Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция I. Введение в психологию




Курс лекций по дисциплине

«Экономика»

Для студентов технических специальностей

Заочной формы обучения

 

Редактор С.И. Семухина

 

Подписано в печать Формат 60 84/16

Бумага офсетная. Усл. Печ. Л.

Тираж 500 экз. Заказ

 

Издательство УрГУПС

620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66

1. Определение психологии как науки.

2. Краткая история развития психологии.

3. Структура современной психологии.

4. Основные методы психологии.

 

Психология — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности (от греческого psyche — душа, logos -учение).

Своим названием и первым определением она обязана греческой мифологии, согласно которой небожитель Эрот, сын Афродиты, влюбился в земную женщину Психею. Мать прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляла Психею пройти различные испытания. За такую сильную любовь, желание быть с возлюбленным, несмотря ни на что, Зевс наградил Психею бес­смертием. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Древнегреческий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания. В научный язык термин "психология" ввел в своих трудах немецкий философ Х. Вольф.

Предметом изучения психологии является психика. Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. Под высокоорганизованной материей подразумевается работа головного мозга.

Психику можно также определить как основу для организации взаимодействия с окружающей средой, включающей: получение информации; переработку информации; хранение информации; организацию ответного действия.

Задачи психологии непосредственно связаны с предметом исследования этой науки. К основным задачам современной психологии можно отнести следующие: изучение механизмов и закономерностей функционирования психики; формирование психических особенностей человеческой личности как сознательного субъекта деятельности.

В развитии психологии можно выделить две основные стадии: донаучную и научную.

Первые представления о природе человека характеризуют ритуалы. Например, ритуал погребения, в котором учитывалось то, что после смерти человека его душе необходимы определенные "удобства". В Древнем Китае обнаружены черепа людей с отверстием в затылочной части, необходимым "для освобождения духа".

Древние люди объясняли свою судьбу и происходящие с ними события вмешательством богов, что выражалось в языческой культуре.

В античной философии, кроме "постороннего" воздействия (божества), предполагалось существование внутренней субстанции — души, влияющей на поведение человека. Аристотель выдвинул идею о том, что душа -это функция тела, двигатель, позволяющий живому существу существовать, реализовывать себя. Его трактат "О душе" считается первым психологическим произве­дением. Некоторые психологические аспекты рассматривались также в философских учениях Платона, Демокрита, Лукреция и др.

Таким образом, I этап в развитии психологии — философский. Психология определялась как наука о душе. Такое понимание психологии было дано более двух тысяч лет назад. Именно наличием души философы древности пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

В XVII веке от философии начинают отделяться различные естественные науки, что позволило перейти к изучению осознаваемой деятельности, которая является действительным показателем психики, а не предпо­ложительным. Выдвигаемые теории стали подвергаться эксперименту. В 1879 году в Германии (Лейпцигский университет) произошло событие, послужившее началом развития психологии как науки. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней исследователи пытались изучить структуру сознания, выяснить простейшие его составляющие (ощущения, образы, чувства). Основным методом изучения была интроспекция (самонаблюдение).

Итак, 2-й этап развития психологии начинается в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Предметом изучения психологии стало сознание, под которым в этот период понималась способность думать, чувствовать, желать.

Начало XX века явилось для психологии новым, 3-м этапом её развития. Предметом исследования психологии в тот период становится поведение, а основной задачей — экспериментальное наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Такой подход к изучению человека был назван бихевиоризмом (поведенческим). Основной недостаток этого научного направления заключался в том, что не учитывались мотивы (побуждения), вызывающие поступки и поведение человека в целом.

Во второй половине XX века психология вышла на новый виток своего развития. Начался 4-й, современный, этап развития психологической науки. Психология стала наукой, изучающей все объективные закономерности, проявления и механизмы психики (и сознание, и поведение, и мотивы, и бессознательную среду и т.д.). В настоящее время психология представляет собой развитую как в научном, так и практическом плане область исследований. Более фундаментальными (основными) являются такие отрасли, как общая, социальная, возрастная психологии. К специфическим, специальным психологическим областям относятся: психология управления, педагогическая, медицинская, юридическая, спортивная, инженерная и др. Все психологические отрасли как основные, так и специальные взаимосвязаны между собой.

В психологии существуют методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.

Основными методами психологии являются:

1. Наблюдение — один из основных методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Различают следующие виды наблюдения:

- внешнее и самонаблюдение;

- свободное и стандартизированное (жесткий план);

- включенное и невключенное (со стороны).

2. Опрос — метод, при котором человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Различают:

· письменный опрос (анкетирование);

· устный опрос (беседа, интервью).

З. Тесты — метод, при котором получают точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Различают:

· тест — опросник;

· тест — задание;

· проективный тест.

4. Эксперимент — метод, позволяющий целенаправленно создавать ситуации, в которых изучаемые свойства выделяются, проявляются и оцениваются лучше всего. Эксперименты бывают лабораторные и естестественные, в зависимости от того, в каких условиях изучается то или иное явление.

5. Моделирование — создание искусственной модели изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено. Модель должна повторять основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого пред­ мета или явления. Моделирование бывает математическим, логическим, техническим, кибернетическим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.