный отзыв депутата избирателями, сходы, собрания граждан по месту жительства, обращение граждан в госорганы и органы местного самоуправления, также относится творческая инициатива, петиции, собрания и публичные мероприятия. Мероприятия включают себя голосования граждан по наиболее важным опросам. Референдумы подразделяются на общеобязательные и факультативные.

По территории проведения референдумов: федеральные, региональные и местные (ФКЗ "О референдуме" 2004 г.). Помимо референдума, носящего императивный характер, проводятся опросы граждан, для выявления мнения населения и его учёта при принятии решения органов госвласти и местного самоуправления, а также их должностными лицами. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Референдум проводится редко, т. к., как правило, отсутствует финансирование. Публичные слушания - цель их - обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жизни муниципального образования. Они юридической силы не имеют.

Наказы избирателей - имеющие общественное значение, одобренные собраниями (сходами, конференциями граждан) предложения, направленные кандидатом в депутаты в ходе предвыборной кампании и утверждённые соответствующим представительным органом госвласти субъекта или органом местного самоуправления.

Отчёт депутатов перед избирателями -

Отзыв депутатов и выборы должностных лиц. На сегодняшний день возможно только в муниципальных органов госвласти и только, если закреплено в конкретных документах (т. е. практически невозможно). Основаниями отзыва могут быть только конкретные противоправные решения депутата в случае их подтверждения в суде (некоторые утверждают, что это тождественно отрешению от должности).

Собрания граждан - для выяснения и обсуждения вопросов местного значения;

сходы граждан проводятся для решения вопрослв местного значения с численностью жителей не более 100 человек, при этом должно участвовать не менее 50 человек.

Правотворческая (законодательная) инициатива имеет целью принятие, изменение или отмену акта местного самоуправления. Это важный институт, регламентируется ФЗ 2006 "О порядке обращения и рассмотрения жалоб граждан". Есть форма ходатайства, заявления, петиции (коллективного обращения граждан). Предметом петиции являются проблемы, имеющие значение для всего или части муниципального образования или региона.

Собрания и публичные мероприятия закреплены в ФЗ " о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" 2004 г..

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сентября 2011 года (5 лекция). Понятие и сущность Конституции РФ | Лекция 1 Введение. Культурология в системе гуманитарных наук
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.