Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурная природа опасности

Актуальность проблемы обеспечения безопасности жизни и деятельности человека, социальной группы, общества и человечества в целом, а также живых обитателей природной среды в современных условиях развития жизни на Земле очевидна и не требует особых доказательств. Собственно проблема, резко проявившаяся в нашем Отечестве в последние десятилетия, обусловлена многочисленными фактами чрезвычайных и опасных ситуаций, а также высокой смертностью в этих ситуациях. По статистике, в России на 10 тыс. жителей смертность в три раза выше, чем в других странах

 

Ежегодные людские потери в России составляют (средние данные):

 

1. На автомобильных дорогах - погибает 34 тыс. человек; 200 тыс. человек получают телесные повреждения (10-15% умирает).

2. На пожарах - погибает 19 тыс. человек; 20 тыс. человек получают телесные повреждения (около 10% умирает).

3. От криминальных действий - убитых 34 тыс. человек; 50 тыс. человек – пропавших без вести (50% из них – убитые); 180–190 тыс. человек получают тяжкие телесные повреждения (20% из них умирает); всего около 15 млн. чел. страдают от различных криминальных посягательств.

4. От неумеренного употребления алкоголя и наркотиков - погибают: 50 тыс. человек от передозировки наркотиков и 40 тыс. чел от отравления алкоголем.

5. От утопления - погибают 20 тыс. человек.

6. От суицида - погибают 50 тыс. человек.

7. От болезней, спровоцированных табакокурением, умирают более 1 млн. человек.

8. Бытовой и производственный травматизм - около 100 тыс. погибших.

 

Приведенные данные наглядно характеризуют состояние обеспечения безопасной жизни и деятельности человека в нашей стране. Нет сомнений в том, что аналогичные показатели в разных странах сильно разнятся между собой и зависят от многих факторов: социально-экономического развития этих стран, политической ситуации в них, уровня культуры в обществе целом, в том числе и национальной культуры народов этих стран. Но на всеобщем фоне негативных результатов жизнедеятельности человека и государств на планете Земля нас интересует, в первую очередь, состояние защищенности человека в собственной стране. В этой связи в нашей работе проблема рассматривается в контексте триады «опасность – человек – безопасность» и мы не отказываемся от того опыта, который накоплен мировым сообществом и отдельными странами в области организации и обеспечения безопасной жизни и деятельности человека, его сообществ и собственных обществ в целом.

Конечно, все это не может не волновать наших соотечественников, российских ученых и специалистов, работающих в области организации и обеспечения безопасной жизни и деятельности человека, сообществ людей, обществ и человечества в целом. Ведь речь идет о самом ценном для человека – о его жизни и здоровье.

Произошедшие в последние десять-пятнадцать лет катастрофы и крупные аварии как в техносфере, так и в природной среде, а также проведенные крупнейшие за всю историю существования человечества террористические акты, в результате которых погибли сотни, тысячи и сотни тысяч людей, а ранения получали миллионы жителей нашей планеты..

Очевидно, и сегодня уже вполне осознаваемо то, что жизнь людей постоянно сопряжена с опасностями. Это объективная реальность. По утверждению специалистов, субъективное понимание опасностей интуитивно свойственно каждому человеку. Предметом научных исследований конкретные опасности стали еще в древности. Аристотель, Гиппократ, жившие до н.э., в своих трактатах уже рассматривали опасности, связанные с трудовыми процессами. Эти исследования проводились во все времена исторического развития человечества с различной интенсивностью в зависимости от степени развития производительных сил и производственных отношений, по мере развития и становления науки как компонента социальной системы и продолжают проводиться сегодня в русле развития цивилизации как в отдельных государствах, так и в планетарном масштабе. Еще в 1980 году сформулирована аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности, а затем появился аналог аксиомы – презумпция опасности деятельности. Спектр опасностей весьма велик – от опасностей быта до международного терроризма. Среди них особого внимания требуют опасности, сопровождающие новые направления деятельности человечества, например, генная инженерия, атомная промышленность. Защищенность общества убывает по мере расширения спектра опасностей. Экстенсивные технологии не могут дать нужного результата. Необходимы новые приемы и системный подход к решению проблем обеспечения безопасной жизни и деятельности человека, семьи, коллективов и сообществ, государств и человечества в целом (см. «Наука безопасности» в газете Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) «Экология и безопасность» [№ 1 (31) 2004 г.]).

Безусловно, существует причинно-следственная связь у абсолютно всех и каждого в отдельности такого явления без всякого на то исключения, которые принято сегодня называть опасными. Результаты их проявления имеют античеловеческий характер – это ранение или гибель человека, где бы они не происходили – в природе, на производстве, дома, на отдыхе и т.д. И одной из наших задач в осмыслении происходящего является раскрытие причинно-следственного механизма возникновения такого результата. Для этого и были проведены соответствующий анализ страшных происшедших событий и исследование их на предмет того, что общего есть у всех этих явлений; каковы причины, побуждающие эти явления стать ощутимыми; при каких условиях они проявляются; механизм их проявления и что же выходит вследствии этого проявления и каковы его результаты. Выяснить природу зарождения всего того, что при определенных условиях и стечениях каких-то обстоятельств, в присутствии каких-то факторов накапливает в себе то зло, которое мы привыкли называть словом «опасность» и вследствие действия определенных причин наносит порой непоправимый урон человеку.

По мнению некоторых специалистов, «понятие опасности является одним из наиболее широких и неопределенных понятий, используемых человеком для описания своих представлений о Мире. Традиционно опасность отождествляется с вредом, наносимым человеку тем или иным предметом или явлением. Отсюда идут количественные оценки опасности в рублях, смертях, состоянии здоровья и т.д. Опасность связывается с объектами и явлениями окружающего мира, которые вызывает нежелательные для человека последствия, откуда вытекают, например, номенклатура опасностей. Вместе с тем всеми признается тот факт, что объекты и явления могут быть в одних случаях опасными, а в других – неопасными. Таким образом, опасности присуще содержание некого свойства, которое приобретается или теряется в зависимости от определенных условий, называемых причиной опасности. «…Пока установившегося терминологического аппарата в рассматриваемой сфере нет. Толковые словари – не в счет. Специалисты должны дать четкие понятия, как опасность, риск, авария, катастрофа, безопасность, чрезвычайные ситуации и др. Нам нужен общий научный язык, чтобы решать насущные проблемы безопасности» (см. «Наука безопасности»).

Переоценить значение научного понятия невозможно, так как по утверждению философов, понятия как форма логического познания, независимо от того, в какой науке используется, содержат в себе концентрированную сущность знания об объекте, который отражают. А недооценка значения понятия при исследовании объектов или явлений означает заведомое отклонение от истинного пути поиска. По утверждению философа Б.Н.Бессонова, «понятия, как и все остальные формы отражения, имеют диалектический характер. В каждой науке понятия находятся во взаимной связи и обусловленности. Они – не застывшие формы логического познания, а постоянно изменяющиеся и развивающиеся. Понятиям присуща внутренняя противоречивость, заключающаяся в единстве субъективного и объективного. Понятия объективны по источнику, который отражают; субъективны – по форме выражения. Диалектика понятий проявляется также в их гибкости, доходящей до тождества противоположностей, позволяющей им глубже, полнее отражать окружающий нас мир во всей его противоречивости». Нет сомнений в том, что научная достоверность понятий «опасность» и «безопасность» в науке БЖД, как и в любой другой науке, имеет неоценимое значение.

Изучение различных подходов к определению понятия «опасность» и его трактований, проведенными многими авторами (учеными и специалистами в области БЖД, русскими словесниками) показало, что проблема с определением понятия «опасность» налицо и, что она требует своего разрешения.

Так что же такое опасность? Анализ научных трудов и учебной литературы показал, что термин ОПАСНОСТЬ трактуется и как все то, что может причинить ущерб здоровью человека, и как источник потенциального ущерба, вред или негативное воздействие в системе «человек – среда обитания»; как потенциальный источник ущерба здоровью человека или процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на здоровье человека и как свойство, характеризующее состояние системы «человек - окружающая среда» или негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи; как следствие деятельности человека, при которой он меняет характеристику состояния системы; ситуация (в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей или как ситуация (в природе или техносфере), угрожающая возникновением явлений или процессов, способных поражать людей, наносить им материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека среду или состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду от опасностей в ЧС. В продолжению сказанному необходимо добавить и такие определения опасности как угроза или возможность возникновения вредапри определенных обстоятельствах или угроза чему-либо: жизни, здоровью, целостности конструкции и т.п.; как факт нахождения количественного параметра воздействующего фактора на уровне, выводящем организм за пределы оптимума устойчивости или, вообще, как сам фактор, приносящий ущерб. Часто мы находим, что опасность – это явления, угрожающие жизни и здоровью человека; явление, способное нанести вред (ущерб) жизненно важным интересам человека; явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека и др.;

Отдельные авторы утверждают, что опасности носят потенциальный характер и они существуют в пространстве и во времени, тотальны, перманентны, стохастичны, потенциальны; опасности присуще содержание некого свойства, которое приобретается или теряется в зависимости от определенных условий, называемых причиной опасности; опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека; опасности не обладают избирательным свойством и реализуются в виде энергии, вещества, и информации; «опасность» – понятие относительное; и т.д.

Вместе с тем существует и такое мнение: понятие «опасность» настолько многогранное и глубокое, что дать ему однозначное определение не представляется возможным, а уже существующие определения и вновь появляющиеся отражают отдельные грани этого глобального понятия. И часто приводят в качестве подтверждения пример с положением дел при определении понятия «культура», дефиниций которого, по подсчетам некоторых культурологов, перевалило уже за 400.

Во время поиска истинного толкования понятия «безопасность» мы, изучив ряд правовых документов, энциклопедий и энциклопедических справочников по БЖД, учебников и учебных пособий для вузов, учреждений среднего профессионального образования (предмет «Безопасность жизнедеятельности»), а также для общеобразовательных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования (предмет «Основы безопасность жизнедеятельности»), материалы научных конференций и симпозиумов, научных трудов и отдельных статей и толковые словари русского языка (в обшей сложности более 50-ти источников), увидели аналогичную картину той, которую нашли при исследовании применяемых трактовок понятия «опасность» в научной и образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», о чем констатировали выше. Сегодня понятие «БЕЗОПАСНОСТЬ» имеет следующие определения: комплексная система мер защиты человека и среды обитания отопасностей…; мера защиты организмов от внутренних и внешних опасностей; отсутствие реализованной опасности и потенциальной опасности; отсутствие опасности; положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь; система гарантий, обеспечивающая устойчивое развитие и защитуосновных ценностей цивилизации; состояние защищенности жизненно важных интересов…; состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне; состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей; состояние отсутствия различного рода опасностей иугроз…; состояние объекта защиты …; состояние системы «человек – среда обитания», при котором обеспечивается приемлемые или комфортные условия существования человека; состояние человека, которое обеспечивает невозможностьпричинения ему вреда…; условия, при которых не угрожает опасность и т.д.; один из природных факторов существования живых систем; важная цель жизни человека.

Вот какой огромный спектр определений понятия «безопасность» существует сегодня в научной, практической и образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». И это не удивительно, так как до последнего времени специалисты указанной области не сталкивались так тесно с данным понятием в силу того, что наука БЖД, по мнению абсолютного числа ученых и специалистов, только зарождается. Но сегодня уже пришло время, когда мириться с таким положение дел просто нельзя, да и невозможно, и недопустимо. Необходимо расставить все точки над «i».

Становится очевидным, что отсутствие истинно научного терминологического аппарата в научной и образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» является существенным тормозом ее дальнейшего развития. Такое положение дел не дает реальной возможности идти по истинному пути познания теории и практики в области обеспечения безопасности. А это, в свою очередь, означает исключение реальной возможности применения каких-либо превентивных мер с целью организации и обеспечения безопасной жизни и деятельности человека.

Таким образом, напрашивается вывод, что только при определении истинных научных содержаний понятий «опасность» и «безопасность», появится реальная возможность разработки и создания новых систем, направлений и организационно-методических мер и соответствующих предложений и т.п. для решения проблемы обеспечения безопасности жизни и деятельности человека, семьи, государства и человечества. Но для этого, как мы и предполагали, нам потребовалось провести очень тщательное исследование природы опасности, механизмов ее зарождения и развития, а также условий и форм ее проявления в реальной действительности. И только в этом случае у нас появилась реальная возможность на основе раскрытых данных дать научное трактование понятиям «опасность» и «безопасность». Без знаний природы зарождения и развития опасности, способов ее существования и форм проявления в объективной реальности проявления такая задача просто не имела своего решения.

Прежде чем приступить к выяснению причин и механизмов зарождения опасности систем мы обратились к самым простым и доступным для понимания примерам, которые мы позаимствовали в науке «Сопротивление материалов». Рассуждали так. Пусть у нас имеются несколько ученических линеек одинакового размера, но изготовленных из разных материалов: деревянная, пластмассовая, стальная и алюминиевая. Если взять эти линейке поочередно в руки и приложить к ним небольшие по величине силы, попытаться при этом их чуточку согнуть, то наши руки сразу же будут ощущать их сопротивление к изгибу. Это происходит потому, что под действием приложенных к линейкам сил в них возникают внутренние напряжения, пропорционально действующим изгибающим силам. После того, как будет прекращено силовое воздействие сил, линейки вернутся в свое первоначальное состояние. Этот возврат произойдет под действием сил образовавшегося внутреннего напряжения при их изгибе. В этом случае мы можем констатировать, что в системе «руки человека – линейка» элементы взаимодействовали между собой именно таким силовым способом. Если к этим же линейкам мы приложим силы значительно большей величины, чем в предыдущем случае, то не исключаются следующие варианты результатов взаимодействия элементов «линейка» и «руки человека» рассматриваемой нами системы: деревянная и пластмассовая линейки могут попросту сломаться (погибнуть), алюминиевая согнется и останется существовать в согнутом состоянии (деформируется), а стальная – несколько выпрямится, но будет заметен ее изгиб (частичная деформация). Все это говорит о том, что от природы рассматриваемых нами элементов системы в определенной степени зависит и характер взаимодействий (отношений), возникающих между элементами (компонентами, подсистемами, «единицами системы» и т.п.). А совокупность взаимодействий (отношений) элементов системы, как нам хорошо известно, есть не что иное, как структура системы. К причинам поломок деревянной и пластмассовой линеек мы относим, прежде всего, менее прочные внутренние связи в структуре их материалов (между частицами этих материалов между собой), чем в металлических: алюминиевой и стальной. Данный факт нам очень важен при исследовании механизма проявления опасности, потому, что чем слабее связи (силы взаимодействия, отношений) между элементами (компонентами, подсистемами и т.д.) в одной из нескольких абсолютно идентичных систем, тем больше вероятность разрушения именно этой системы, несмотря на то, что у всех одинаковые по форме структуры и равные энергетические и количественно-качественные вещественные потенциалы их структурных составляющих..

Не исключается то, что во время поломки, например, пластмассовой линейки последняя может разделиться на несколько частей, и хотя бы одна из них (осколок), отделяясь от других ее образовавшихся частей, отлетит в сторону. В данном случае, часть внутренней энергии линейки, приобретенной во время ее изгиба, будет высвобождена и в виде кинетической энергии движения передана этому осколку, который в конечном итоге получит поступательное или вращательное, или поступательно-вращательное движение. Если на пути движения данного осколка не будет каких-либо препятствий, то он просто под действием силы своего собственного веса (сила гравитации Земли), описав определенную траекторию, упадет на пол (на землю) и прекратит на этом свое дальнейшее движение. Но в том случае, если на пути его движения возникнет какое-либо препятствие, то осколок ударится в него и отскочит в сторону и только потом упадет на пол (на землю). Тем самым во время удара он погасит часть свой энергии движения. Если же он врежется в препятствие и застрянет в нем, то энергия его движения будет погашена полностью и движение будет прекращено.

Данный пример наводит нас на мысль, что между понятиями «опасность» и «напряженность в механической системе» (а это есть одна из характеристик состояния системы) существует какая-то связь. И чтобы убедиться в этом, мы рассмотрели еще несколько примеров, наглядно иллюстрирующих ход процессов накопления внутренних энергий и напряженностей структур в некоторых хорошо нам известных системах. На рис. 1 приведены три возведенные строительные конструкции. Две фигуры имеют равные площади оснований So, форма которых – квадрат; они равной высоты H и с равным количеством элементов (N этажей). Все три выполнены из одного и того же материала. Конструкция № 1 (К-1) имеет форму прямоугольного параллелепипеда (образно можно представить себе, что это высокоэтажный дом с одним подъездом), а конструкция № 2 (К-2) – форму пирамиды, в основании которой квадрат. Все эти фигуры имеют горизонтальные сечения плоскостями с равным шагом сечения h, т.е. разделены на равные по высоте этажи. Другими словами, высота каждого элемента (этажа) трех фигур одинакова.

Как видно из рисунка у К-1, каждый этаж имеет форму параллелепипеда и они равны между собой по размерам (объему V1) и весу (P1).

 

 

 

У К-2 и К-3 каждый верхний этаж, за исключением последнего, имеет форму усеченной пирамиды, а это означает, что каждый последующий этаж этих конструкций имеет размеры (объем) меньше предыдущего (V2 < V1, V3 < V2 и т.д.) и, соответственно, меньший вес (P2 < P1, P3 < P2 и т.д.).

Общий объем К-1 явно больше общего объема К-2.

Третья конструкция (к-3), как и вторая, имеет все те же характеристики, что и К-2, кроме площади основания S3. Последняя больше площади оснований предыдущих фигур S0, т.е. S3 > S0 именно настолько, что позволяет сделать общий объем К-3 равный общему объему К-1, т.е, Vобщ 3 = Vобщ 1.

На первый взгляд, отличие этих фигур заключается лишь в этом, т.е. в форме конструкций, их объемах и весе. Но это лишь на первый взгляд.

Процесс возведения этих конструкций мы выбираем одинаковый для обеих конструкций – каждый последующий этаж надстраивается на предыдущий начиная со второго.

Проследим ход их возведения на примере К-1. На первый этаж объемом V1 и весом P1 надстраивается второй этаж с таким же объемом и весом. При этом совершается работа A по поднятию груза весом P1 на высоту равной шагу сечения (высота этажа) h. В этом случае запас потенциальной энергии

второго этажа Еп2 будет равен Еп2 = A 2 = P1 х h;

третьего этажа Еп3 = A 3 = P1 х (h + h)

четвертого этажа Еп4 = A 4 = P1 х (h + h + h) и так далее до конца возведения этой конструкции с числом этажей N.

Потенциальная энергия последнего этажа Епi 0 = Аi = P1 х H, где (H = h x N).

Как видим, чем выше этаж, тем больше величина его потенциальной энергии и, безусловно, тем большее давление оказывается на первый этаж и, особенно, на фундамент сооружения. А это означает, что с увеличением высоты сооружения возрастают не только общие нагрузки на нижние этажи, но и удельные, т.е нагрузки на единицу площади. Также возрастает и внутреннее напряжение во всей этой системе, характер распределения которого зависит напрямую от формы структуры самой системы, т.е системы связей (отношений) между элементами этой конструкции. Общая потенциальная энергия сооружения и величина внутренних напряжений, как в самой системе, так и в ее структурных составляющих будет равна сумме потенциальных энергий каждого этажа и сумме возникающих в элементах напряжений. И это очевидно.

Аналогичную картину мы увидим при возведении пирамид К-2 и К-3 тем же способом. Но, в отличие от предыдущего случая, потенциальная энергия каждого следующего этажа пирамиды К-2 будет меньше потенциальной энергии того же номера этажа сооружения К-1 за счет постоянного уменьшения объема и веса каждого последующего этажа. Значит, и внутренние напряжения во всей системе и ее структурных составляющих, а равно с этим и напряженность структур системы на всех ее иерархических уровнях будут значительно меньше, чем у сооружения в виде параллелепипеда. А если это так, в чем ни у кого не возникнет сомнений, то и в случае высвобождения внутренней энергии этих сооружений их количество будет различным при всех равных условиях такого высвобождения. И в меньшей степени это будет у пирамиды К-2.

Здесь невольно напрашивается сравнение с процессом горообразования и образования вулканов – чем выше к вершине, тем меньше площадь горизонтального сечения горы или вулкана при постоянном угле наклона их склонов. Природа очень рационально распоряжается энергией при сооружении своих объектов собственными силами.

Нетрудно заметить, что и при разрушении К-1 и К-2 понадобится разное количество энергии. Например, допустим, что по какой-то невиданной нам причине либо из-за нарушения внутренней прочности, допустим какого-либо среднего этажа, либо под воздействием внешних сил нарушена прочность внутренних связей этого этажа. В данном случае вся верхняя часть этих конструкции будет стремиться вниз под действием гравитационных сил Земли (сил собственного веса). Накопленная потенциальная энергия верхних этажей начнет переходить в кинетическую энергию движения, которая зависит от массы тела и половины скорости движения возведенной в квадрат, т.е Еп = Ек = m x v2/2, где масса тела m = Р/g (P – вес тела, g – ускорение свободного падения тела = 9,8 м/сек2, а v – скорость движения тела м/сек). И вся эта движущаяся вниз масса начнет вызывать дополнительное давление на нижние этажи за счет динамических сил (сил движения), а вместе с этим и дополнительное внутренне напряжение во всех структурах нижних элементов (этажей) сооружения. При этом конструкции нижних этажей могут не выдержать резко увеличившегося давления на них и увеличивающихся внутренних напряжений в них, и все сооружение будет разрушено до основания.

Иная картина при всех равных исходных данных будет происходить с пирамидой К-2. Так как каждый верхний этаж сооружения имеет меньшую массу, чем у нижнего, то и запас потенциальной энергии части сооружения расположенной над разрушенным этажом будет значительно меньшим по сравнению с запасом такой же энергии в аналогичной верхней части К-1, а по сравнению частей расположенных ниже разрушенного этажа у К-1 она будет мощнее (с большим объемом и весом), чем у К-2, так как площади их оснований равны между собой. Это означает, что и динамические нагрузки от движения вниз верхней части пирамиды на нижнюю будут значительно меньше, чем в случае с К-1, а это означает, что и возникающие дополнительные внутренние напряжения в нижней части пирамиды К-2 также будут меньше чем у К-1. Все это дает дополнительный шанс на неполное разрушение пирамиды, так как нижняя часть ее может быть способной в какой-то мере погасить своей большей массой надвигающуюся на нее сверху значительно меньшую массу вещества с меньшей кинетической энергией, т.е каким-то образом демпфировать динамическую нагрузку за счет ее перераспределения в структурах нижней части системы К-2. Точно такая же картина произойдет и в случае разрушения этажа с таким же порядковым номеров и в К-3. Разница с К-2 будет лишь в количестве вещества (в массе) верхней и нижней частях пирамиды, а вместе с ней и в разнице внутренних напряжений и сопротивлений разрушению.

В этой связи, на наш взгляд, будет не только интересен, но и очень полезен и нагляден пример, если фигуры К-1 и К-2 выстроить в детской песочнице из влажного песка. Пока песок будет влажным, К-1 будет находиться в заданном положении без изменений за счет сил сцепления влажных песчинок между собой. То же будет происходить и с К-2. Но со временем песок будет высыхать, и за счет этого силы сцепления песчинок между собой будут, естественно, уменьшаться. В конце концов, К-1 обрушится вниз, приняв форму близкой к форме конуса с углом наклона его поверхности равным углу естественного откоса этого сыпучего песка. Точно также произойдет и с пирамидой К-2 – она при разрушении тоже примет форму близкой к форме конуса с таким же углом естественного откоса материала (песка). Но если мы заранее построим конус из такого же сырого песка, но с углом наклона его поверхности равным углу естественного откоса этого писка в сухом состоянии, то даже при полном высыхании этого песка конус останется невредимым и будет находиться в заранее заданной форме.

Характер поведения при всех рассмотренных нами случаях пирамиды К-3 полностью идентичен характеру поведения пирамиды К-2. Но в связи с тем, что общая масса К-3 значительно превышает общую массу К-2, устойчивость к внешним нагрузкам и способность их погашения за счет перераспределения внутренним напряжений у К-3 будет выше, чем у К-2.

Сооружение знаменитых пирамид в Египте, древних храмов в виде усеченных пирамид в Индии, пирамидальной формы храмовых сооружений индейцев Америки возведенные, видимо, по примеру природных сооружений - гор и вулканов, а также с учетом рационального и надежного распределения потенциальной энергии элементов этих строений, ведущих к их повышенной устойчивости и надежности, высокой способности сопротивлению внешним силам, направленным на их разрушение - все это не включает ли в себе долю тех тайн архитектуры этих сооружений, которые до сих пор ищут археологи всего мира?.

Не требует доказательств, что от формы конструкции зависит ее устойчивость (сопротивление разрушению). Для демонстрации данного факта на рис.2 приведены две различные конструкции, собранные из совершенно одинаковых элементов. Различие состоит лишь в способе их сборки, а значит и в видах (формах) этих конструкций. Без особого труда мы определяем, что конструкция «1» мене устойчива, чем конструкция «2». А это означает, что при всех равных условиях внешнего воздействия на эти конструкции вероятность разрушения первой («1») выше, чем вероятность разрушения второй («1»). Таким образом, можно утверждать, что устойчивость, а значит и безопасность, сооружений зависит от типов и видов их конструкций, которые, в свою очередь, определяют не только структуру этих систем, но и характер и силы взаимодействия их элементов между собой.

 

 

 

Рис.2. Примеры построения разных конструкций из одинаковых элементов

 

 

Что же общего мы можем увидеть из всех этих примеров? Первое и самое главное – это то, что от формы сооружения (системы), формы его элементов (структурных составляющих системы), характера связей (отношений) этих элементов между собой (т.е. структуры системы и структур ее элементов), а также количественно-качественного состава всех элементов всех иерархических уровней системы зависит состояние, как внутреннего равновесия системы, так и ее равновесия во взаимодействии с внешней средой. Второе, не менее важное, что само это равновесие обеспечивается внутренним напряжением связей (структур) всех иерархических уровней системы. Иными словами - состоянием внутренней напряженности системы. И в том случае, если эти равновесные состояния (внутренние или с внешней средой) будут по какой-либо причине нарушены (внутренняя напряженность превысит максимально возможный уровень), то разрушение системы полное или частичное будет неизбежным за счет разрыва связей (отношений) между структурными составляющими системы на каком угодно из ее иерархических уровней, что, безусловно, вызовет изменение всей структуры системы.

Во время разрушения система неизбежно будет освобождаться от избыточной внутренней энергии и избыточной напряженности своих структур способом передачи последних либо другим системам, либо окружающей среде. Сама же передача будет происходить в виде потоков энергии, вещества или информации. И если на пути этих потоков будут находиться какие-либо предметы, препятствия и т.п., то данные потоки непременно окажут

свое воздействие на них. Сила и характер воздействия будет зависеть от мощности этих потоков и качественного состава высвобожденного вещества. Именно в этом, по нашему мнению, и проявляется опасность системы.

В июле 1993 года автором данной работы, при изучении результатов обрушения первых шести этажей внутри одного из 107-ми этажного здания (небоскребы – «близнецы») Всемирного торгового центра (ВТЦ) г.Нью-Йорка (США), которое произошло в мае этого же года в результате взрыва террористами в цокольном этаже этого здания, был задан вопрос: «Что помешало полному разрушению этого здания: ошибка при расчете объема заряда ВВ или места выбора эпицентра взрыва? Или достаточно большой запас прочности конструкции здания, или ее какие-то специфические особенности, позволившие всей системе (зданию) устоять против сил взрыва? Как стало известно позже из средств массовой информации, было и то, и другое – и малый заряд, и выбор неудачного места взрыва, и надлежащая прочность конструкции этого огромнейшего сооружения. Итог один – энергия взрыва частично была поглощена фундаментом здания, расположенным на отметке минус три этажа от уровня земли, конструкциями и стенами самого цокольного этажа и верхними разрушенными этажами. В результате взрыва произошел пожар огромной силы. Было много пострадавших среди людей находящихся в момент взрыва как в цокольном этаже (там, на трех этажах был размещен супермаркет), так и на тех этажах, которые обрушились вниз. Не обошлось и без жертв – многие погибли на месте ЧП, по дороге в больницы и в госпиталях.

Как известно, 11 сентября 2001 года террористы предприняли массовую атаку на важнейшие объекты США, в том числе на здание Пентагона, на атомную электростанцию (АЭС) и на оба небоскреба-«близнецы» в г.Нью-Йорк. Эти катастрофы потрясли весь мир, который несколько дней был в трауре в память о многотысячных жертвах разрушения данных объектов. Не разрушенным осталась лишь АЭС ценой погибших пассажиров того лайнера, который должен был ее разрушить, но был сбит силами ВВС США на безопасном расстоянии от этой станции. Как это ни звучит печально, но в нашем исследовании сейчас интересует схема и сам механизм разрушения «близнецов» террористами. Интерес этот обусловлен только одним – раскрыть механизм разрушения и на его основе попытаться найти причину, лежащую в основе этого разрушения.

Учитывая неудачную попытку полного разрушения здания ВТЦ в мае 1993 года, террористы использовали, как известно, самолеты в качестве ударной силы не только механического характера, но и в качестве мощного взрывного устройства, так как бензобаки этих лайнеров, полностью заправленные авиационным керосином, сыграли роль мощнейших взрывных устройств.

Направленные самолеты прямо на здания ВТЦ примерно на высоте равной 2/3 – 3/4 высоты от земли в момент столкновения с этими зданиями врезались, в буквальном смысле слова, в эти здания и, тем самым, пытаясь придать «близнецам» вращательное движение вокруг оси вращения, пролегавшей по земле в перпендикулярном направлении линии вектора силы удара самолета в здание. Другими словами, – была попытка опрокинуть эти здания. Однако «близнецы» устояли и не опрокинулись ввиду их мощного закрепления в фундаментной области и огромным собственным массам. Но в них – этих строительных сооружениях, резко произошли (а они не могли не произойти) внутренние структурные изменения собственных конструкций из-за очень сильного механического удара тел, обладающих очень большой массой и движущихся с большими скоростями, то есть удара тел, обладающих огромными по размерам кинетическими энергиями движения (Ек = m х v2/2). Почти в это же мгновение при ударе самолетов разрушились их бензобаки, которые в сложившихся ситуациях мгновенно взорвались. Внутри зданий произошли такие процессы механического разрушения (в том числе вследствие начавшегося пожара в помещениях пораженных этажей зданий), которые с точки зрения таких наук, как «сопротивление материалов». «теоретической механики», «строительной механики» и др., привели практически к полнейшему разрушению вертикальных опорных и горизонтальных несущих связей конструкций зданий в местах взрывов. Оставшиеся, на первый взгляд, почти не тронутые таким воздействием верхние этажи, имея достаточно большой собственный вес, а также запас потенциальной энергии, который был накоплен во время строительства этих этажей (Еп = A = Р х Н, где A – работа по поднятию тела весом Р на высоту Н) под воздействием сил гравитации (притяжения к Земле) устремились вниз. Произошло обрушение верхних частей этих зданий на нижние. При этом по закону физики - «закон сохранения энергии», потенциальная энергия верхних частей зданий при движении вниз стала переходить в кинетическую энергию движения. И эти огромные массы начали свои разрушающие действия ослабленных ударами самолетов и взрывами авиатоплива вертикальных и горизонтальных несущих конструкций «близнецов». И чем ближе к земле, те более разрушительные силы действовали на нижние части зданий, вовлекая в этот процесс все большие и большие массы падающих вниз элементов зданий, оборудования и предметов, расположенных в производственных помещениях ВТЦ. Печальный итог всему этому известен – здания ВТЦ полностью обрушились, завалив своими конструкциями и всем содержимым в бывших помещениях ВТЦ все и вся.

Почти одновременно с этим, самолет под управлением террористов врезался в здание Пентагона. Тоже произошло разрушение части его здания и также возник пожар в нем. Но здесь разрушения имели несколько иной вид. Здание Пентагона имеет форму горизонтальной пятиугольной замкнутой конструкции и по высоте несравнимо с высотой зданий ВТЦ – оно значительно ниже. Разрушение, полученное от попадания в него самолета и взрыва авиатоплива образно можно сравнить с неудачным доставанием отрезанного куска торта имеющего форму толстостенного кольца или тора (в бытовом понимании – форма «бублика»). При всем том, что произошло, здание Пентагона пострадало частично. Иными словами, произошло «неполное разрушение с восстановлением объекта», когда как в отношении «близнецов» констатируется «полное разрушение с тяжкими последствиями».

Незабываемыми не только в отечественной истории останутся факты разрушения террористами многоэтажных крупнопанельных домов в городах Москве, Волгодонске и др. Известны случаи обрушения целиком подъездов в крупнопанельных домах из-за взрыва бытового газа в квартирах расположенных на нижних этажах. Имеется масса случаев в истории нашего отечества, и, видимо, за его пределами тоже, обрушения кровлей зданий, лестничных маршей, стен и потолков как в жилых домах, так и производственного или учебного назначения зданиях и многие другие по своей сути и содержанию очень похожие на те, которые приведены выше.

Если произошло разрушение (явление), то у него обязательно есть причина. И, чтобы докопаться до причин, мы задаем себе первый и очень важный для нашего исследования вопрос: «В чем есть схожесть всех этих приведенных в качестве примеров явлений разрушения зданий и в чем их принципиальное различие?».

При анализе разрушений «близнецов» и Пентагона в США видим следующее. Если метод разрушения различен (взрыв здания ВТЦ в мае 1993 года изнутри и самолетная атака на это же здание 11 сентября 2001 года), то и результат тоже различен, хотя объект разрушения один и тот же. Но в другом случае, метод разрушения одинаков (самолетная атака на здание) различных типов конструкций зданий (здания ВТЦ и Пентагона), а результаты - разные. Как уже отмечалось, здание ВТЦ полностью разрушено, а здание Пентагона – частично. В то же время внутренние взрывы на нижних этажах отечественных «многоэтажек» привели к их полному разрушению. Без всякого взрыва произошло обрушение крыши аквапарка «Трансвааль-парк» в Москве. Причина – ошибка при расчете несущих опор здания в сторону их ослабления к действующим на них нагрузкам.

Рассматривая все эти инженерные сооружения (здания жилые и нежилые) как системы, мы видим, что в результате постороннего вмешательства (силового воздействия) в систему, находящуюся в состоянии относительно равновесия, эта система или хотя бы один ее элемент (подсистема, компонент и т.д.) получает такое повреждение, при котором сама система или ее составляющие разрушаются (по сути, наступает их гибель). В этот же самый момент времени нарушается сложившееся равновесное состояние системы или ее компонентов, в результате чего всея система начинает изменять свою структуру. А это означает, что при смене структуры происходит одновременно гибель одной системы и рождение другой. Но в это время происходит и перераспределение внутренней энергии, которой обладала погибшая система. И ее лишняя часть, не пригодившаяся вновь рожденной, выбрасывается в окружающую среду. При этом такой выброс энергии часто происходит не только в виде чистого энергетического потока (тепла, света и др.), но и в виде потоков веществ, обладающих большой кинетической энергией движения, информации и др. Расстояние от места выброса до окончания движения этих потоков могут быть сколь угодно различные. Все зависит от количества высвобождаемой энергии. У военных есть такое понятие, как «радиус поражения взрывного устройства», что полностью соответствует тому, о чем идет речь в нашем рассуждении.

Рассмотрим простейшее взрывное устройство, какие очень часто используют террористы в своей практике, тоже как систему. Как правило, оно состоит из следующих элементов: корпус (тело устройства), взрывчатое вещество, детонатор (устройство импульсного действия, предназначенное для вызова начала химической реакции особого типа в ВВ – провоцирующее и рождающее взрыв), начинка (террористы применяют часто различные металлические обрезки, болты, гайки и т. п.) и механизм, приводящий в действие такое взрывное устройство. Такая система сама по себе без вмешательства в нее извне может просуществовать неопределенно долгое время, оставаясь в том состоянии, в котором ее сделали. Но стоит лишь дать определенный внешний импульс, с помощью которого начнется соответствующая химическая реакция в ВВ, приводящая к его взрыву, система, погибая, преобразует в момент этой химической реакции свою внутреннюю химическую энергию в тепловую, объем ВВ за счет своего превращения в газы увеличится в объеме в несколько сот раз и все это выбросится в окружающую среду в виде потока тепловой энергии, ударной волны образовавшегося газа и вещественного потока в виде высвободившейся под воздействием сил взрыва ВВ из корпуса начинки взрывного устройства, получившей при этом очень большую начальную скорость движения. Или другими словами, каждая деталь (элемент), из которых была образована эта самая начинка и части разорвавшегося корпуса (тела) взрывного устройства получат максимально большую начальную кинетическую энергию движения, которые в случае соприкосновения с предметами или живыми существами, в том числе и с человеком, наносят им свое поражающее воздействие. Направления их движения можно в первом приближении сравнить с движением тел из центра шара к его поверхности. Другими словами, форма выброса содержимого такого устройства (начинка и осколки разорвавшегося корпуса) в совокупности своей, как правило, имеет объемный вид.

По аналогии с приведенной технологией условного взрывного устройства мы можем назвать самолеты, с помощью которых были разрушены вышеназванные объекты в США, своеобразными взрывными устройствами и рассматривать их как системы, предназначенные для осуществления взрывов. Отличия лишь в размерах этих устройств и мощности зарядов ВВ.

Таким образом, сравнивая природу разрушения зданий (см. примеры приведенные нами выше) с природой гибели взрывного устройства в момент его взрыва, мы находим общее между ними – это процесс гибели материальных систем, которые приводят к образованию каких-то совершенно новых систем, с другими характеристиками и качествами и при этом освобождаясь от имеющейся внутренней энергии, веществ и информации ставшими невостребованными вновь народившимися системами.

Как известно, все в жизни имеет свое начало и конец. Или – все развивается на протяжении жизни от момента своего зачатия до наступления собственной смерти. Любая система в окружающем нас мире проходит следующие стадии: зачатие, внутриутробное развитие, рождение, становление («детство», «отрочество», «юность»), молодость, зрелость, пожилой возраст, старчество и смерть. На рис.3 мы показали жизненный путь условной системы в виде произвольного графика, но с прохождением этого пути всех обязательных фаз его развития.

 

 

 

Как видно из приведенного рисунка, в момент зачатия системы (точка МЗ) она уже получает определенную порцию внутренней энергии. Например, женская половая клетка и сперматозоид в момент оплодотворения первой (момент зачатия) уже имели собственную внутреннюю энергию, а оплодотворенная клетка приобрела в этот момент еще и дополнительную. Далее происходит внутриутробное развитие системы, за период которого система не только накапливает вещество и информацию, но и внутреннюю энергию. Все это ведет к ее (системы) структуризации со все новыми и новыми появляющимися уровнями системной иерархии. Постоянно образуются новые элементы, компоненты, подсистемы и т.п. системы, а вместе с ними и новые связи (отношения) между ними. Структуры системы и ее составляющих элементов укрепляясь, получают новые порции внутренней энергии и напряженности. Это происходит как до момента рождения системы (МР), так и после ее рождения в течение всех периодов развития: «детства», «отрочества», «юности», «самостоятельного функционирования».

Система «растет», а значит идет накопление не только ее внутренней энергии, качественно-количественных вещественных объемов элементов (компонентов, подсистем, «единиц» системы и т.п.), информации, но и, одновременно с этим, происходит изменение напряженности во всех структурах системы на всех ее иерархических уровнях. В начале этапа самостоятельного функционирования (СФ) системы еще какое-то время в ней будет продолжаться накопительные процессы и вещества, и энергии и информации, пока ее развитие не достигнет присущей только ей максимума (верхнего уровня) вещественно-качественного, энергетического и информационного уровня. Вместе с этим своего максимума достигают внутренние напряженности в структурах системы, вызванные характером их связей и отношений. С этого момента и до начала естественного старения (ЕС) система будет выполнять свою основную функцию, получая из окружающей ее среды постоянно необходимое количество энергии, вещества и информации для поддержания своего устойчивого и бесперебойного функционирования. (Прим. автора: согласно законам диалектики на определенных стадиях и при определенных условиях развитие систем происходит в виде скачка, вызываемого количественно-качественным изменением системы. На приведенном графике на рис.3 эти скачки не показываются).

Такова природа и философия существования всего живого и неживого в окружающей нас объективной реальности, таков их жизненный путь во времени и способ существования в пространстве. В этом заложен глубочайший смысл философии жизни и ее основного противоречия «жизнь – смерть ». Но, как известно, летальный исход (смерть, гибель) любой системы может наступить в любой момент времени ее жизни, если будут созданы для этого и наступят какие-то специальные условия. Например, результат аборта зародыша из чрева матери – это летальный исход живой системы (зародыша), в свое время возникшей в утробе матери в результате оплодотворения женской половой клетки сперматозоидом мужчины. К сожалению, всякий несчастный случай с человеком может произойти в течение всей его жизни на любой стадии его развития. В том числе и с летальным исходом для жизни пострадавшего. То же мы можем сказать и о любой другой системе, как живой, так и неживой, как реальной, так и виртуальной. В качестве примера на рис.3 приведены два варианта разрушения системы № Г-1 и № Г-2. В момент гибели всех систем происходит высвобождение их внутренних энергий и снятие (разрядка) внутренних структурных напряжений. Разница лишь в том, какое количество содержала в себе погибающая система этой энергии и каков был уровень напряженности ее структуры, какие доли ее внутренней энергии,

веществ и информации высвободилась при этом и с какой скоростью или интенсивностью они, эти доли, выбрасывается в окружающее пространство. Немаловажно и то, каким способом и в какой форме будут сниматься (разряжаться) структурные напряжения системы и ее составляющих. Именно от этого зависит и результат взаимодействия вышедших в связи с гибелью (разрушением) системы и направленных во внешнюю среду потоков энергии, вещества и информации с теми объектами, с которыми эти потоки встретятся на своем пути.

Таким образом, проводя наш поиск причин возникновения опасности, ее природы происхождения и форм проявления мы уже частично провели «анатомическое» исследование систем, которые мы относим, в первую очередь, к механическим или техническим системам, созданным человеком. Но наше исследование будет незавершенным, если мы не исследуем и другие виды систем, такие как природные, социотехнические, социальные и виртуальные.

В этой связи рассмотрим несложный пример, но убеждающий нас в том, что мы совершенно верно определили путь поиска определения научного содержания понятия «опасность». Этот пример из природной среды без участия человека.

Но прежде введем рабочий термин, который, как мы предполагаем, существенно поможет нам при определении понятия «опасность». Для этого обратимся к «Словарю иностранных слов», где говориться буквально следующее: «ВИТАЛЬНЫЙ» [лат. vitalis] – жизненный, прижизненный, имеющий отношение к жизненным явлениям (противоположное летальный. Мы же, для пояснения термина «опасность» примем такие слова как авитальный и авитальность (безжизненный, нежизненность). Такое решение принято лишь потому, что термин «летальный» в основном применяется в медицинской и юридической практиках. И, чтобы не создавать какой-либо путаницы в используемой нами терминологии, а наша область БЖД – это, как видим, не есть медицинская область в полном смысле этого слова, то мы и ввели свой специальный термин «авитальность», который по существу и своему содержанию

есть не что иное, как нежизненность системы, (разрушенная, погибшая, прекратившая свое существование система).

Итак, не трудно представить гряду высоких гор, наподобие гор Большого Кавказа, где часто происходит сход снежных лавин. Сегодня, даже если кто-либо ни разу не был в таких местах и по этой причине не смог все это увидеть реально, то он хотя бы раз видел такую картину в кино, телепередаче, во время просмотра видеофильмов или на фото в журналах и книгах. Так вот, особенно в зимний период, в результате частых снегопадов в высокогорье скапливаются огромные массы снега. И при наступлении каких-то особых условий они, каждый в свое время, срываются с вершин гор и по их склонам и прилегающим к ним ложбинам стремительно, как говорят местные жители и горноспасатели, «сходят» вниз. Сорвавшуюся массу снега и стремительно летящую по склону горы, сметая все на своем пути, называют снежной лавиной. Нас в данный момент интересует не столько конечный результат такого «схода» многотысячекубового объема снега, сколько то, что происходило со снегом до и в момент его «схода». А происходило вот что. Снег, постепенно ложась на поверхность вершины горы и прилегающей к ней площади, образовал вместе со своей основой систему «снег-гора». В начальный период - от зачатия (первый снег ложится в трещины поверхности горной породы, между засохшими травинками и оставшейся зимовать альпийской фауной), рождения (накопление определенной части снега и прочное его закрепление на образовавшемся подстилающем слое ране выпавшего снега за счет сил сцепления кристаллов снега между собой) и становления этой системы, последняя была в статичном состоянии. Другими словами, одна из векторных составляющих сил веса образовавшегося огромного объема снега, которую из курса физики мы знаем как скатывающая сила, в таком состоянии всегда меньше сил сцепления тела, лежащего на наклонной поверхности. Но статичное состояние такой системы, снежная масса которой периодически увеличивается в своем объеме и весе за счет новых снегопадов может достичь своей критической предельной стадии равновесия. В этом случае силы, удерживающие такую снежную «шапку», становятся равными силам, которые стремятся ее спустить вниз по наклонной плоскости. И наступает такой момент, когда в результате нарушения этого равновесия накопившаяся масса снега на вершине горы срывается с нее и с огромной скоростью движется вниз по склону этой же горы. В это момент начался сход снежной лавины. Причиной нарушения равновесия стало увеличение количества снега сверх того максимально допустимого размера, при котором равновесное состояние системы уже на может быть обеспечено силами внутреннего взаимодействия в системе «снег – гора», Другими совами, произошло то, что в философии называют переходом количественных изменений в качественные. Возможность находиться в статичном состоянии у системы «снег-гора» была исчерпана из-за возникшего перехода предельного уровня внутренней напряженности системы и силы сцепления снега с горой стали неспособными удерживать образовавшуюся огромную массу снега на этой вершине. Произошло превышение меры, обеспечивающей устойчивость и «живучесть» этой системы, или иными словами, безопасного ее состояния. В тот момент, когда начался сход лавины система «снег-гора» проявила свою авитальность – она разрушилась. Ее компонент «снег», обладающий огромной массой и накопивший в себе непомерно большую потенциальную энергию за счет проделанной природой работы по его доставки на вершину горы, стремительно «пошел» в низ и при этом его потенциальная энергия стала переходить в кинетическую энергию движения, которая, как известно, находится в квадратичной зависимости от скорости движения этой снежной массы. Ударная сила этой лавины снега столь велика, что летящая вниз снежная масса в буквальном смысле сносит все, что стоит на пути его движения.

В жизни часто бывает, что импульсом (толчком) начала схода лавины может быть громкий крик человека в месте образования лавины, или выстрел из огнестрельного оружия, или случайное попадание в эту снежную массу горнолыжника, или проходящего в данном месте горного или лесного зверя. В этом случае говорят, что внутреннее равновесие в системе «снег – гора» было на грани невозможного, а это означает, что оно уже было настолько зыбкое, что хватило небольшого колебания воздуха (крик человека) и равновесие системы нарушилось, приведя ее к собственной гибели, т.е. авитальности.

Как видим, сход лавины есть не что иное, как разрешение внутреннего противоречия в системе «гора – «снег», обострившегося в связи с изменением ее количественной характеристики происшедшей со стороны компонента «снег». Разрешение данного противоречия вызвало специфическое движение материи в виде проявления авитальности этой системы. Система разрушилась и, тем самым, произошло разрешение обострившегося внутреннего противоречия в ней. Но на смену погибшей системы придет новая, аналогичная предшествующей, если условия ее зарождения и развития останутся прежними и неизменными: наличие снега и его определенное количество, интенсивность и периодичность снегопадов, а также сохранившиеся аналогичные параметры окружающей среды – температура и влажность воздуха, скорость ветра, воздуха и т.д. Зародившаяся новая, аналогичная предыдущей, система, будет уже совершенно другой и лишь чем-то похожей на свою предшественницу. Здесь мы видим проявление еще одного из законов диалектики – закона «отрицание отрицания».

Считаем необходимым отметить очень важное и существенное в жизни рассматриваемой нами системы «гора – снег». В том случае, если по каким-то причинам снежная лавина не «появится на свет», а скопившийся снег на вершине горы останется на своем месте, то с приходом весны и под воздействием прямых солнечных лучей (тепловой поток энергии в инфракрасном спектре солнечного света) и повышенных температур воздуха, окружающего данную систему, снег начнет таять. Снег, переходя в новое агрегатное состояние – из твердого (снег) в жидкое (в воду), уже в виде водных потоков устремится вниз по склону этой же горы. Интенсивность и суммарный энергетический потенциал стекающей вниз талой воды будет зависеть от скорости таяния снега. При очень интенсивном таянии, как правило, образуются очень интенсивные водяные потоки и вместе с ними зарождаются селевые потоки (грунт до предела впитавший в себя талую воду устремляется вместе с водой вниз по склону горы). Внешним импульсом, приводящим к разрушению системы «гора-снег» в данном случае станет внешняя тепловая энергия, а если точнее – прямое воздействие лучистой энергии Солнца и тепла, принесенного из другой точки Земли нагретыми воздушными массами тем же Солнцем. На характер проявление авитальности рассматриваемой нами системы «гора – снег», безусловно, оказывает влияние фактор времени (время года), а также прямые конкретные воздействия атмосферы: скорость ветра, влажность и температура воздуха, интенсивность осадков и их количество и др. Результат схода снега с вершины горы, но в другом агрегатном состоянии – в виде воды, тоже несет с собой опасность разрушений всего того, что встретится на пути водного потока. Тем самым авитальность системы «гора-снег» все равно произойдет, но уже в другой форме. А произойдет она лишь потому, что все жизни имеет свой конец. Система «прожила» отведенный природой ей свой срок жизни. Или, как говорят мудрецы Востока: «Нет ничего вечного под Луной».

Раскрыв механизм разрушения системы «гора – снег» (образование и сход снежной лавины или в результате таяние снега образование мощных водяных потоков), мы еще раз убеждаемся в том, что активную «опасность» можно представить в виде действующей формы проявления опасности вызванной в результате авитальности систем. Тогда как до разрушения системы «гора – снег» опасность, без всякого на то сомнения, присутствовала в ней, своеобразным образом «жила» в этой системе, но не давала о себе знать, то есть пребывала в своей пассивной форме (пребывала в пассивном состоянии, имела вид потенциальной опасности). Потенциальная форма проявления опасности определялась как количественно-качественным состоянием веществ, образующих эту систему, так и, что особенно важно, уровнем накапливающейся внутренней энергии всей системой и ее структурными составляющими, а так же степенью напряженности структур всех ее иерархических уровней и, если так можно сказать, уровнем (мощностью, величиной) сил взаимодействия (степенью отношений) между всеми составляющими этой системы на всех ее иерархических уровнях, а равно с этим и характером взаимодействия системы и ее элементов с окружающей средой. В момент начала схода лавины опасность из своего пассивного состояния (потенциальная опасность) перешла в активную форму (действующая опасность), а в случае встречи снежной лавины на своем пути с каким-либо предметом, препятствием лавина, непосредственно войдя в контакт с ними, стала оказывать на них свое энергетическое, вещественное и информационное воздействие. В зависимости от интенсивности и мощности этого воздействия, данные предметы и препятствия могут разрушаться, что и бывает в большинстве случаев схода снежных лавин. В этом случае можно с уверенностью констатировать, что активная (действующая) опасность перешла в свою последнюю стадию развития – реальную (реализованную) по отношению ко всему тому, что встретилось на пути ее движения и все вставшее на этом пути претерпело соответствующие изменения вплоть до полного их разрушения и гибели в результате воздействия движущихся вещественного, энергетического и информационного потоков.

Далее мы посчитали необходимым доказательную базу нашего утверждения, что реальная «опасность» есть заключительная стадия формы ее проявления вызванная авитальностью системы, дополнить следующим примером, особенность которого заключается в том, что систему, которую мы подвергли «анатомированию» (анализу), создал человек, а ее компоненты – составляющие природной среды. Речь идет о создании некого водохранилища способом перекрытия русла реки. Самый простой способ, но не самый легкий для человека, – это вручную отсыпать запруду или плотину и тем самым попытаться скопить определенный объем воды той реки, воду которую используют с повседневной целью. Пусть в результате деятельности людей получилось какое-то водохранилище. Со временем, как правило, с развитием хозяйств, воды стало не хватать. Увеличили высоту дамбы или плотины. И так далее, и тому подобное. Но, на беду для всех и, особенно для тех, кто проживал ниже по течению этой самой реки после плотины, последняя по какой-то причине была разрушена (причиной может быть слишком большой объем воды и ее огромное давление на не очень прочную плотину), а накопившаяся огромная масса воды в водохранилище беспрепятственно ринулась по руслу реки, затапливая все и вся, и разрушая все на своем пути. Случай в принципе аналогичен сходу снежной лавины. Отличие лишь в том, что лавина – это результат работы сил природы, а плотина на реке – это результат работы людских сил, т.е. результат деятельности человека. В обоих случаях были использованы в качестве компонентов систем природные материалы. И в обоих случаях опасность в своей реальной форме проявилась для всех окружающих попавших на путь движения вещественных потоков в результате разрушений систем, компонентами которых и были эти вещества (в первом – снег, во втором – вода).

В подтверждение сказанному и с целью доказательства верности и научности предлагаемого нами определения понятия «опасность», а также и всех проведенных ранее нами рассуждений на эту тему, мы решили более тщательно и скрупулезно рассмотреть разные варианты авитальности различных по природе своего происхождения систем.

Поэтому рассмотрели в качестве примера систему «заряженное охотничье ружье». Эта система состоит из самого ружья и снаряженного патрона помещенного в его патронник (часть ствола). Ружье, без всякого сомнения, представляет собой не очень сложную, но и не совсем простую систему, состоящую из известных каждому охотники и не охотнику элементов. Снаряженный патрон – это гильза, начиненная порохом, со вставленным в ее дно капсюлем (устройство для поджога пороха в патроне), два пыжа, задерживающие высыпание пороха и механического заряда патрона, которым обычно бывает свинцовая дробь или свинцовая пуля. Как видим, элемент системы «заряженное охотничье ружье» «патрон» также состоит их элементов, каждый из которых выполняет только ему предназначенную функцию. Одновременно с этим все эти элементы, взаимодействуя между собой особым и только присущим для данного патрона способом (т.е. соединены между собой как это необходимо для получения самого патрона) и являют собой систему, которую мы называем «снаряженным патроном», и который, как было ранее отмечено, сам является элементом или подсистемой системы «заряженное охотничье ружье». Ясно, что само по себе, без внешнего, определенным способом произведенного, вмешательства в данную систему, ружье не выстрелит. И патрон в таком состоянии «просидит» в патроннике этого ружья безмерно огромный промежуток времени, пока порох в нем не

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И его взаимосвязи с другими компонентами | Безопасность– коренная потребность человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.