Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие системного метода




Системно-структурный метод, системный подход. Системное мышление.

Это и есть постоянная характеристика системы.

Понятие система охватывает самые различные стороны того или иного сложного целостного объекта: его строение, состав, способ существования, форму развития. Система может быть материальной и идеальной (например, система знаний). Системный объект характеризуется свойствами целостности, сложности и организованности. Целостность – это внутреннее единство данного объекта и отграниченность, относительная обособленность его от других объектов, в силу чего он обладает специфическими закономерностями функционирования его развития. Целостность системы обеспечивается особыми связями между ее элементами (эти связи называются системообразующими) обусловливает наличие у системы так называемых интегральных свойств и качеств, которые не присущи элементам. Сложность системы – это наличие в ней множества разнокачественных элементов и связей. Сложная система обладает большим диапазоном возможных состояний. Организованность системного объекта – это характеристика внутренней упорядочности, структурированности отношений и связей между элементами. Присущие системе формы организации во многом предопределяют возможные направления ее изменения и развития. Каждая подсистема (элемент) данной системы может быть рассмотрена в качестве системы, состоящей из подсистем более низкого уровня; в свою очередь сама данная подсистема может рассматриваться как элемент в рамках более широкой системы. При управлении системой надо знать, что процесс функционирования системы – это воспроизводство существующих взаимосвязей и отношений между элементами, сохранение основных качеств и характеристик системы при изменении внешних и внутренних условий, и процессы развития, связанные с перестройками элементов и связей системы, с обретением ее новых качеств.

 

Мысль о том, что любой метод исследования, а не только диалектический является системой определенно сформулирована И.В. Кузнецовым: “Научный метод представляет собой систему регулятивных принципов, направляющих познавательную деятельность по пути, ведущему к овладению объективной истиной. Он является системой способов получения нового знания, приобретения новых достоверных данных об исследуемом предмете, извлечения информации о ранее не известном” (Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания – фундаментальные черты научного метода, - “Материалистическая диалектика и методы естественных наук”).

Системность исследования требует рассматривать объект исследования всесторонне, во всех его проявлениях, а это значит – использовать совокупность методов исследования. Как применение системы методов к исследованию лишь одной из сторон явления не даст нам полного представления об этом явлении, так и применение лишь одного из методов к изучению всего явления не рисует его действительной картины. Требование системности исследования выступает как всеобщий диалектический принцип познания. Являясь элементом диалектического метода, этот принцип обязателен при исследовании любого явления.

Системный метод обусловлен объективными процессами материального мира и имеет определенные предпосылки:

- материя как объект исследования выступает в форме систем, т.е. отграниченных противоречивых единств вещей или явлений;

- мышление представляет собой специфическую систему;

- познание любой системы возможно лишь при исследовании всех ее сторон, свойств, отношений;

- само познание должно осуществляться в системе категорий, в единстве понятий, с разных сторон, отражающих богатство объективной реальности.

Эти предпосылки, условия и требования, предъявляемые к любому исследованию, и составляют суть системного подхода. Они являются основой, некой абстракцией, выделяющей и фиксирующей общие черты системного принципа вообще. Никакое научное исследование не может быть достаточно результативным без учета этих методологических принципов. Системность исследования такой же принцип диалектического материализма, как принцип развития, требующий изучения объектов в развитии.

Системное познание и преобразование мира предполагает:

1. Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как отграниченного множества взаимодействующих элементов.

2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, т.е. как отграниченного множества взаимодействующих элементов.

3. Выявление внешних связей системы, выделение из них главных.

4. Определение функции системы и ее роли среди других систем.

5. Анализ диалектики структуры и функции системы.

6. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

В последние годы системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Предпосылкой его проникновения в педагогику явился, прежде всего, переход к новому типу научных задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов. Познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специальные исследования в каждом отдельном случае. Аналогичные по типу задачи возникают в социальной практике. В социальном управлении вместо превалировавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль стали играть крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных и иных аспектов общественной жизни (например, проблемы имеющие место в области пожарной безопасности).

В ряду объектов, изучаемых наукой, существуют более простые и более сложные. Степень сложности изучаемого объекта выражается в его функционировании и зависит от его состава и от его строения. Объект, который содержит несколько разнородных элементов, связанных друг с другом так, что они образуют нерасторжимое целое, и свойства этого целого не сводятся к свойствам составляющих его элементов, можно с уверенностью назвать системным объектом. (Дорожно-транспортную систему на основании изложенного можно принять как объект системный – прим. автора).

Изучая подобный объект, необходимо:

1) отчетливо видеть его сложное строение и свести свойства целого к свойствам, какого–либо из его элементов;

2) анализируя данный объект, выделить те его составляющие (элементы или подсистемы), которые являются, с одной стороны, необходимыми, а с другой – достаточными для того, чтобы качественное своеобразие целого возникло и приобрело определенную степень устойчивости;

3) выявить способ связи основных элементов данной системы – координационный, субординационный или сочетающий тот и другой – и соответственно смоделировать ее структуру;

4) рассматривая тот или иной элемент системы обособленно (если это нужно по условиям задачи), учитывая его относительную самостоятельность, т.е. соотносить его с целым, в котором он реально существует и функционирует; при таком подходе сложный системный объект окажется подсистемой некой более общей системы;

5) проверить системный подход не только при анализе строения изучаемого объекта, но и при анализе его происхождения и его функционирования, так как ансамбль качеств, присущих данному объекту, взаимосвязан с ансамблем сил, вызвавших его к жизни, и с ансамблем функций, им исполняемых;

6) использовать вытекающую отсюда идею изоморфизма, т.е. структурного подобия разных систем, связанных друг с другом взаимоотражением или взаимопорождением в пределах более общей системы;

7) если данная система является не статичной, а динамичной, способной к трансформациям, к эволюционированию и развитию, изучать ее в динамике, т.е. сопрягать структурно – функциональный и генетически – исторический аспекты исследования.

Для понимания поведения систем, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления, формы передачи информации от одних подсистем к другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня управления, влияние на последние всех остальных систем. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов.

Системный подход является теоретической и методологической основой системного анализа.

Системный анализ – это совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. Теоретическую и методологическую основу системного анализа составляют системный подход и общая теория систем.

Основой системного анализа считают общую теорию систем и системный подход, однако он (анализ) заимствует у них лишь самые общие исходные представление и предпосылки. Его методологический статус весьма необычен: с одной стороны, он (анализ) располагает детализированными методами и процедурами почерпнутыми из современной науки и созданными специально для него, что ставит его в ряд с другими прикладными направлениями современной методологии, с другой – в рамках системного анализа применяются нестрогие, основанные на интуиции качества суждения, оценки и методы, при этом, однако, необходимость их исследования в каждом случае специально обусловливается.

Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему:

- процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей;

- необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого решения;

- необходимы выявления и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

- цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.

Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям. Системный анализ опирается на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной деятельности управления. Техническая основа системного анализа – современные вычислительные машины и информационные комплексы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.