Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие международной торговли

 

Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной).

Международная торговля (international trade) — сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Применительно к одной стране обычно используется термин «внешняя торговля государства», применительно к торговле двух стран между собой — «межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля», а применительно к торговле всех стран друг с другом — «международная или мировая торговля».

По существу торговля в широком смысле состоит из отдельных ее разновидностей, и в каждой из них обязательно обнаружится торговая, коммерческая, «прибыльная» основа. Разница заключается в предмете и в формах коммерческих операций, лежащих в основе экономических взаимоотношений сторон. Например, в области обмена интеллектуальной собственностью товаром могут быть авторские, патентные и другие подобные права, а особыми сделками (лицензионными и т. п.) может оформляться уступка прав пользования этим специфическим товаром, по коммерческой сути своего рода аренда, прокат.

Предметом торговли могут быть самые разнообразные ценности, блага, в том числе:

1) материальные ценности, вещи, движимое и недвижимое имущество, т. е. товар в узком смысле слова;

2) «невидимые» статьи торговли, в частности услуги, труд;

3) результаты интеллектуальной деятельности, права на интеллектуальную собственность, информацию;

4) деньги и ценные бумаги, ибо на практике и деньги (особенно «валюта») могут быть товаром, ибо ими можно торговать; тем более это относится к ценным бумагам. Торговля и валютно-финансовые отношения трудноразделимы.

Международная торговля — торговля через границы между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или сравнительных преимуществах) при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами.

Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности. Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны другим способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт).

Международная торговля поощряет эффективность производства при помощи перераспределения ресурсов от тех регионов, которые лучше обслуживать при помощи импортирования в те отрасли промышленности, где страна имеет конкурентное преимущество по отношению к торговым партнерам.

Вариации в конкурентном преимуществе разных стран отражаются в их различных структурах затрат (т. е. конкурентоспособной цены), а также в различном уровне квалификации (конкурентоспособность по дифференциации продукта). Они в свою очередь в большей мере определяются большими базовыми факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, капиталом) и степенью экономической зрелости (уровень дохода на душу населения, общие уровни издержек и цен, научная и техническая квалификация и т. д.). Наличие ресурсов и квалификации определяет выбор продуктов, которые страна сможет технически производить, в то время как относительные издержки, цена и дифференциация продукции определяет экономическую выгоду от производства продуктов, в которых она имеет относительное преимущество перед другими странами.

В упрощенной форме теория конкурентного преимущества порождает международное производство и отношения торговли. Предположим, страна А обладает дешевой рабочей силой, а страна Б — капиталом (капитал дешевле относительно труда) и что продукт Х является трудоемким, а продукт Y — капиталоемким. Тогда страна А будет иметь относительное преимущество над страной Б при производстве продукта X, а страна Б будет иметь то же преимущество при производстве продукта Y. Отсюда следует, что обе страны получат прибыль от специализации и торговли: страна А производит продукт Х и экспортирует какую-то его часть в обмен на импорт продукта Y, а страна Б производит продукт Y и торгует со страной А, продавая ей часть Y в обмен на X.

Наделенность факторами производства, а следовательно и конкурентные преимущества фиксированы. С течением времени конкурентные преимущества меняются. Это может случиться в ответ на некоторые виды влияния:

1) правительство страны приступает к выполнению структурных программ, ведущих к перераспределению ресурсов. Например, страна, которая на первый взгляд имеет преимущество в поставке первичных продуктов, таких как хлопок или пшеница, может тем не менее отказаться от них или переместить акцент на индустриализацию и на установление конкурентного преимущества на произведенные товары, где добавленная стоимость всегда выше;

2) в ответ на движения капитала на международном рынке и на передачу технологий, а также в случае перераспределения производства транснациональными корпорациями. Например, Малайзия имеет конкурентное преимущество в производстве каучука, после того как британские предприниматели основали и инвестировали средства в каучуковые плантации.

Принимая во внимание преимущества международной торговли, нужно отметить, что оптимизация подобных преимуществ достигается в условиях свободной торговли (т. е. при отсутствии запретов и ограничений на торговлю, таких как тарифы и квоты). Эти взгляды разделяются международным сообществом после вступления в силу генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и формирования различных региональных блоков свободной торговли. На практике, однако, преимущества от международной торговли часто неравно распределяются между странами, и это неизбежно приводит к ситуации, когда национальные интересы ставятся выше международных обязанностей.

Мировая торговля представляет собой наиболее простую и очевидную форму реализации международного разделения труда. Каждая страна в соответствии с ее природно-географическими условиями и уровнем технико-экономического развития в большей или меньшей степени участвует в мировом обмене товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле характеризуется двумя соотношениями: ввозом и вывозом товаров и услуг.

Вывоз из страны товаров и услуг и их реализация на внешних рынках называется экспортом. Экспортная ориентация страны, равно как и объем экспортируемых ею товаров и услуг, предопределяются экономической эффективностью их вывоза, а также решением целого ряда внутренних экономических и социальных проблем.

Ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны называется импортом. Круг импортируемых товаров и услуг определяется получением заметных преимуществ по сравнению с их внутренним производством. Экономия может быть связана как со сравнительными издержками, так и факторным дефицитом в данной стране при выпуске соответствующего товара. Кроме того, с помощью импорта быстро достигается насыщение спроса и удовлетворение потребностей в товарах и услугах, а также освобождение ресурсов, затрачиваемых на производство аналогичных благ.

Ввоз товаров с целью не реализации их на внутреннем рынке, а вывоза в третьи страны называется реэкспортом. Это одна из форм извлечения выгод за счет «посредничества» или один из способов достижения определенной сбалансированности внешней торговли с несколькими странами-партнерами по внешнеэкономической деятельности. К реэкспорту прибегают и в тех случаях, когда хозяйствующие субъекты данной страны не могут выйти на внутренние рынки некоторых стран по тем или иным политическим, военно-стратегическим, экономическим причинам. В этом случае используются каналы внешнеэкономических связей партнеров из тех стран, с которыми существуют нормальные отношения. Реэкспорт может использоваться и для осуществления незаконных внешнеторговых операций.

Вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту называется внешнеторговым балансом страны, в котором операции по экспорту относятся к активным статьям, а операции по импорту — к пассивным.

Общая сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот страны.

Разность между суммой экспорта и суммой импорта образует сальдо внешнеторгового оборота. Сальдо торгового баланса положительное, если экспорт больше импорта и, наоборот, отрицательное — при превышении импорта над экспортом.

Соотношение экспорта и импорта товаров и услуг открытой экономики оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. Экспорт, как и потребление инвестиций, вызывает увеличение объема производства внутри страны.

В случае увеличения импорта произойдет переориентация части расходов с потребления и инвестиций на импорт, т.е. услуги, произведенные в других странах. А это уже повлечет сокращение спроса на продукты отечественного производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Денежная система, имеющая фидуциарный характер – это система, построенная на | Роль государства в международной торговле
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.