Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая роль римского права

Предмет, система, периодизация римского права.

План

РИМСКОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА

Лекция 1

 

І. Право в объективном смысле слова понимается нами как совокупность правовых норм, в субъективном смысле – правомочия, принадлежащие субъекту права. Римляне не проводили этого различия. Издавна они смотрели на знания права как на исскуство, доступное лишь мудрейшим, считая, что «право – есть исскуство добра и справедливости». Ius est ars boni et aegue.

Известный римский юрист Ульпиан говорит о двух областях права: ius publicum и ius privatum. Здесь противопоставляются интересы государства, общества интересам отдельного гражданина. Понятие этих областей права не совпадает с современным.

К публичному праву Ульпиан относил «все то, что обращено к положению Рима, к святыням, жрецам, магистратам... Частное же право относится к пользе отдельных лиц».

Таким образом, критерием различия служит характер интересов, защищаемых правом. К области публичного права принадлежат нормы права, защищающие интересы государства, а к области частного права – нормы, защищающие интересы отдельных граждан Римской империи. Хотя в целом взаимоотношения требований публичного и частного права были отрегулированы только условно.

Помимо публичного и частного в систему римского права входили право народов и естественное право (см. табл. 1.1).

Публичное право включает в себя: государственное, административное, уголовное, финансовое, культовое, военное, международ­ное право.

Частное право – квиритское, цивильное право: личные, имущественные, семейные, обязательственные, наследственные, процессуальные отношения. Определенную роль в развитии квиритского, цивильного права сыграли священнослужители Рима – понтифики. Несмотря на буквоедство, формализм понтифики развивали квиритсткое, гражданское право, напрявляя его по прогрессивному течению. Понтифики прислушивались к голосу граждан, жизни и при необходимости вносили изменение в право.

Цивильное, а еще ранее квиритское древнее право отличало то, что оно было: во-первых, сугубо национальным; во-вторых, тесно связано с религией; в-третьих, ему характерен консерватизм, формализм; в-четвертых, по своему характеру это право формировалось по принципу системы исков (есть иск – есть право, нет иска – нет права).

Особое место занимало в римском праве естественное правонадгосударственное, всемирное и идеальное право, свойственное всем людям (см. табл. 1.2). Естественное право являлось источником всего римского права, выражало сумму представлений и норм относительно таких понятий как «добро», «зло», «справедливость», «правонарушение», «правомерность». Ряд положений из этих представлений изложены в работе Цицерона «Об обязанностях». По мнению Ульпиана ius naturale – «это все то, чему природа научила все живое, поскольку это право принадлежит не только людям, но и животным».

Следующая составная часть римского права – право народов (ius gentium) – прообраз современного международного права, право завоеванных Римом народов – перегринов: это имущественное право, созданное судебной практикой. Направлено оно было на решение имущественных споров между чужеземцами (peregrini) и между чужеземцами и римлянами. Право народов стало универсальным средством, применимым ко всему населению Римской империи.

Ius gentium от ius civile отличалось: во-первых, большей мобильностью, гибкостью; во-вторых, способностью приспосабливаться к требованиям времени; в-третьих, это право было рассчитано на широкий круг участников тех или иных отношений; в-четвертых, оно было менее консервативно и имело больший круг источников права.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция 2. В римском праве впервые закреплено понимание права в государстве как системы общеобязательных юридических норм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.