Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 19. Понятие психологии нации




ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

тяшяштшшкштшмшшйшшшштшашшшшшктяшшшшшмшшшштмшштшшшят

В истории развития мировой цивилизации существовало множество классификаций людей по самым разным признакам. Одна из них делит людей на расы. Антропологи ввели понятие «раса», чтобы легче было описывать внешние физические черты и на их основе (главную роль играл при этом цвет кожи) делить людей на группы. К понятию «раса» во все времена относились неоднозначно, так как в случае его абсолютизации в условиях переплетения культур и смешения народов может развиться расизм, представляющий собой любые проявления дискриминации, ксенофобии и ненависти к представителям другой расы. Последствия расизма трудно преодолимы. Они разрушают нежную ткань доверия между людьми, угрожают их мирному сосуществованию, дают преимущества в социальном и личном благополучии одним культурным группам и индивидам и лишают этих благ другие.

Согласно иной классификации люди делятся по принадлежности к различным этносам, под которыми обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.

В основе существования этносов лежит осознание ими своей целостности, выражаемой понятием «мы» по сравнению с понятием «они». Деформация этого явления получила название этноцентризма, т.е. склонности человека воспринимать и оценивать различные явления на основе культурных стереотипов своей этнической общности.

Существуют две исторические формы этнической общности людей — племя и нация, соответствующие двум формам экономических отношений. В основе племенного разобщения людей по территории расселения, культуре и языку лежат родовые отношения. Племя представляло объединение родов, которое становилось все более прочным на развитом этапе первобытной форма-

ции. Чем больше разных родов входило в племя, тем более оно становилось жизнеспособным и предотвращалось его вымирание.

С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени постепенно превращается в этнос в виде нации. Племя характеризуется однородностью стратификации, т.е. отсутствием социального неравенства.

Нация качественно отличается от племени, во-первых, тем, что она объединяет людей разного социального происхождения. Во-вторых, возникновением государства, четких границ расселения его подданных и сдерживанием кочевого образа жизни, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев основной этнической общности и внедрением государственного языка. В-третьих, формированием и развитием определенного этнического самосознания, национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма.

Нация — это высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях.

Психология этнической общности (нации), или национальная психология, имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации (этнической общности) в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношении к другим людям.

Национальная психология представителей конкретных этнических общностей — результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы.

Социально-политическое и экономическое развитие является важнейшим из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зависит от производственных и общественных отношений, особенности проявления которых в каждом государстве накладывают особый отпечаток на развитие сознания представителей каждой этнической общности.

Историческое развитие этнической общности, по мнению многих ученых, — это те жесткие рамки многочисленных, но закономерных, временных, качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.

Возраст этнической общности обычно свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт.

Межнациональные отношения этнической общности, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.

Культурное развитие этнической общности (ее культура в целом) оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприятия ими окружающего мира, отношения к представителям других социальных групп.

Язык и письменность этнической общности определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают в своем содержании разнообразие и богатство их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности.

Национальная психика — составная часть общественного сознания (общественной жизни), его важнейшего компонента — общественной психологии. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания — идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.