Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка

Обучение письму – это в первую очередь выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что, с одной стороны, это двигательный навык, т.е. такое действие, которое опирается, на первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется замена осмысленных единиц речи на графические знаки (перекодировка), что придает ему характер сознательной деятельности.

Сознательный характер письма состоит:

1) в правильном соотнесении звука и буквы;

2) соблюдении ряда графических и орфографических правил;

3) использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений.

Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладеть письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая слово, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для развития орфографического навыка.

Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессе письма и навык письма формируется успешнее.

Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, связанные со спецификой написания каждой отдельной буквы.

Очень важно для овладения навыком письма развитие движения пальцев и кисти руки, которое к моменту поступления в школу еще не совершенно, т.к. не закончено окостенение пальцев кисти. В связи с этим в изображении прямых линий, овалов заметно дрожание, прямые черты получаются изогнутыми, овалы не всегда замкнуты.

Успешность в обучении письму и чистописанию во многом определяется соблюдением таких гигиенических требований, как:

- правильный подбор мебели;

- правильная посадка;

- положение тетради;

- направление освещения;

- оптимальность формы ручки;

- продолжительность беспрерывного письма и т.д.

В I классе надо на всех уроках повторять с детьми правила посадки. Для наглядности используется плакат. Следует научить детей готовить рабочее место, рационально размещать тетрадь и другие школьные принадлежности на парте.

Большое значение имеет правильное определение длительности непрерывного письма: для I класса – 5 мин; для II – 8; для III – 12; для IV – 15 мин.

Это должно учитываться и при планировании урока: чередование письменных и устных видов работ, проведение 2-3 физкультминуток, упражнения для пальцев и кисти рук.

 

5. Методические приёмы обучения письму

Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо остановиться на приёмах, которыми пользуется учитель, обучая детей письму и чистописанию. Это:

- показ написания учителем;

- списывание с готового образца;

- копировальный метод;

- воображаемое письмо;

- анализ формы букв;

- усвоение правил письма;

- письмо под счёт (тактирование);

- анализ ошибочного написания.

Показ написания учителем. Основным приёмом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровождаемый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением. Показ должно сопровождать объяснение учителя, где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. На этапе выработки навыка написания такое объяснение могут делать ученики.

Списывание с готового образца основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях. Этот способ необходимо отличать от копировального, при котором происходит обведение образца. При списывании ребёнок постоянно сравнивает свою работу с образцовым написанием. Правильное письмо учителя (на доске, в тетрадях учеников) является примером.

Копировальный способ. При копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения. Копирование необходимо чередовать с самостоятельным написанием, т.к. обведение выполняется механически и продолжительная работа утомляет ученика. Ученик обводит две буквы, после чего двигательный образ остаётся на некоторое время в памяти, и следующие 1-2 буквы ученик пишет почти без ошибок, затем для закрепления он обводит ещё букву – и снова самостоятельное письмо и т.д. Копировать можно и через прозрачную бумагу, кальку.

Воображаемое письмо (письмо в воздухе) проводится по написанному учителем образцу на доске или вслед за письмом учителя. При этом учащийся опирается не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец.

И копировальный способ, и воображаемое письмо являются вспомогательными приёмами.

Анализ формы букв можно вести по-разному:

1) раскладывая её на зрительные элементы;

2) с точки зрения движений при письме;

3) в сравнении с ранее изученными буквами.

Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая её пропорции и особенности. Эффективным приёмом формирования образа буквы является конструирование из элементов-шаблонов (поэлементное обучение письму по методике Н.Г. Агарковой).

Усвоение правил письма способствует сознательному овладению навыком письма. Правила формулируются кратко, они складываются из тех задач, которые учитель ставит перед учащимися на данном этапе обучения. Например, I класс: - буквы надо писать с одинаковым наклоном;

- буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии;

- писать надо красиво.

II класс: - буквы в словах надо писать одинаковой высоты;

- слог пишется безотрывно;

- писать надо быстро и красиво.

Чтобы учащиеся могли выполнить каждое из этих правил, учитель должен им объяснить, от чего зависит его выполнение. Не следует обращаться к правилам ежедневно, но и забывать о них нельзя.

Письмо под счёт (тактирование). Письмо в такт счёту способствует выработке плавного, ритмического письма определённого темпа. Счёт зависит от того, какой элемент пишется. Движение основное ("на себя") сопровождается счётом "раз, два, три". Соединительное движение ("от себя") производится на счёт "и". При этом продолжительность произнесения звука [ и ] зависит от длительности движения. Сначала учитель пишет на доске под счёт, потом считает, сопровождая письмо детей. Тактирование используется и при письме соединений, слогов и коротких слов.

Анализ ошибочного написания. При таком анализе в I классе ошибочное написание не выносится на доску. Учащиеся рассматривают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы:

- Кто не довёл палочку до верхней (до нижней) линии?

- Все ли элементы имеют одинаковый наклон?

- У кого элементы вышли за строку?

Во II и III классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Дети находят ошибку, объясняют, как её следует избежать. Для исправления ошибки прописывают букву, чередуя с написанием её дополнительного элемента.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы обучения письму | Типичные графические ошибки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.