КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Основные части и элементы плана населенного места
В планировочной организации территории населенного места участвуют улицы, площади, кварталы, приусадебные участки, жилые и общественные здания, производственные и хозяйственные постройки, зеленые насаждения и другие элементы благоустройства, а также различные инженерные сооружения. Все они представляют собой основные элементы плана населенного места. При этом отдельные участки, здания и сооружения, зеленые насаждения и различные более мелкие элементы населенного места располагают или в пределах кварталов, или в пределах улиц и площадей в соответствии с их размещением. При взаимном размещении функциональных зон и основных элементов плана населенного места решают главную задачу, обеспечивающую нормативные условия для быта, отдыха и труда его жителей: размещение селитебной и производственных зон, зоны общественного центра, зоны отдыха, других элементов плана должно быть согласованным; и между ними обеспечены удобные и кратчайшие связи. Условия взаимного размещения основных частей и элементов сельского населенного места. Взаимное размещение основных функциональных зон поселения осуществляют в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими, строительными нормами и правилами. В них предусматривают требования — санитарно-гигиенические, экономические, строительно-технические, архитектурно-планировочные, экологические — обязательные при проектировании и строительстве на селе. Санитарно-гигиеническими требованиями предусмотрено при размещении жилой и производственной зон отдавать под застройку жилыми домами территории, наиболее благоприятные с точки зрения здоровья людей. При этом для предохранения жилой зоны от загрязнений со стороны производственной зоны первая должна находиться с наветренной стороны по отношению к производственной, выше последней по рельефу местности и по течению реки. В этом случае обеспечивается защита жилых образований от нежелательных запахов, стоков вод после таяния снегов и дождей от производственных зон. При размещении производственной зоны выше жилой по рельефу по границе первой из них необходимо устройство отводной канавы нагорного типа для сбора и отвода в сторону от жилых образований загрязненных вод поверхностного стока. Различные предприятия сельскохозяйственного и другого производства имеют неодинаковую степень вредности (класс вредности). Поэтому помимо перечисленных выше правил жилую и селитебную зоны необходимо размещать на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от класса вредности производственного предприятия. Такое расстояние называют санитарным разрывом (табл. 9). Как правило, этот разрыв является санитарно-защитной зоной, поэтому эту территорию озеленяют, высаживая полосы зеленых насаждений (низко- и высокорослых) шириной 20...30 м, а между ними высевают многолетние травы шириной 20...25 м. Насаждения санитарно-защитной зоны могут быть и плодово-ягодными, а травы заменены на кормовые культуры. В этой же зоне в целях рационального использования земель можно размещать здания учреждений коммунального обслуживания (баню, прачечную, пожарное депо, гаражи для индивидуальных автомобилей, теплицы, парниковое хозяйство, огороды, питомники и др.). Экономические требования обеспечивают короткие и удобные связи между зонами и их отдельными элементами, с сельскохозяйственными угодьями, возможность дальнейшего расширения населенного пункта, целесообразное и экономное использование земли, удобные границы с примыкающими полями, учет существующих зданий и сооружений и их сохранение. Парки и спорткомплексы больших размеров с учетом экономических требований размещают на периферии жилой застройки. При строительном зонировании также в первую очередь учитывают экономические требования. Строительно-технические требования предполагают учет несущей способности грунтов как оснований для зданий; возможности возведения зданий на данном рельефе без проведения большого объема земляных работ; состояния подъездных путей для подвозки строительных материалов и конструкций. Соблюдая строительно-технические требования, необходимо помнить и об экономических требованиях, так как с ними связаны и единовременные затраты на производство строительных работ, и эксплуатационные затраты на поддержание поселения в состоянии, способном обеспечить нормальные бытовые процессы для его населения. Архитектурно-планировочные требования предусматривают создание выразительной композиции плана и его отдельных частей, увязанной с природными условиями и ландшафтом местности. Экологические требования определяют взаимоотношения человека и природы в процессе планировки сельского поселения, обеспечивая рациональное природопользование, главная задача которого — экономия природных ресурсов. Кроме того, природные факторы — рельеф, растительность, водные источники — позволяют создать комфортную жизненную среду населенного места. При проектировании инженерного оборудования необходимо обеспечить защиту природной среды от загрязнений любого вида на территории сельского поселения и в непосредственной близости от него. Размещение функциональных и строительных зон и основных элементов плана сельского населенного места с соблюдением перечисленных требований — начальный этап разработки планировки сельского населенного места, результат которого — общая схема планировки. Контрольные вопросы 1. Элементы планировочной организации сельского населенного места 2. Условия взаимного размещения основных частей и элементов сельского населенного места. 3. Санитарно – гигиенические требования при размещении жилой и производственной зон сельского населенного места. Санитарные разрывы. 4. Экономические требования при разработке планировочной организации сельского населенного места. 5. Строительно – технические требования, архитектурно – планировочные требования. При разработке планировочной организации сельского населенного места 6. Общая схема планировки. Экологические требования при разработке проекта планировки сельского населенного места.
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕННОГО МЕСТА. ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ПОСТРОЕНИЕ ОБЩЕЙ СХЕМЫ ПЛАНИРОВКИ
При проектировании сельских поселений учитывают близость жителей к земле, к природе, малоэтажная застройка, наличие личного подсобного хозяйства, наличие мест приложения труда далеко за пределами населенного пункта, ступенчатая система культурно-бытового обслуживания с размещением ступеней периодического и эпизодического обслуживания далеко за пределами конкретного поселения и др. Эти особенности предполагают наличие разнообразных внутренних и внешних связей, которые обеспечивали бы удобство пользования жителями поселения сетью общественных зданий, местами отдыха, местами приложения труда и экономию времени каждого человека при тех или иных передвижениях. Исходя из предназначенности или функционального назначения, связи населения, проживающего в населенных местах на территории хозяйства или сельского Совета, могут быть межселенными, внутрихозяйственными и внутриотраслевыми. К межселенным связям относят трудовые, культурно-бытовые, производственные, лечебно-оздоровительные, спортивные, учебные и другие, происходящие за пределами проектируемого поселения и хозяйства. Внутрихозяйственные связи: селитебная зона — сельскохозяйственные угодья, селитебная зона — участки личных подсобных хозяйств, между различными населенными пунктами хозяйства. Внутриселенные связи: производство — дом, дом — транспорт, дом — место отдыха, дом — общественный центр, общественный центр — административно-управленческий центр производственной зоны и т. д. в границах проектируемого населенного места. В первую очередь все названные связи осуществляются по дорогам, улицам, проездам. Помимо этого, дороги, улицы, проезды, площади, пешеходные пути и скотопрогоны, каналы и арыки, линейные и групповые посадки и т. п. составляют систему структурного планировочного каркаса, поэтому их можно назвать основой архитектурно-планировочной структуры населенного места. Итак, улицы, площади и проезды имеют важное значение в организации пространства населенного места, в соединении застройки с окружающим природным ландшафтом, в формировании его общей композиции. Кроме того, улицы и проезды принимают атмосферные воды, стекающие с территорий кварталов, и выводят их за пределы населенного места. Под улицами размещают магистральные сети инженерных коммуникаций. На улицах же устанавливают столбы электросети, телефона, радио. То есть улицы представляют собой еще и техническую основу плана населенного места. Таким образом, при проектировании сельских населенных мест предусматривают единую систему улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, которая обеспечивает короткие, удобные и безопасные связи со всеми функциональными зонами, дорогами внешней сети, другими поселениями системы расселения. Системы уличной сети. По форме начертания плана уличной сети различают регулярные, свободные и смешанные системы (рис. 8). Для регулярных систем характерно геометрически правильное построение плана уличной сети. К ним относят: прямоугольную (см. рис. 8,а) — улицы имеют прямолинейное направление и пересекаются под прямыми углами. Это одна из древнейших систем, по которой строили города Древней Греции
- Кроме того, скудный по архитектуре набор типовых проектов жилых и общественных зданий, размещаемых на улицах при такой системе уличной сети, придает монотонность как застройке отдельных улиц, так и населенному месту в целом; прямоугольно-диагональную. Если улицы прямоугольной системы пересекаются еще и по диагонали, то такую регулярную систему называют прямоугольно-диагональной (см. рис. 8,6). Для нее характерны те же положительные и отрицательные качества, что и для прямоугольной, но в прямоугольно-диагональной системе появляется еще один недостаток — острые углы на перекрестках. В условиях населенных мест в нашей стране обе рассмотренные выше системы применяют не часто; радиальную. Появление данной системы относят ко времени средневековья и связывают с размещением торговых путей, которые совмещались с дорогами, расходящимися от замков феодалов по разным направлениям. Вдоль этих путей селились крестьяне, ремесленники, торговые люди, то есть развивались стихийно поселения, подчиняясь радиальной дорожной сети (см. рис. 8,в). Направленность радиальных улиц к общему центру композиционно выделяет его, создавая тем самым единство композиции всей системы. Но с увеличением протяженности радиальных улиц и удалением их от центра единство композиции ослабевает, возникают определенные трудности в проектировании, появляется необходимость их корректирования; радиально-кольцевую. С удалением по радиальным лучам от замка феодала застройка каждого из лучей становилась мало связанной с соседними лучами. Это вынудило соединять их кольцевыми проездами, которые тоже застраивали. Так, из радиальных систем возникли радиально-кольцевые, характерные для многих западноевропейских городов (Берлин, Париж). В основе Москвы также лежит радиально-кольцевая система (см. рис. 8, г). Преимущество радиально-кольцевой системы заключается в обладании ценного композиционного качества — единства: к выраженному центру направлены радиальные улицы. Особенно ярко это качество проявляется при размещении центра на вершине холма, когда радиальные улицы спускаются вниз по его склонам, а кольцевые обвивают этот холм. В других случаях данная система чаще всего выглядит надуманной. Она может вступить в противоречие и с реальным природным окружением, и с функциональной организацией плана населенного места. В проектировании сельских населенных мест ее применяют очень редко, да и то совместно с другими системами; комбинированную. Объединение прямоугольной и радиально-кольцевой систем образует новую систему — комбинированную, характерную для поселений, развивающихся в течение продолжительного исторического периода (см. рис. 8, д). Для свободных систем характерно отсутствие связей направлений улиц с какими-либо геометрическими фигурами. Главным образом они подчинены топографическим особенностям территории, ее рельефу (см. рис. 8, II). Свободная система в отличие от систем регулярных характеризуется гибкостью, согласованностью с естественной природной обстановкой. Композиция плана такой уличной сети развивается свободно, подчиняясь топографии местности. В этом случае избегают монотонности застройки и сводится к минимуму их вертикальная планировка. Если прямоугольные системы характерны для равнинных территорий, то свободную систему применяют в живописных по топографии местностях, особенно горной и предгорной. Для смешанных систем характерна композиция уличной сети, состоящая из элементов предыдущих систем (см. рис. 8, III). Смешанная система, являясь производной от элементов разных систем, позволяет приспособить ее к различным местным условиям и создать удобную, экономичную и интересную композицию плана населенного места. Влияние природных условий на выбор системы уличной сети. В зависимости от крупности поселения, размера приусадебных участков, расположения на местности улицы занимают 10...20 % площади территории сельского населенного места. Устройство улиц требует большого объема первоначальных капитальных вложении. значительные затраты связаны и с их эксплуатацией Разумеется, что обе названные категории затрат зависят от соответствия плана уличной сети природным условиям: рельефу местности, наличию и расположению водоемов, естественной растительности, ветровому режиму, солнечной радиации и т. п. Являясь транспортными коммуникациями, улицы должны обеспечить удобное движение транспорта и пешеходов. Кроме того, это основные пути, по которым с территории населенного пункта уходят атмосферные воды (дождь, тающий снег). Для выполнения таких функций рельеф местности должен позволить запроектировать улицы с уклонами 0,005...0,08. На малопересеченных участках местности с ровным спокойным уклоном в вышеуказанных пределах лучше других такие цели выполнят регулярные системы уличной сети. Напротив, при ярко выраженном рельефе, с живописным извивающимся водоемом или зелеными насаждениями лучше подходит свободная или смешанная система уличной сети. Регулярная система в таких условиях потребует выполнения вертикальной планировки в значительных объемах, устройства подпорных стенок, лестниц, мостов, засыпки оврагов, регулирования русла рек, ручьев, вырубки зеленых насаждений. Это связано не только с дополнительными экономическими затратами, но и с нарушением экологической стабильности, с изменениями окружающего ландшафта. Система уличной сети и приемы застройки. Многочисленные приемы застройки могут быть объединены в две основные группы: приемы регулярной застройки и приемы свободной застройки. Регулярная застройка — это возведение зданий в строгом геометрическом порядке, как правило, либо параллельно улице, либо под углом к ней, чаще прямым. Поэтому такая застройка больше тяготеет к регулярным начертаниям уличной сети. Это, в свою очередь, предопределяет ориентацию зданий по странам света. Отсюда тесная взаимосвязь регулярной застройки с регулярным начертанием уличной сети. Чаще всего это выражается в застройке прямоугольных кварталов по периметру. Свободная застройка исключает жесткую связь расположения зданий с направлением улицы. И часто здания размещают независимо от ее направления. В свою очередь, и свободная система планировки не оказывает столь жесткого влияния на прием застройки, как регулярная система. Контрольные вопросы 1. Архитектурно – планировочная структура населенного места. Межселенные связи. 2. Внутрихозяйственные связи. Внутриселенные связи. 3. Система уличной сети. Регулярные системы уличной сети. Свободные и смешанные системы уличной сети. 4. Влияние природных условий на выбор системы уличной сети. 5. Транспортно планировочная – организация населенного пункта. Классификация улиц и дорог. 6. Магистральные дороги, магистральные улицы, улицы и дороги местного значения. 7. Построение системы улиц при проектировании сельского населенного места 8. Связь уличной сети с внешними дорогами.Размещение транспортных путей. 9. Трассирование улиц. Учет рельефа. Учет ветров. Инсоляция и ориентация по сторонам света.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |