Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие спроса и предложения




 

Если наложить друг на друга график спроса и предложения, то получится график рыночного равновесия, что приводит к формированию рыночной цены, при которой величина спроса и предложения сбалансированы.

Это означает, что равновесный объем равен объему спроса и предложения:

Qe = Qs = Qd, (5)

 

где Qe - объем равновесный;

Qs - объем предложения;

Qd - объем спроса.

 

Цена равновесия равна цене спроса и предложения

 

Рe = Рs = Рd, (6)

где Рe - цена равновесия;

Рs - цена предложения;

Рd - цена спроса.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

В принципе нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней (рыночной) цены от равновесной либо при сдвиге кривых спроса или предложения.

Эффект изменения цены

 
 

 


Рис. 8. Рыночное равновесие

 

Предположим, что продажная цена поднялась до уровня Р1, цена стала выше равновесной, количество покупателей при данной цене уменьшится (Qd1), но количество производителей увеличится (Qs1). Наглядно видим излишек товара и затоваривание рынка (рис. 8).

В противоположной ситуации рыночная цена устанавливается на уровне Р2, т. е. меньше Е, следовательно Q d2 > Q e, а Q s2 < Q e. Спрос больше предложения, т. е. на рынке установился дефицит товара.

Эффект сдвига кривой спроса

Предположим, что в результате моды кривая спроса сдвинулась в правую сторону. На какое-то время цена равновесия не изменится, что приведет к дефициту товара. Активный спрос стимулирует повышение цен, по мере роста цены активность спроса будет снижаться, пока не установится новая точка равновесия, т. е. произойдет рост производства при одновременном увеличении цен (рис. 9).

 
 

 


Рис. 9. Эффект сдвига кривой спроса

 

 

Эффект сдвига кривой предложения

Предположим, что произошло подорожание сырья или государство ввело новые налоги. Вырастет себестоимость изготовления продукции, некоторые предприятия разорятся, объем предложения упадет, кривая S сдвинется в левую сторону. Это при равновесной цене Е приведет к дефициту продукции на рынке. Спрос будет больше предложения, цена начнет увеличиваться. В ответ на рост цен производители начнут расширять выпуск продукции, пока рынок не придет к новому равновесному состоянию Е1 при объеме Ре1 и объеме Qe1. Таким образом, способность рынка при помощи механизма спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное состояние называется устойчивостью равновесия.

 


Рис. 10. Эффект сдвига кривой предложения

 

D
S
 
 

P Pmax Pe Pmin 0
Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить через площадь РmaxЕРe (рис.11). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

       
   
E
 
 


Рис. 11. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

 

Разница между общей выручкой РeТР = РeQe (площадью прямоугольника ОРeЕQe) и совокупными издержками (площадь ОРminЕQe) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь РeЕРmin).

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

 
 

 

 


Рис. 12. Затраты потребителя в условиях законодательно установленного потолка цен

 

Тем не менее потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен.

Если установленная государством максимальная цена («потолок цены») находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные (рис. 12). Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т. д. – все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара. В случаях, когда цена выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.