Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа над связной речь

Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Отвечая на вопросы учителя, например по картинке, дети составляют предложения, а от предложения переходят к связной речи.

Связная речь в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы – по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке как обязательное звено урока.

Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Так, в букваре и азбуке помещены сюжетные картинки, которые используются для составления рассказов.

Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединенных воп росов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а потом, что они делали и что увидели».

Для обучения связной речи следует использовать серии картинок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой картинке 1 – 2 предложения, дети получают последовательные рассказы. В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы. Рассказ озаглавливается – так дети начинают работу над темой.

В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему, например: «Расскажите о том, как провели каникулы», «Расскажите о своей любимой игрушке», «Расскажите о белочке» и т.п.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет событий, их развязки. Поэтому в системе упражнений по развитию речи должны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизация и сочинительство и т.п.

Отгадывание загадок является хорошим средством развития мышления и речи. В ходе работы над загадками обогащается словарь, раскрываются метафоры и перифразы, идет работа над словами-признаками, вырабатывается чувство ритма. Полезны упражнения в придумывании загадок.

Если дети умеют читать, эффективна работа по восстановлению деформированного текста. Такая же работа может проводиться и на слух, но тогда используются короткие тексты.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа над словосочетанием и предложением | Развитие речи учащихся на уроках письма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.