Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феофан Прокопович




 

Феофан Прокопович – крупнейший деятель в области русской культуры и литературы петровской эпохи, основоположник просветительства, выразитель на русской земле идей Ренессанса и Реформации, оратор и публицист, драматург, поэт и теоретик литературы.

Получив образование в Киево-Могилянской академии, Феофан Прокопович продолжил его в Польше, затем учился в Италии в римском колледже иезуитов, совершил путешествие по Германии и некоторое время слушал курс лекций в Галле, почерпнув здесь философские идеи раннего просвещения. Затем он вернулся на Украину и с 1705 г. приступил к преподавательской деятельности в Киево-Могилянской академии. Он читал курсы математики, физики, астрономии, логики, поэтики и риторики. В вопросах естествознания является предшественником Ломоносова и Лавуазье.

В 1705 г. Феофан Прокопович написал и осуществил постановку трагикомедии «Владимир». Это обращение к русской истории не было случайным в творчестве видного общественного деятеля. Он много и плодотворно занимался изучением древнерусских церковно-дидактических произведений, которые нашли отражение как в его многочисленных ораторских сочинениях, так и в исторических экскурсах, предваряющих «Духовный регламент» и «Правду воли монаршей».

В книжном собрании Феофана Прокоповича, насчитывающем 25 тыс. томов, было много ценнейших рукописей, поступивших после его смерти в 1736 г. в библиотеку Петербургской Академии наук. Богаты и многогранны труды этого человека, уделявшего внимание не только естественным наукам, но и внесшим большой вклад в формирование художественно-эстетической основы раннего русского классицизма. Это трактаты «Поэтика» и «Риторика».

Труд Феофана Прокоповича, написанный на латинском языке, - «Поэтика», (De аrte poetika) – это курс лекций по истории поэзии, прочитанный им в 1705 г. В своих курсах по поэтике и риторике Феофан Прокопович ставит и решает много общих теоретических вопросов. И это имело принципиальное значение в дальнейшем развитии риторики как жанра специальных руководств по красноречию. Исследователи отмечают, что Феофан Прокопович своим творчеством внес в Киевскую академию понятие о том, что пиитика в своей основе не отличается от риторики. С Феофана Прокоповича пиитика более и более стала терять свой характер изолированности в отношении к риторике, более и более проникалась риторическими правилами.

«Риторика» (De arte rhetorica) - это курс лекций по гомилетике, т.е. это сочинение задумано как руководство к созданию церковных проповедей, практически же оно далеко ушло от этих задач и представляет собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия.

«Риторика» Феофана Прокоповича излагается в традиционной структуре – делится на общую и прикладную. В общей риторике решаются вопросы о том, что такое риторика, говорится о ее происхождении, достоинствах, необходимости и пользе, повествуется об обязанностях и конечных устремлениях автора, о пособиях к риторике.

Не ограничивая ораторского искусства одними лишь потребностями церкви, в прикладной части своей риторики Феофан Прокопович глубоко и обстоятельно говорит и дает пространные рекомендации по пяти видам красноречия: о речах эпидиктических, о церковном красноречии, о письмах, о «способе писания истории», о красноречии судебном.

Много внимания Феофан Прокопович уделяет вопросам стиля. В целом стилистические явления и категории он стремится осознать как средство художественной выразительности.

Следуя традиционному учению о трех стилях, Феофан Прокопович выдвигает основное требование соответствия стиля предмету изложения, но при этом он связывает применение этих стилей не столько с жанрами, сколько с тематикой.

Традиционно риторика как определенный жанр позволяла авторам включать разного рода обобщения общелингвистического характера. В «Риторике» Феофана Прокоповича содержится очень много разноаспектных и разнохарактерных общеязыковых положений и замечаний автора.

Поскольку главная задача риторов заключается в том, чтобы «сделать слушателя восприимчивым», Феофан Прокопович продумывает те психологические приемы, к которым должен обращаться любой ритор, чтобы успешнее выполнить свое предназначение.

В соответствии с традицией «Риторика» Феофан Прокопович ставит и другие практические задачи – помочь слушателям практические, на деле овладеть искусством риторики. С этой целью автор разрабатывает множество разнохарактерных практических заданий.

Принципиально важно, что свои теоретические положения Феофан Прокопович строит, опираясь на свой авторитет и писательский опыт. Его перу принадлежат похвальные и поздравительные слова и речи, богословские трактаты, церковные проповеди. Более того, следует говорить о процессе взаимодействия и взаимовлияния литературного и художественного творчества и его теоретического обобщения у Феофана Прокоповича, поскольку свои теоретические положения и практические рекомендации он осуществляет в своем дальнейшем творчестве.

В целом творчество Феофана Прокоповича характеризует явное стремление стать понятным слушателю, его проповеди приближаются к политической речи. Для лучшего воздействия на слушателей он пополнял речи актуальным содержанием, использовал конкретные живые образы, упрощал язык, он был против «высокопарных» и «гремящих» слов.

Оратор должен собрать «высокие и разум пленящие мысли, утвердить их на истинных и ясных доказательствах, произносить со сладостью и приятельством». Феофан Прокопович стремится опростить свои проповеди и освободить их от «пустословий софистических», он старается говорить и писать как можно обыкновеннее и проще.

Понимая направление деятельности Петра 1, Феофан Прокопович сам стал участником его реформ и в своем творчестве выступал апологетом светской власти. В его проповедях часто говорится о темах далеко не религиозного содержания.

Современники Феофана Прокоповича, так же как и другие деятели более позднего времени, считали его «великим ритором» и в области «Российского духовного красноречия» отдавали ему пальму первенства. Особенно большое впечатление произвело «Слово на погребение Петра», которое цитировалось в риториках 18 в. как высокий образ ораторского искусства. О приступе к этой речи историк В.Якимов впоследствии писал: «Ни в нашей, ни в иностранной словесности нет ничего подобного этому единственному приступу, этому неизъяснимо красноречивому выражению горести».

Давая общую оценку деятельности Феофана Прокоповича, профессор В.Якимов писал: «В продолжение своего ораторского поприща от 1706 до 1736 г. – в три десятилетия Феофан воздвиг бессмертный памятник русского витийства, русского языка, русского слога. Это огромный величественный колосс древнего периода нашей словесности».

Работы по красноречию Феофана Прокоповича самым прямым образом продолжают традиционную форму русских риторик 17 в: многоаспектность содержащегося теоретического материала, привлечение внимания слушателей (и читателей) к широкому кругу вопросов стилистики.

Принципиально новой сущностью, характеризующей «Риторику» Феофана Прокоповича, является привлечение для анализа широкого круга современных ему литературных произведений.

Но главную его заслугу в развитии теории русского красноречия следует видеть в страстном утверждении примата содержания и в теории, и в литературном и художественном творчестве. Утверждая, что «наука красноречия родилась от природы», Феофан Прокопович в основу всех своих положений и рекомендаций, которые он, как горячий сторонник научного миросозерцания, выводит из точного знания, - содержательность, простоту, ясность.

Рассмотрим творчество Феофана Прокоповича более подробно. Сочинение «Риторика» представляет собой запись лекционного курса, прочитанного им на латыни в 1706-1707 г. в Киево-Могилянской академии. В предисловии к «Риторике» он указывает, что «…предметом искусства является жизнь во всех ее проявлениях. Царю Петру потребны искусные риторы, которые с церковных амвонов донесут народу его дела и помыслы».

Обыкновенно начинали изучать риторику с «риторического млека»: записывали под диктовку изящные фразы, годные на разные случаи. Потом следовал аппарат для «прикрасы» - исторические примеры, толкование гербов, достопамятные изречения, символы и прочее «…добро, высыпаемое на головы слушателей, которое производило впечатление учености».

Гомилетика, то есть церковное красноречие, читалась по Киприану Соарецу и другим латино-польским учебникам. В них описывалось до сорока способов составления проповеди, обязательные приступы и прилоги, давались советы, как присовокупить поболее тропов и фигур, как показать свое красноречие, поразить сравнением, как задать самому себе вопрос и тут же на него ответить, наконец, как ввернуть смачное словцо или смешную байку, дабы повеселить публику.

С особым тщанием обучались искусству панегирическому как наиболее хлебному, переписывая в тетрадки изысканные образчики. К примеру, приветствуя владыку, навестившего твой приход, скажи так: «Глас гортани твоей, аки глас сладчайший Иисусов. Благоуветливые Благоглаголевых уст твоих словеса аки труба богогласно вещающая, веселит наши сердца. Глава же твоя, купно же и брада святительская молниелучными блистающая сединами аки мирро точит нам разум …».

Не зря гордились в Киево-Могилянской академии своей риторикой. И поэтому громом среди ясного неба прозвучали слова Феофана Прокоповича, обозвавшего ее «фабрикой испорченного красноречия».

"Самый обыкновенный недуг нашего времени, - язвительно усмехаясь, заявил он на первой же лекции, - есть тот, который мы можем назвать курьезным слогом. Для приобретения учебной знаменитости учебные хвастуны усвоили себе манеру выражаться как можно удивительнее и необыкновеннее. Потому и выдумывают курьезные умствования и спрашивают, к примеру, почему в имени Пресвятой Девы пять букв? Задержав слушателей бессмысленной проволочкой, ораторы вдруг одушевляются и с натянутой важностью и отвислыми щеками начинают изрекать свое нелепое порицание. Чтобы пересыпать солью свое сумасбродное пустословие, проповедники постоянно и глупо шутят, оскорбляя Бога, пороча Богородицу, беспокоя ангелов».

Разбранив польских риторов, не пощадив прославленного Млодзяновского, Феофан Прокопович изложил свое понимание истинного красноречия: "Хорошо говорит тот, кто хорошо думает. Отбросьте пустое витийство и бессмысленное украшательство и сразу переходите к сути. Важно не как вы говорите, но о чем вы говорите. Не просит ли помощи у красноречия наше отечество, когда столько славных деяний его забыто? С какой скорбью жалуемся мы, что не дошли до нас примеры предков, сколько же нам нужно стараться о том, чтобы современные деяния не оставались по нашему нерадению и невежеству в темноте неизвестности! Любите истину, как вы любите Бога!"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.