Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса

Навыки учебной деятельности

Современная наука (А. К. Маркова, Л. Д. Митина, Ю. К. Орлов и др.) считает ее главным компонентом успешной учебной деятельности, отдавая ей приоритет перед способностями и усилиями.

Большинство ученых сходятся в том, что мотивация является стержнем личности, который состоит из сплетения потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, диспозиций, интенций, идеалов и так далее. Структурно выделяют витальный и социокультурный уровни детерминации.

Сегодня многие исследователи согласны с той точкой зрения, что можно разделить мотивацию на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя мотивация - конструкт, описывающий поведение с точки зрения средовых регуляторов поведения человека. Такой вид мотивации учебной деятельности можно признать доличностным, досубъектным. Ученик учится хорошо, так как боится наказания, за награду и т. д.

Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий поведенческую детерминацию изнутри самости, личностного Я. Деятельность интересует как таковая, без внешнего подкрепления. Экспериментальное изучение соотношения видов мотивации в школьном обучении показало, что при внутренней мотивации происходят более успешное освоение школьной программы, более высокий уровень освоения теоретического материала, значительное улучшение мнемонических и когнитивных процессов, повышается самоуважение.

Центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес. Именно он, в отличие от других возможных мотивов, может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных учебных задач.

Учебно-познавательный интерес у разных учеников может иметь различную степень интенсивности, принимать различные формы проявления, актуализироваться с большей или меньшей легкостью в разных учебных ситуациях. Все эти особенности проявления учебно-познавательного инте­реса составляют предмет его диагностики (табл. 17).

Таблица 17

 

Уровень Стадия Критерии
Низкий А. Нулевая Интерес практически не обнаруживается.
  Б. Начальная Реакции возникают только на новые факты
Средний А. Любопытства Интерес к новому теоретическому материалу
  Б. Ситуационного инте- Возникает на способы решения новой ча-
  реса стной единичной задачи
Высокий А. Устойчивого интереса Только в рамках программы
  Б. Обобщенного интереса Выходит за рамки программы

Мотив реализуется через цель. Цель - это представление о конкретном результате, который должен быть получен. Четкая цель структурирует, нечеткая - разрушает деятельность. Деятельность состоит из отдельных действий. Поэтому важно определить цели не только совокупности познавательной деятельности обучающегося, но и каждого познавательного действия. Цели, определяемые в начале обучающего цикла, должны опираться на частные дидактические цели, составляющие интегрирующую дидактическую цель.

Конечная дидактическая цель должна быть ориентирована на выявление результативности учения. Это реализация принципа осознанной перспективы.

Частные цели направлены на усвоение заданий, формирование умений и навыков.

П. Юцявичене, создатель теории модульного обучения, выделяет два вида целей: 1) собственно дидактические цели; 2) учебные цели.

Дидактическая цель направлена только на организацию познавательного действия (или деятельности). Цель учения ориентирована не только на организацию, но и на перспективу реального использования результатов познавательного действия [67] (табл. 18).

Таблица 18

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.