Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилистика как наука

Читайте также:
  1. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  2. II. Конституционное право России как наука.
  3. III. ЭКОНОМИКС - СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА.
  4. XXI век знаменуется новым подходом к пониманию истории – история как наука, которая может показать пути решения многих проблем современной цивилизации.
  5. Арабоязычная наука в средние века
  6. Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей его средой.
  7. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
  8. Взаимосвязь предмета с другими экономическими науками
  9. Взаимосвязь психологии с другими науками
  10. Взаимосвязь теории организации с другими науками
  11. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
  12. Вопросы для контроля материала по теме «Психология как наука».

Обратимся еще к одной науке без возраста, точнее, с трудно определяемым возрастом. Это стилистика, которая сформировалась как наука, как самостоятельная отрасль знаний лишь в начале 20 в.

Как мы уже замечали, человека уже очень давно интересует не только то, что он говорит, но и как он говорит. Именно этим вопросом и занимается стилистика, о почтенном возрасте которой свидетельствует ее название. Слово стилистика происходит от греческого stuloV (стилос), которым древние называли заостренную палочку, стержень для писания на покрытых воском дощечках.

История термина "стилистика" на этом не заканчивается. Слово "стиль" приобрело значение "почерк", а позднее еще более расширилось и стало обозначать " манеру, способ, особенности письменной и устной речи".

Стилистика как раздел языкознания – наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества: научные книги и публичные выступления, газетные очерки, радиорепортажи и служебные документы, произведения классиков и современных писателей, различные атрибуты повседневной (бытовой) речи.

Стилистика тесно связана с разделами языкознания, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи. Как в культуре речи, так и в стилистике мы чаще всего имеем дело с оценками качественной стороны и возможности употребления в речи слов и грамматических форм. Однако если культура речи оценивает их соответствие современной литературной норме, каким-либо правилам, то стилистика – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности. В какой-то мере критерии стилистических оценок тоньше и деликатнее, нежели оценок культурно-речевых.

Стилистика также связана с другими науками гуманитарного цикла: логикой, психологией, педагогикой, причем особенно тесно – с поэтикой, литературоведением, теорией ораторского искусства.

В самой стилистике можно выделить три основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и свои особые методы исследования.

В первом изучаются выразительные средства языка, главным образом стилистическая окраска слов, фразеологических выражений, грамматических форм, разных типов предложений, произносительных вариантов. Условно его можно назвать грамматической стилистикой. Разработанная в деталях схема стилистических толковых словарей и подробные стилистические комментарии солидных (академических) грамматик – такова устоявшаяся практика описания выразительных средств современного русского литературного языка.



Во втором отделе стилистики, можно сказать, наиболее теоретическом, рассматривается исторически сложившаяся в языке система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, специфическими способами использования и организации языковых средств, а иногда и особым их подбором. На практике здесь устанавливается связь между стилями языка, с одной стороны, и формами, видами речевой деятельности, литературными жанрами – с другой. Для названия этого отдела более всего подходит употребляемый в современном языкознании термин функциональная стилистика.

В третьем разделе основное внимание уделяется анализу текста и особенностей слога. Стилистика текста изучает закономерности строения конкретных высказываний, любых речевых произведений в связи с личностью их авторов, предметом и обстоятельствами речи, в принципе всегда индивидуальными и неповторимыми. В своей повседневной практике со стилистикой текста чаще всего имеют дело школьные учителя и литературные редакторы, но овладение ее основными особенностями и законами важно для каждого культурного человека.

Два первых раздела стилистики служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов организации отдельных стилей языка нельзя приступить к рассмотрению отдельных текстов. При этом следует помнить о творческом начале, обязательном для любого хорошего речевого произведения.

Это творческое начало служит предметом изучения в особом разделе стилистики текста – теории слога. Данное понятие нечасто применяется в языкознании. Даже упоминания термина "слог" старательно избегают составители некоторых пособий по практической стилистике, так как задачу ее сводят к изъяснению набора правил, пользуясь которыми, можно исправить отдельные ошибки в тексте, приблизить его к средним стандартам.

В теории слога мы имеем дело не просто с текстами, а с образцами национальной речевой культуры, с произведениями мастеров слова: писателей, публицистов, ораторов, ученых.

Различая понятия "язык" и "слог", В.Г. Белинский писал: "Мертвые души" – произведение столь же национальное, сколько и высокохудожественное. В нем есть свои недостатки, важные и неважные. К последним мы относим неправильности в языке, который вообще составляет столь же слабую сторону таланта Гоголя, сколько его слог (стиль) составляет сильную сторону его таланта… У Гоголя есть нечто такое, что заставляет не замечать небрежности его языка, - есть слог. Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли. Это значит иметь слог, который имеют великие писатели…"

Только в теории слога находит свое объяснение неоспоримый, хотя и кажущийся парадоксальным факт: произведение настоящего мастера слова тем и хорошо, что в нем преодолевается устоявшаяся стилистическая традиция, нарушается или разрушается, а на само деле создается стилистическая система, становящаяся образцом для современников и потомков. Поэтому изучение стилистики на образцах национального речевого творчества прививает языковой вкус, вырабатывает чувство слога и слова, что очень важно для повышения общей культуры человека.

Следует отметить значение "обратной связи" в стилистике: образцовые тексты, произведения, входящие в сокровищницу речевой культуры народа, влияют на преобразование системы стилей языка и обогащают арсенал его выразительных средств. Именно в этом состоит смысл определения: литературный язык – это язык народный, обработанный мастерами.

Таким образом, объектом изучения стилистики является язык, зафиксированный в текстах. Вопрос о предмете стилистики сложен и еще не получил однозначного решения. Это связано прежде всего с чрезвычайной сложностью как самого объекта, так и предмета исследования. Кроме того, в разные эпохи своей истории стилистика сосредоточивала внимание на различных аспектах изучения языка-речи, что привело к чрезвычайной широте и неопределенности границ предмета исследования.

Между тем основы для плодотворного решения вопроса о предмете стилистики были заложены отечественной наукой еще в 20-40-х гг. в трудах Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского и другими, и впоследствии дополнены В.В. Виноградовым.

Со стилем – в общем смысле этого слова – языковеды связывают представление о таких свойствах языковой единицы и системы, которые позволяют не просто передать информацию, но осуществить его наилучшим образом, выразительно. Тем самым стиль связывается с качествами речи (как и отдельной языковой единицы), ее экспрессивностью, маркировкой, с наиболее целесообразными по задачам общения в той или иной сфере и ситуации средствами выражения и организации речи.

Встают вопросы: какое место занимает стилистический феномен в языке? Составляет ли он особый уровень в системе языка? Если же он имеется на различных уровнях языковой системы, то только ли количественные различия при этом обнаруживаются, или еще и качественные?

Основы для решения этих вопросов были заложены нашими выдающимися лингвистами. Вот главнейшие из этих положений.

1. Стилистическое в языке не составляет особого уровня языка, оно как бы пронизывает все его уровни по вертикали и имеется в каждом из них. Г.О.Винокур писал: "…Стилистика обладает тем свойством, что она изучает язык по всему разрезу его структуры сразу, то ест и звуки, и формы, но зато с особой точки зрения. Эта особая точка зрения и создает для стилистики в чужом материале ее собственный предмет" (О задачах истории языка//Избранные работы по русскому языку. - С.283).

2. Стилистическая система литературного языка чрезвычайно сложна, многообразна и неоднородна. Л.В.Щерба замечает по этому поводу: "…Чем дифференцированнее общество, тем сложнее стилистическая структура его литературного языка, причем каждая разновидность языка и речи вызывается к жизни функциональной целесообразностью, определяемой задачами общения". Хотя Л.В.Щерба, как правило, использует термин "язык" (а не "речь"), однако применительно к стилистике он рассматривает последний в аспекте его функционирования.

3. С этим связано третье основное теоретическое положение. Имеется в виду тезис В.В.Винокура: "Язык вообще есть только тогда, когда он употребляется". Именно из этого понимания языка исходит современная функциональная стилистика. Она сосредоточивает свое внимание на закономерностях употребления языка в различных сферах общения и образуемой в результате особой речевой организации (речевой системности).

4. На основе этого В.В.Виноградовым выделяются функциональные стили языка-речи как исторически сложившиеся коммуникативно целесообразные системы средств выражения в различных сферах общения.

Итак, исходя из сказанного, предметом исследования стилистики являются выразительные особенности, возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски, а также закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, результатом чего является своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы.

Стилистика, как и любая наука, имеет круг специфических понятий и категорий. Основные из них: стиль, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилистическое средство, стилевая черта, стилистическая норма, речевая системность стиля, стилеобразующие факторы.

У данной дисциплины определилась и обширная проблематика, неизвестная другим лингвистическим дисциплинам. В качестве основных проблем стилистики можно назвать следующие:

1. Определение стиля вообще, а также функционального стиля; соотношение стиля языка и стиля речи; специфика и речевая системность последнего.

2. Определение закономерностей функционирования языка в разных сферах общения.

3. Классификация функциональных стилей.

4. Соотношение лингвистического и экстралингвистического в стилистике.

5. Проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стиле.

6. Соотношение функциональных стилей и форм речи.

7. Соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой.

8. Взаимодействие стилей и их целостности.

9. Проблема отношения языка художественной к функциональным стилям.

10. Определение стилистических норм и их исторического характера.

11. Проблема диахронии и синхронии в стилистике.

12. Соотношение "стилей" произношения и функциональных стилей.

Наконец, в стилистической области исследований разработаны свои методы анализа материала. Поскольку стилистика имеет дело с проблемой адекватности выражения оттенкам смысла, со стилистическими значениями, постольку семантико-стилистический метод анализа текста в стилистике является основным. Взаимосвязь языковых средств и общая стилистическая окраска функциональных стилей речи также базируются на семантико-стилистических связях языковых единиц различных уровней, причем специфика стилей отчетливо выступает при их сравнении. Отсюда неизбежность и целесообразность сравнительного метода анализа.

При анализе художественной речи большое значение приобретает метод, который условно можно назвать методом "слово - образ (микрообраз)". Этот метод состоит в выявлении того комплекса языковых средств различных уровней со всеми их стилистико-смысловыми нюансами, который служит выражению (и созданию) данного микрообраза в системе образной мысли писателя.

При исследовании функциональных стилей, в частности при выяснении воздействия на стиль речи тех или иных экстралингвистических факторов, при определении специфики стиля приобрели широкое применение статистические, или стилостатистические, методы исследования.

Выводы

1) Стилистика – наука, которая изучает употребление языковых средств с точки зрения их наибольшей целесообразности в соответствии с целями и сферой общения.

2) Стилистика имеет три раздела, в которых изучаются:

А) выразительные средства языка, их стилистическая окраска (грамматическая стилистика);

Б) исторически сложившаяся в языке система стилей;

В) анализ текста и особенности слога.

3) Основы стилистики как науки заложены в трудах Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Стилистика как наука

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1792; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.159.113.182
Генерация страницы за: 0.011 сек.