Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы рынка и его функции




План

Тема 4.Общая характеристика рыночной экономики

1. Определение категории «рынок»

2. Типы рынка и его функции

3. Система и структура рынков

4. Субъектная структура рынка

 

1. Определение категории «рынок»

 

Проблема изучения современной теории рынка исключительно важна для всех стран, экономика которых функционирует на основе рынка. При установлении сущности рыночных отношений следует иметь в виду, что понятие «рынок» — одна из самых распространенных экономических категорий, но несмотря на это до сих пор нет единого ее толкования.

Понятие рынок многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно менялось.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место рыночной торговли, рыночная площадь, и объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным, приобретает форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений рынка.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в современной экономической литературе. Так, французский экономист-математик Курно считал, что под термином рынок следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны и цены легко и быстро выравниваются. В таком определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установления цен.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве. Характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена. В толковых словарях Даля и Ожегова приводится другое значение рынка — сфера товарного обмена. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок — это не сфера товарного обмена, а сфера обращения. Последнее гораздо шире, ибо включает не только товарное обращение (товарно-денежный обмен), но и денежное обращение, в том числе современный рынок ценных бумаг.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отноше­ний, то возникает новое определение рынка как совокупности существующих и потенциальных покупателей товара (Котлер Ф. Основы маркетинга). Английский экономист У. Джевонс (1835−1882) в качестве основного критерия рынка выдвинул «тесноту» взаимодействий между продавцами и покупателями. Согласно его мнению, рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Однако приведенные высказывания не являются исчерпывающими, т. к. содержание рынка сведено только к сфере обмена и не охватывает отношения производства.

С появлением товара — рабочая сила рынок приобретает всеобщий характер, он проникает во все большей степени в само производство — покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения факторов производства в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие рынок расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации движения составных его частей. В результате появляются такие определения рынка как совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме, или как сфера реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которой проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ.

Между определениями рынка как сферы обращения и совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений — наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором — на отношения, выражающие сущность категории «рынок».

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

1) натурально-вещественные, безвозмездные в соответствии с объемом и структурой потребностей;

2) товарные, осуществляемые посредством рынка.

Характерными чертами последнего являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Эти связи могут быть только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т. д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме они скорее приближаются к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождаются формальными актами купли-продажи.

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство - рынок - потребитель), но и обратные (потребитель - рынок - производство) хозяйственные связи. Теоретически доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условие устойчивости и эффективности любой экономической системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой экономическими интересами их роли движущей силы экономического развития.

Таким образом, можно выделить еще однопонимание рынка как способа (или формы) организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъектов, основанного на принципах свободной купли-продажи, и как общественной формы функционирования экономики, при которой обеспечиваются взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

Все рассмотренные определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления.

 

 

Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях.

Экономическая функция – это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающая ее сущность.

К числу важнейших функций относятся:

- функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;

- стимулирующая функция, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимум прибыли;

- регулирующая функция, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства;

- функция экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной заработной платы;

- эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным "эталоном", соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара;

- функция демократизации хозяйственной деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации товаропроизводителей - конкурентов.

История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный (классический), регулируемый и деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определяющую роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами.

1. Неограниченное число участников рыночных отношений и сво­бодная конкуренция между ними.

2. Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.

3. Абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.

4. Абсолютная информированность о рынке (норме прибыли, спросе предложении и т. д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов — продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.

5. Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т. д.).

6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.

7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.

8. Отсутствуют монополизм (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

Перечисленные выше черты классического рынка позволяют сделать вывод о рынке как саморегулирующей системе, характеризующейся высо­кой степенью рационального поведения рыночных субъектов, гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям, способностью удовлетворе­ния разнообразных неограниченных потребностей.

Несмотря на ряд достоинств свободного рынка, ему присущиинедостатки:

1. Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни.

2. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства.

3. Принципы свободной конкуренции не обеспечивают соблюдение правил и норм поведения в обществе, что приводит к нежелательным эффектам (например, загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами и др.), развитию наркомании, алкоголизма и т. д.

4. Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление и др.).

5. Рынок не реализует научно-технические достижения для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необхо­димы для развития общества в отдаленной перспективе.

Свободный рынок это абстракция. В настоящее время, да и в прошлом (в различных объемах) имело и имеет место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.

Сегодня у нас многие считают, что переход к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечивает полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.

Но в действительности полной свободы нет и быть не может. Еще Н. И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г. В. Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности не существует сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж. Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен Адама Смита. Кто призывает к этому — это человек с психическим заболеванием клинического характера.

Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.

Цивилизованный (регулируемый) рынок это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.

Следовательно, рынок должен быть регулируемым, с тем чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

Рынок может регулироваться:

с помощью своего собственного рыночного механизма (конкуренции, прибыли, цен, спроса и предложения);

государством прямо или косвенно через госзаказы, налоги и т. д.

Для нас же крайне важно, как отмечал В. Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое идеально отвечало бы этим требованиям.

Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в нашей экономике.

Условия функционирования рынка у нас были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет, отсюда заявление об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли-продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.

Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы.

1. Отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности.

2. Чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности.

3. Монополизм производителя и торговца.

4. Несбалансированность спроса и предложения.

5. Чрезмерный рост цен, безудержная инфляция — нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и т. д.

6. Расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков.

7. Развал общенационального рынка, попытка усиления региональных рынков.

8. Замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом.

9. Деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений, отсутствие мотивации к эффективному труду.

10. Отсутствие у потребителя права выбора товара.

Чтобы устранить деформацию рынка, безработицу, инфляцию, нестабильность, необходимо создать определенные условия для функционирования рынка.

Такими условиями следует считать:

- наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиформизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции;

- достаточное количество производителей, не менее 15 20 изготовителей однотипной продукции (если 4 5 — это олигополия, если 1 2 — это монополия, что может сдерживать развитие рынка);

- свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирование и др.), т. е. свободная купля-продажа,

- право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задаст извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей — это своеобразная реакция на цены, но она не устраняет рынок;

- свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность и использование факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития, возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка — это обязательное условие для функционирования здоровой экономики;

- полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка;

- наличие рыночной инфраструктуры, т. е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.