Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика как наука

 

В центре внимания каждой из перечисленных выше наук находится преимущественно устная речь. Задача каждой – усовершенствование процесса общения. Но «разведены» в современном языковедении они неслучайно, ведь каждая из этих наук имеет свою специфику.

Наиболее древняя из названных наук – риторика. История знает как традиционный, так и нетрадиционный подходы к определению риторики. Первый принадлежит античной эпохе, широко распространен и общеизвестен. Второй – более разнообразен и подвержен влиянию различных точек зрения в науке.

В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов, синонимом которого является красноречие. Но риторика никогда не была только искусством, она была и наукой. Как искусство риторика нуждалась в эстетическом освоении мира и одновременно базировалась на рациональном знании. Третьим началом риторики, которое объединяло обо вида познания (эстетический и научный), была этика, определявшая нравственные основы существования человеческой личности.

Обратимся к нетрадиционному пониманию риторики. Из определения этой науки – искусства убеждать с помощью слов, - следует, что данное средство может проявляться не только там, где один человек поставлен в положение оратора, другой – слушателя, не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквях. Убеждающая речь звучит и на рынке, и в транспорте, и дома. Она присутствует в коротких записках, письмах, в газетной и журнальной публицистике. Она широко представлена в художественной литературе, причем не только в авторской речи, но и в диалогах персонажей.

Понимая риторическую речь как убеждающее слово и используя всевозможный опыт «убеждающих слов», мы должны взять из первого раздела риторики (изобретение мыслей) все то, что непосредственно относится к убеждению, т.е. теорию аргументации, теорию доводов. Мы должны ограничить свой интерес к той части риторики, которая звалась топикой (от греч. twpoV - место, область) и была посвящена классификации различных форм отражения действительности как источников аргументации.

Понимая риторику как науку об убеждающем слове, мы должны сосредоточить свое внимание на разделе «украшение речи» и наряду с этим объединить в частной риторике все, что напрямую не связано со словом (содержание разделов «подготовка» и «произнесение речи»).

Охарактеризуем внешние и внутренние компоненты процесса убеждения. Его участники – тот, кто убеждает (оратор) и те, кого убеждают (аудитория). Это обязательные участники процесса убеждения. Необязательный – «третья сторона», лицо и лица, которые воспринимают наблюдения, рассуждения, выводы, используемые оратором и доводимые до сведения аудитории с соответствующей ссылкой.

Классическая риторика выделяла семь компонентов ораторской речи, которые можно назвать «внутренними»:

· вступление;

· изложение;

· определение темы, отграничение ее от других тем;

· доказательства;

· опровержение доказательств противника;

· отступления;

· заключение.

Мы исходим из необходимости делить их на обязательные (3, 4, 7) и необязательные. Обязательные компоненты, которыми общая риторика должна заниматься в первую очередь, по существу сводятся к двум понятиям: довод и коммуникативная установка. Смысл убеждающей речи таков: аудитория должна изменить (или подтвердить) свои прежние представления о фактах, событиях и пр., свои прежние умозаключения, выводы, намеченные ранее решения на основе названных оратором установок, то есть сделать это в результате акта убеждения, в соответствии с доводами оратора и в том направлении, в котором он ориентирует аудиторию. Подтверждение или изменение указанных установок, которое делается в открытой (эксплицитной) или скрытой (имплицитной) форме – это и есть задача оратора.

Различается три типа установок оратора:

А) наблюдение (было – не было);

Б) рассуждение (истинно – ложно);

В) действие (делать – не делать).

Имеется еще один необязательный, но очень важный внутренний компонент – форма речи, отличающаяся выразительностью и изобразительностью.

В задачи общей риторики не следует включать специальное изучение разнообразных видов речевой деятельности, направленных на получение информации от аудитории, установление истины в споре и т.д. Риторическая речь начинается там, где убеждающий (оратор) полностью убежден сам. Но это не означает, что проблема «обратной связи» с аудиторией вообще не принимается во внимание риторикой.

Одно из основных понятий риторики – довод. При этом доводом служит не только слово, но и то, что стоит за словом – возможное событие, факт, дело. Как соотносятся довод словом и довод делом – один из важнейших вопросов, от правильного решения которого зависит само существование риторики как науки.

Есть два крайних мнения, которые сходятся на том, что довод словом оторван от довода делом. Первая крайность состоит в убеждении, что довод словом имеет самостоятельную ценность, независимо от того, подкрепляется ли он доводом-фактом или нет. При таком понимании риторика из искусства убеждать неизбежно превращается в искусство обманывать, что неоднократно происходило в прошлом.

Искусство обманывать заключается в способности оратора обещать то, что нельзя исполнить, заставить верить в авторитет того, кто известен оратору как негодяй или обманщик, сочувствовать действительным врагам и ненавидеть друзей.

Другая крайность заключается в предположении, что довод словом не имеет самостоятельной ценности, что слова только повторяют заранее известное собеседнику реальное содержание довода. При таком понимании на риторику смотрят как на науку для болтунов или бюрократов.

Чтобы преодолеть эти крайности, необходимо рассматривать оба типа доводов в неразрывном единстве слова и дела и видит специфику словесного довода в том, что он значительно опережает или замещает во времени довод фактом, когда последний временно (только временно) отсутствует. Ф. Ницше заметил по этому поводу: «Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди своих дел и потом выполняет более обещанного».

Признав всю важность словесного довода как способность опережать и временно замещать довод делом, мы можем достойно оценить и принцип изобразительности. Речь должна быть изобразительной, то есть настолько конкретной, чтобы вызывать у аудитории яркие индивидуальные представления, чтобы слушатели могли видеть и слышать как настоящее то, что будет или уже было, но временно скрыто от ее глаз и ушей.

Великий французский философ-энциклопедист Ж.Ж. Руссо писал: «…самые убедительные речи, бесспорно, те, где заключено больше всего образов». Более того, слова оратора помогают аудитории чувствовать и воспринимать еще и то, что совершается в его собственной душе. Именно благодаря усилению изобразительности слова аудитория верит оратору, не проверяет его на каждом шагу. И в то же время изобразительное слово перестает быть убедительным, как только такая проверка показывает, что словесный довод не подтверждается фактами.

Но стоит различать два понятия – изобразительность и ее усиление. Всякая речь должна обладать минимумом изобразительности, иначе она не выполняет свою основную задачу: сообщение о чем-либо. Но одно дело – видеть и описывать то, что укладывается в привычные, хорошо знакомые аудитории словесно-понятийные схемы, - здесь не нужно никакой усилительной изобразительности. И совсем другое, когда объект ораторского «видения» и «предвидения» насыщен образами и наделен способностью вызывать сильные эмоции – ведь решающие, ключевые доводы создаются именно благодаря таким «предвидениям» оратора. Отличие убеждающей речи от какой-либо другой состоит в том, что она предполагает противоборство, конфронтацию коммуникативных установок оратора и аудитории. В такой обстановке оратор обычно оценивает содержание своей речи как принципиально новое и поначалу отчасти неприемлемое для аудитории. Поэтому он обычно старается изобразить эту новизну, изобразить и свой особый душевный настрой, который из-за новизны не поддается обычным средствам выражения. Отсюда использование не только общих, но и специальных средств усиления изобразительности – тропов и фигур. Изучение общих и специальных средств усиления изобразительности составляет содержание раздела риторики под названием «украшение мыслей».

Итак, в чем главный смысл риторики? Кто ее настоящий герой? Великие художники слова? Гениальные обманщики? Скорее всего, нет. Риторику можно сравнить с офтальмологией: оратор – это добросовестный врач, который возвращает людям (слушателям) временно или частично утраченное ими зрение.

Важно помнить, что каким бы точным и ярким ни было слово, оно должно привлечь и удержать внимание слушателей там, где его нужно напрячь, и расслабить там, где нужен временный отдых. «Когда внимание притуплено, - писал Гельвеций, - идеи и образы выступают перед нашим умом менее ясно и производят на нас слабое впечатление».

По выражению А.К.Толстого, фразы языка, лишенного должной выразительности, «скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга». К.Д.Ушинский заметил: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека из внешнего мира». Метафору великого педагога можно развить: внимание – двери и окна человеческой личности. Там, где они закрыты, царит темнота, там нет изображений и искусства изображать. Вследствие этого необходимо понять, что для оратора одно из лучших средств управления человеческим вниманием – усиление выразительности речи.

Выводы

1. Риторика понимается как ораторское искусство, основами которого являются эстетика, наука, этика; наряду с этим риторика – средство убеждения с помощью слов.

2. Центральное место в риторике занимает процесс убеждения, вследствие чего одним из основных понятий риторики является довод.

3. В процессе убеждения аудитории важна не только логическая сторона речи, но и ее форма, изобразительность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. Проблемы общения между людьми затрагивают все без исключения сферы деятельности, все уровни взаимоотношений – от сугубо личных до международных | Культура речи как наука
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.