Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Общие сведения о русском языке




В статьях Соборного Уложения об обязательствах и свидетелях встречается почти дословное заимствование положений римского права. Так, по Уложению свидетелями не могли быть физически и психически неполноценные люди, расточители, рабы и др.

План

Римское право и законодательство

Лекция 17

украины – россии (Х – ХХ вв.)

1. Влияние римского права на законодательство Киевской Руси, Украины, России (X – XVI вв.).

2. Рецепция римского законодательства в российское и украинское право (XVI – XX вв.).

 

І. Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI столетия в Украине ознаменовалось крупными изменениями в политической, экономической и правовой сферах. Возрождение частной собственности, частного права сделало особенно актуальным усвоение исторического наследия прошлого, основных положений римского гражданского права. Изучение его институтов стало исторической необходимостью и фактором дальнейшего прогресса. Сейчас на Украине продолжается трансформация украинского права из социалистического в Романо-германскую правовую систему.

Вопрос о воздействии римского права на русско-украинское законодательство до сих пор изучен недостаточно и имеет ряд спорных моментов. Существует три основных концепции, зародившихся в XIX в. и определявших степень влияния римского права на развитие российско-украинского права:

1. Концепция самостоятельного развития российско-украинского права, независимо от римского права (С. А. Муромцев, Ф. Леонтович).

2. Концепция частичного заимствования нашим правом отдельных институтов и понятий римского права (Н. Рождественский, Н. Л. Дювернуа, А. М. Гуляев).

3. Концепция полного заимствования российским правом римского (К. Д. Кавелин) (см. табл. 17.1).

Первые исследования у нас в Украине по этой проблеме появились в XIX – начале ХХ вв. Среди них работы: Дювернуа М. Л. Значение римского права для российских юристов. – Одесса, 1972; Драгоманов М. П. Вопрос об историческом значении Римской империи и тацит. – Ч. 1. – Киев, 1869; Загурский Л. Н. Принципы римского гражданского и уголовного процесса. – Харьков, 1874; его же Элементарный учебник по римскому праву. – Харьков, 1897; Покровский И. А. Право и факт в римском праве. – Ч. 1, 2. – Киев, 1902; Митюков К. А. Курс римского права. – Киев, 1902, и другие.

Среди новых исследований украинских цивилистов последнего времени необходимо назвать работы: О. А. Підопригора, Є. О. Харитонов. Римське право: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2007; Є. О. Харитонов. Рецепція Римського приватного права. Теоретичні та історико-правові аспекти. – Одеса, 1997; его же: Рецепція римського права як підґрунтя сучасної цивілістіки // Вісник Академії правових наук України. – 1998. – № 2. – С. 104 – 111; Харитонов Є. О., Харитонова О. І. Рецепція римського права як складова концепція вдосконалення цивільного законодавства України // Вісник інституту внутрішніх справ. – 1999. – № 6. – С. 32 – 35; Е. М. Орач, Б. Й. Тищик. Основи римського приватного права. – К.: Юрінком Інтер, 2000; В. С. Макарчук. Основи римського приватного права. – К.: Атіка, 2000, и другие.

В России в последние годы развернулась оживленная, интересная дискуссия о рецепции римского права в Киевской Руси, России. Поводом к дискуссии явилась интересная, содержательная работа Е. В. Салогубовой. «Римский гражданский процесс». – М.: Городец, 1997.

Современная правовая наука в целом придерживается второй концепции, отмечая при этом, что доминирующее влияние римское право оказало на наше отечественное гражданское законодательство. Выделяют два этапа воздействия римского права на украинское и российское законодательства (см. табл. 17.2).

Первый, начиная с Х в., на право Киевской Руси оказывало значительное влияние законодательство Византии, а с эпохи Петра I – начинается второй этап - западноевропейское. Первые памятники Киевской Руси, ощутившие на себе влияние римского права, – договоры князей Олега и Игоря с греками. Первый договор подписан великим князем Олегом с византийскими императорами Львом и Александром в 911 г. Договор включал в себя видоизмененные нормы римского процесса о судебных доказательствах. С этого времени клятва, присяга, розыск, показания свидетелей начинают фигурировать в законодательстве Киевской Руси в качестве судебных доказательств. В этот договор вошли также нормы римского наследственного права. Впервые для нашего права было проведено различие между наследованием по закону и по завещанию.

Второй договор, подписанный князем Игорем с греческими императорами Леоном и Александром, составлен аналогично первому, но более подробно. Так, по договору Руси с Византией, в случае отсутствия у умершего сыновей его имущество могли наследовать братья. Сестру они должны были выдать замуж, дав ей соответствующее приданое (см. Історія держави і права України. – Ч. 1. – К.: Ін Юре, 1996. – С. 59). Следы римского права просматриваются и среди договорных отношений в русско-византийских договорах 944 и 977 гг. Здесь в договоре купли-продажи мы видим как нормы права Киевской Руси, так и византийского права того периода.

Принятие христианства на Руси произвело переворот во всех сферах правовой жизни. Обычное право Киевской Руси во многом противоречило учению христианской морали и нормам церковного права (многоженство, способы и условия совершения брака и др.). С христианством появилась церковь, имевшая свои канонические законы, которые мало согласовывались с русскими обычаями.

В основу деятельности российской церкви был положен византийский Новоканон (Свод духовной и светской власти). Именно он лег в основу принятых в ХI веке церковных Уставов князей Владимира, Ярослава, Всеволода и Судного закона. По церковным Уставам на Руси рассматривались все бракоразводные процессы, споры между родителями, споры, связанные с наследством и опекой, дела по преступлениям против нравственности и церковных законов. Такое положение могло привести к полной замене национального права чужим. Однако благодаря устойчивости русского права, это способствовало только частичному заимствованию византийских норм.

При князе Владимире в ХI в. принят «Закон судным людем» (Судный закон) – сборник церковно-гражданских византийских законодательных положений. Источниками для его подготовки послужило право Василия Великого, Кодексы Феодосия, Юстиниана, Базилики, законы Моисея и другие византийские законодательные акты. В Киевской Руси Судный закон служил руководством по военным и гражданским делам. Впоследствии по мере распространения «Русской Правды» в нее вводились статьи из Судного закона. Некоторые заимствованы полностью, другие частично.

Это объясняется еще и тем, что Русская Правда первоначально не имела статей по гражданскому праву. В ней содержались нормы только по уголовному праву. Поэтому статьи, регулировавшие вопросы гражданского права, черпались из Судного закона. Именно он и восполнял пробелы русского законодательства.

Из Рима в область судопроизводства Киевской Руси пришли показания свидетелей. В Судном законе признавались главным судебным доказательством. Закон устанавливал, что нельзя предъявить иск по делу, по которому отсутствуют свидетели. Такого правила наше законодательство ранее не знало. Закон устанавливал наказание за лжесвидетельство, не допускал к свидетельству рабов, предусматривал для свидетелей обязательное применение присяги. Свидетелями могли быть только очевидцы (видоки). Все названные положения прямо позаимствованы из Кодекса Юстиниана и Эклоги.

Следующим законодательным памятником Киевской Руси, ощутившей влияние Византии, явилась «Русская Правда», принятая в ХI в., действовавшая на Руси с изменениями и дополнениями до ХIV в. В нее перенесена часть статей из Судного закона. Из Византийских источников включены законы Аквилия об ответственности хозяина (господина) за преступление его холопа, новеллы Юстиниана о наследстве. Телесные наказания, как и в римском праве, уже заменялись штрафом в три гривны. Были заимствованы также статьи об обеспечении иска, о поручительстве, о судебных сроках. Законом устанавливался минимум свидетелей. Из Византии в «Русскую Правду» пришли статьи «об испытании раскаленным железом» и др.

При этом следует отметить, что весь период русского законодательства, охватывающий развитие «Русской Правды», представляет борьбу византийских источников с местными, чисто русскими началами отечественного права. Результатом этой борьбы явилось придание византийским нормам славянского характера и перенесение последних в «Русскую Правду».

«Русская Правда» вместе с Судным законом и еще несколькими византийскими законами впоследствии влилась в судебник царя Ивана Васильевича (см. Харитонов Є. О. Рецепція римського приватного права. – Одеса, 1997. – С. 192 – 281).

Одновременно с «Русской Правдой» в Киевской Руси действовала названная в византийском варианте «Кормчая книга». Она просуществовала вплоть до XІX в. Название книги произошло оттого, что Святые отцы (Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.) в своих посланиях сравнивали церковь с кораблем, плывущим по морю, а правила христианской церкви служили ему спасительным кормилом. В «Кормчую книгу» вошли девять византийских источников, переведенных на славянский язык. Их основой служило законодательство императора Юстиниана.

В «Кормчую книгу» вошли также отдельные русские источники: Пространная Правда, церковные Уставы князей Владимира, Ярослава и другие. Таким образом, восточно-римское право заняло важное место наряду с древнерусским и церковным. Значительно позднее, в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче, патриархе Иосифе появился ее первый печатный вариант, куда вошли восемь источников византийского права. По приказу Алексея Михайловича Кормчая книга напечатана в 1200 экземплярах и разослана гражданским судам для применения в качестве закона.

Определенное влияние византийское право оказало на Судебник (1497 г.). В нем впервые в русском законодательстве встречается положение, носившее в римском праве название реституция (restitutio in integrum), и др.

Так, если боярин выносил решение самостоятельно, без суда, то его решение признавалось ничтожным. А то, что на его основании было уже исполнено, возвращалось в первоначальное состояние («взятое отдати назад») и дело рассматривалось повторно («суд с головы»).

С XIV в. византийские источники получают наибольшее применение именно в церковных судах, благодаря возрастающему влиянию духовенства.

Из греко-римского права в российско-украинское право пришло восемь гражданских договоров: купли-продажи (emptio-venditio), аренды (commodatum), залога (pignus), найма (locatio-conditio), хранения (depositium), товарищества (soсsietas), дарения (dare), займа (mutuum). В русско-украинское законодательство вошло определение брака (matrimonium), данное римским юристом Модестином и ряд других норм римского семейного права. Римское наследственное право (ius hereditas) к этому времени во многом основывалось на римском праве. Таким образом, начиная с IХ в., в Киевской Руси шло заимствование римского права и осуществлялось оно через Восточную Римскую империю.

ІІ. В XVI – XVII вв. наступает новый этап римского влияния на российско-украинское право, но уже со стороны Западной Европы. На Украину, в Галицко-Волынское княжество, в ту часть Киевской Руси, что находилась под властью Литвы и Польши, римское право пришло из Западной Европы после принятия трех Литовских уставов (1529, 1566, 1588 гг.), а также через сборники магдебургского права, которые опирались на немецкое право. Германия же, как известно, успешно использовала римское гражданское право вплоть до 1900 года. Наиболее авторитетным среди сборников по магдебургскому праву вышедших в Украине, был сборник под названием «Статьи магдебурского права», изданный в 1556 г. Бартомилеем Троицким. Вслед за этим сборником им были подготовлены и изданы еще пять книг, посвященных ряду разделов магдебургского права. Хотя в целом нужно сказать, что магдебургское право использовалось не в полной мере, носило ярко выраженный классовый характер. Верхи, естественно, пользовались всеми привилегиями и правами в решении вопросов местного самоуправления. В то время как основная масса православных, низшие слои украинского населения были лишены таких прав (см. Історія держави і права України. – Ч. І. – К.: Ін Юре, 1996. – С. 99, 157-158).

Кроме элементов немецкого права, в Украине широкое распространение получили литовско-польское право, церковные Правила, принятые Вселенскими соборами, Правила святых апостолов; Новая заповедь Юстиниана, Книги святого письма и др.

В светских судах широкое распространение получает Соборное Уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича. Основой для Соборного Уложения послужили источники русского и греко-римского права. В частности, Градские Законы греческих царей. Система построения Уложения имеет определенное сходство с системой Кодекса Юстиниана. Сначала идут нормы, касающиеся веры, церкви и различных сект. Затем нормы государственного права и нормы, касающиеся Судоустройства. Глава Х «О суде» соответствует в общих чертах 3 – 6 книгам Кодекса Юстиниана.

Исковая давность по Уложению, как и в римском праве, составила 30 лет. В Уложении впервые появляется институт, носивший в римском праве наименование сервитута.

Для того, чтобы точнее уяснить влияние римских правовых идей на формирование украинского законодательства этого периода, необходимо ознакомиться с фундаментальным изданием по истории права – «Права, за якими судиться малоросійський народ». – К., 1997.

После раздела Польши на территории Российской империи в Царстве Польском действовал «Кодекс Наполеона»; в Остгеймской губернии вместе с другими источниками права использовалось Римское право; в Финляндии – Шведское уложение 1734 г.; в Бессарабии – «Шестикнижье» Арменопуло, Свод Юстиниана, Базилики. Все они в той или иной мере связаны с римским правом.

В эпоху Петра I в области права среди его реформ важное место занимала законодательная реформа. Результатом знакомства Петра I с западноевропейским правом явилось издание ряда новых Уставов и Регламентов. Элементы римского права заимствованы в Торговом, Морском, Ремесленном, Воинском уставах, Духовном регламенте, Регламенте Коммерц-Коллегии…

Постепенно усиливающееся влияние римского права на российское проявлялось сначала в построении системы российского гражданского права, а затем и в самом содержании их норм. Следы влияния римского права обнаруживаются также в эпоху Екатерины II (1762 – 1796), при императоре Александре I (1801 – 1825).

Специально для рабочей законодательной комиссии собственноручно Екатериной II был написан документ «Начертание о проведении к окончанию комиссией проекта нового Уложения». В этом документе из римского права заимствована институционная схема определения договоров и многие другие положения. И хотя деятельность комиссии закончилась безрезультатно, однако сам факт подготовки документа Екатериной II говорит о знании членами комиссии, императрицей и ее окружением системы Юстиниана, римского права.

Интересно, что именно Екатериной II в России был впервые употреблен один из важнейших правовых терминов современности – «частная собственность». Александром I для составления проекта нового Гражданского Уложения была создана законодательная комиссия во главе с видным общественным деятелем графом М. М. Сперанским. Работая над проектом Уложения, он писал: «В источнике своем, то есть в римском праве, все Уложения всегда будут сходны, но со здравым смыслом».

Как ни отстаивал М. М. Сперанский самостоятельность русского гражданского права при составлении Свода законов Российской империи, принятого в 1832 г., ему все-таки пришлось обратиться как к римскому праву, так и к Юстиниановской системе.

В 1864 г. правительством Александра II была проведена судебная реформа, появился внесословный суд. При составлении Устава гражданского судопроизводства широко использовался Французский гражданский кодекс – классический образец рецепции римского права. На этих же принципах был сформулирован и российский «Проект гражданского уложения» 1912 года.

Учрежденные в XVIII – XIX вв. в Москве, Петрограде, Киеве, Харькове, Одессе университеты с юридическими факультетами по западноевропейскому образцу стали проводниками идей и понятий римского права. В украинских университетах в XIX – ХХ вв. работали такие известные специалисты по римскому праву как Д. И. Азаревич, Ю. С. Гамбуров, М. Л. Дювернуа, И. Т. Табашников, А. Н. Мицкевич, К. А. Митюков, Л. Н. Загурский и др., много сделавшие для развития римского права в Украине. В XIX в. был защищен целый ряд докторских диссертаций, подготовлено немало монографий по самым различным вопросам римского гражданского права.

Значительное влияние римское право оказало на развитие российской правовой теории и законодательства XIX в.: институтов иска, доказательства, представительства судебного обжалования. Российско-украинским законодательством частично заимствован институт судебного поручительства, выработанный римским правом. Дореволюционному законодательству известны все виды присяги, существовавшие в римском праве: добровольная, принудительная, оценочная. Нашим отечественным законодательством воспринят ряд римских презумпций: отцовства, знания закона, добропорядочности и других, известных еще римскому праву. Заимствованы институты заочного решения суда и апелляции.

В украино-российском судопроизводстве нередки были случаи, когда судьи прибегали к нормам римского права, трудам западноевропейских юристов в случае отсутствия нужной нормы в отечественном законодательстве.

В конце XIX в. разгорелась острая полемика вокруг вопроса о практическом значении римского права для российско-украинской юриспруденции. Критически анализируя недостатки римского права и стремясь доказать самостоятельный путь развития нашего права, известный ученый, политический деятель С. А. Муромцев тем не менее указывал, что «изучение римского права составляет форму, в которой зародилась и в которой должна развиваться в будущем наука о гражданском праве».

Защитником римского права и оппонентом С. А. Муромцева в XIX в. выступал украинский ученый, профессор Киевского университета К. А. Митюков, который отмечал: «Еще несколько подобных статей по римскому праву, и русские юристы, черпая только из них знания этого права, сочтут всеобщим заблуждением признанное везде и упроченное вековым опытом высокое образовательное значение римской юриспруденции».

После Октябрьской революции 1917 г. в связи с полным отрицанием права частной собственности делалась попытка отка­заться от римского права, его начал. В Украине процесс ликвидации римского права и, соответственно, частного права по сравнению с центром России несколько задержался. Это связано, как считает ведущий исследователь по проблеме рецепции римского права в Украине профессор Е.О. Харитонов, с попыткой строительства самостоятельного украинского государства в период существования Украинской Народной Республики, Гетьманщины и Директории.

После победы советской власти в Украине, здесь также началось разрушение старой системы правовых отношений. Тем не менее, не все ценное наследие прошлого, в том числе и римского права, в советский период было забыто. Практически советское государство на деле использовало целый ряд положений римского права. Так, первый Гражданский кодекс РСФСР, а затем и Гражданский Кодекс Украины 1922 г. были составлены на основе гражданского кодекса Швейцарской Республики, Германии.

Интересно по этому поводу высказался бывший в то время Председателем Верховного Суда РСФСР П. И. Стучка (один из соратников В. И. Ленина), который писал: «По сути наш Гражданский Кодекс не что иное, как те формы буржуазного права, которые повторяют в целом формулы Римского права, созданные две тысячи лет тому назад». Вместе с тем, советская власть оставила за собой возможность в любой момент корректировать любые отношения, даже не касаясь смены законодательства. Это открывало перспективы формирования правосудия периода культа личности Сталина.

В современных условиях перехода к рыночным отношениям постепенно, поэтапно идет процесс нового вхождения украинского права в римское право, в правовые концепции, терминологию западных стран. Право каждой новой эпохи, с точки зрения исторического развития – ступень на пути прогресса. Но чтобы подняться на новую ступень, оно должно опираться на достижения прошлого. Нет ни одной из ранее существовавших и ныне действующих правовых систем, которые в той или иной степени не испытали бы влияние римского права. Независимая Украина не является исключением в этом плане. Речь может идти лишь о глубине и степени такого влияния. Именно поэтому с каждым годом в Украине растет интерес к римскому праву, его институтам, его достижениям. Римское право является фундаментом современной мировой цивилизации, государств стран европейского содружества. От того, насколько большим будет влияние идей римского права на право нынешней Украины, значительной мерой будет зависеть готовность нашего государства к интеграции в европейское сообщество.

Таблица 17.1

 
 


Таблица 17.2

 
 


Контрольные вопросы

1. Что такое рецепция римского права?

2. Назовите основные концепции сути влияния римского права на законодательство Киевской Руси, Украины – России.

3. Какую роль имела на Руси «Кормчая книга» и что в ней было от римского права?

4. Какие термины, крылатые выражения широко используются повседневно в юридической практике современной Украины?

5. в чем состоит историческое значение Римского права?

 

 

Предисловие

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С.Тургенев

 

Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.