Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зоопсихология в XVIII—XIX вв

Античные времена

История зоопсихологии

История развития науки

Введение в зоопсихологию

Зоопсихология - это наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении в онто – и филогенезе психических процессов и о предыстории и развитии человеческого сознания (Фабри).

Традиционно принято разделять историю зоопсихологии на два периода: 1) до создания Ч. Дарвином эволюционного учения в 1859 г.; 2) период после Дарвина.

 

Древнегреческий философ Эпикур (341—270 до 5 н. э.) и его последователи, особенно римский поэт, философ и ученый Лукреций, утверждали, что животное, так же как и человек, обладает душой, но при этом со всей определенностью отстаивали положение о материальности такой «души».

В противоположность взглядам материалистов древнегреческие философы Сократ (470—399 до н. э.) и Платон (427—347 до н. э.) рассматривали душу как божественное явление, не связанное с телом. По утверждениям Платона, душа заметно старше тела, и души человека и животных различны, так как душа человека обладает чисто мыслительной силой.

Животным же присуща только низшая форма души — побуждение, влечение.

 

Первым естествоиспытателем среди философов древности по праву можно назвать древнегреческого ученого и философа Аристотеля (485—423 до н. э., трактат «О душе»). Его взгляды на проблемы души у человека и животных заметно отличались от взглядов предшественников. Человеку Аристотель приписал бессмертную «разумную душу» — воплощение божественного духа. По мнению Аристотеля, только душа оживляет тленную материю (тело), но лишь тело способно к чувственным впечатлениям и влечениям. В отличие от человека, наделенного разумом, способностью к познанию и свободной волей, у животных имеется лишь смертная «чувственная душа».

 

Древнегреческий философ Хризипп (280—206 до н. э.) впервые дал определение инстинкта. Инстинкт понимается ими как прирожденное, целеустремленное влечение, направляющее движения животного на приятное, полезное и уводящее его от вредного и опасного.

 

Таким образом, уже в трудах античных мыслителей затрагивались основные проблемы поведения животных: обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения, инстинкта и научения, а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных.

 

Следующие значимые исследования в области зоопсихологии были сделаны только после тысячелетнего перерыва, когда во времена Средневековья началось возрождение научного творчества, но только в XVIII в. предпринимаются первые попытки изучения поведения животных на прочном фундаменте достоверных фактов, получаемых в результате наблюдений и экспериментов.

Одним из первых зоопсихологов по праву можно считать французского философа-материалиста, врача по образованию Ж.О. Ламеттри (1709—1751) взгляды которого в дальнейшем оказали большое влияние на научное творчество Ж.Б. Ламарка.

В середине XVIII в. увидел свет «Трактат о животных» французского философа и педагога Э.Б. Кондильяка (1715—1780). В этом трактате ученый специально рассматривал вопрос о происхождении инстинктов животных. Заметив сходство 8 инстинктивных действий с действиями, которые выполняются по привычке, Кондильяк пришел к выводу, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения сознания. Таким образом, по его мнению, в основе любого инстинкта лежит разумная деятельность, которая за счет постоянных упражнений вошла в привычку, а уж затем превратилась в инстинкт.

Одним из ярых противников Кондильяка был французский биолог Ш.Ж. Леруа. В работе «Философские письма об уме и способности животных к совершенствованию» (1802)

он выдвинул задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных в результате повторяющегося действия ощущения и упражнения памяти.

Одновременно с Леруа изучением инстинктов животных занимался другой великий французский натуралист Ж.Л. Бюффон (1707—1788, «Histoire naturelle des animaux», 1855). Бюффон доказал, что многим поступкам животных нельзя подобрать адекватные «человеческие» объяснения. Согласно учению Бюффона животным,

в частности млекопитающим, с которыми в основном и работал натуралист, свойственны разные формы психической деятельности, например ощущения и привычки, но не понимание смысла своих действий. Кроме того, животные, по мнению Бюффона, способны общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания.

 

Первое эволюционное учение было предложено в начале XIX в. французским натуралистом Ж.Б. Ламарком (1744—1829, «Философия зоологии»). Это учение еще не было целостным, законченным исследованием и во многом проигрывало более поздним концепциям Ч. Дарвина, но именно оно послужило новым толчком для дальнейшего развития зоопсихологии.

 

Периоды развития животного: 1. Эмбриональный - эмбрион способен научаться (птенец в яйце);2. Постэмбриональный период - явления врождённого узнавания;3. Импритинг - видовая память, процессы запечатления (Лоренц - этологизм поведения животных);4. Ювенальный - процессы, функции игры. Соотношение врождённого и приобретённого. Проблема врождённого и приобретённого;5. Сравнение психической деятельности животного и человека (сравнение языка, мышления, сообществ). Проблемы зоопсихологии: 1. Огромное количество видов животных;2. Различия в экологических средах обитания животных;3. Сложность количественной оценки;4. Проблема изучения разума (нет критерия для оценки разума животных) - т. к. в поведении животных переплетены инстинкты, навыки и разумное поведение. Эталогия – наука, изучающая поведение животных.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы теории деятельности | Общая характеристика психической активности животных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.