Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения

Если речь предназначена другому человеку, которого видишь и слышишь, используется устная форма. Подлинная устная речь создается в момент говорения. Устная речь – это импровизация. Она создается на ход, в процессе акта коммуникации, поэтому основным признаком устной речи является ее неподготовленность.

Неподготовленная речь порождается одновременно с ее произнесением, она строится по законам того языка, которым пользуется говорящий, но применяет их специфически. В публичных выступлениях широко используются готовые клише, вставляемые в речь-импровизацию. Устная речь – это речь говоримая, она предполагает словесную импровизацию.

Устная речь рассчитана на смысловое восприятие собеседником произносимой речи, создаваемой в момент говорения. Поскольку устной речи свойственна импровизация и неподготовленность, то, в зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего устная речь может быть гладкой, плавной, более или менее прерывистой.

Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных остановок, пауз, в повторении отдельных слов, слогов, звуков, в «растягивании» звука типа [э] и в выражениях типа

Как это сказать?..

Как бы… и т.д.

Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания устного неподготовленного высказывания. Если случаев прерывистости немного и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, то их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но, с другой стороны, паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, незнание того, о чем говорить.

Для устной речи характерны две особенности: избыточность и лаконизм.

Избыточность – это прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, соотносительные по содержанию конструкции. Это объясняется условиями создания устного ответа, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Эти приемы сценичны, поэтому их часто используют ораторы.

Лаконизм – это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации.

Конечно, употребление тех или иных форм и конструкций, отбор наиболее точных слов в устной речи зависит от целого ряда обстоятельств:

· От содержания высказывания и его назначения;

· От того, где и когда происходит общение;

· От того, присутствует ли собеседник, насколько он подготовлен к восприятию;

· О того, кто говорит, насколько он знает предмет разговора;

· От общей языковой культуры и т.д.

Кроме того, большое значение имеют вид речи (монолог или диалог), его принадлежность к функциональным стилям.

Тем не менее могут быть выделены некоторые общие особенности устной формы литературного языка:

· В устной речи основным выразителем коммуникативного членения является интонация;

· Тенденция к расчленению высказывания, которая выражается в широком употреблении присоединительных и вставных конструкций, вводных слов;

· Повторение предлога перед определением, стоящим после определяемого слова (Подружился с товарищами с хорошими и т.д.).

Важнейший признак, влияющий на появление разновидностей устной речи, - характер коммуникации: официальная/неофициальная. Официальная коммуникация может быть личной и публичной.

Неофициальная – только личной.

Слушатели непринужденного рассказа – полноценные участники акта коммуникации, они могут перебивать говорящего, задавать ему вопросы, что не свойственно адресату публичного официального сообщения.

Публичная коммуникация делится на два подвида: массовая (радио, телевидение и т.д.) и коллективная (лекция, доклад, выступление на собрании и т.д.)

Основное различи между ними состоит в том, что при массовой коммуникации отсутствует обратная связь между говорящим и слушающим. Это исключает для оратора возможность узнать (увидеть, услышать, почувствовать) реакцию слушателей и отреагировать на нее.

Другая важная особенность массовой коммуникации - использование технических средств (радио, телевидение и т.п.).

Непринужденное неофициальное общение – основная часть жизни человека (дома, в разных бытовых ситуациях). Оно, как правило, осуществляется при помощи разговорного языка. Эта разновидность речевого общения характеризуется неподготовленностью и непосредственностью общения.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. И поэтому весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя.

Повседневная речь «вводит ребенка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым сложившуюся психическую систему устной речи» (Л.С.Выготский).

Вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знание адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации.

Именно поэтому письменная речь включает в свой состав ряд уровней:

· поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, подбор слов с противопоставлением их другим лексическим альтернативам;

· сознательные операции синтаксического уровня, которые в письменной речи составляют одно из существенных звеньев;

· выбор структуры высказывания.

Таким образом, если речь предназначена другому, которого не видишь и не слышишь, используется письменная форма, характеризующаяся, прежде всего, подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли. Письменная речь поэтому является новым и мощным средством мышления, имеющим нередко значительно большие возможности, чем устная речь (А.Р.Лурия).

Кроме того, письменная речь выступает аппаратом членения и осознания строя языка, играет существенную роль в развитии внутренней речи (Б.Г.Ананьев).

Подготовленность письменной речи связана прежде всего с понятием композиции текста.

Композиция текста представляет собой единство внутренней структуры содержания, внешнего деления его на части и совокупности композиционно-речевых форм. Именно композиция является одним из критериев отграничения текста от случайных цепочек предложений, которые композиционно не оформлены.

Композиция связана с понятием жанра письменного текста. Жанровые различия письменной речи наблюдаются как в построении, так и в стилистических приемах развития темы и основной мысли.

В качестве наименьшей, но в то же время основной единицы композиции выступает абзац.

Изучение структуры абзаца в различных жанрах дат алгоритм для быстрого чтения и способствует овладению композицией различных жанров письменной речи в ее функциональных стилях.

Всякий письменный текст представляет собой сложное высказывание о действительности. Это означает, что все слова и предложения текста должны быть соотнесены с действительностью. Отнесенность сообщения к действительности выражается в письменной речи с помощью категории предикативности (предикат – лат. Praedicatum - сказуемое).

Предикативность – отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.). грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).

Кроме того, все слова текста должны быть соотнесены с понятиями, что связано с референцией (референция – лат. Referre - сообщать. 1. Справка о службе, отзыв. 2. Характеристика, даваемая лицу или предприятию другим лицом или организацией).

Для построения письменного высказывания необходимо соблюдать правила дух типов:

· правила референции;

· правила предикации.

Одна из основных целей пользования языком заключается в сообщении фактов о предметах, лицах и событиях. Это значит, что пишущий обязан ответить на вопросы (О чем? О ком?) и что об этом (о нем) он хочет сказать.

Оформление предикативности и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «данного», и «ремы» или «нового» сообщений.

Таким образом, для освоения правил письменной речи необходимо научиться выделять в предложении предмет и содержание сообщения, выражать предмет и содержание сообщения группой связных слов; выражать содержание сообщения несколькими взаимосвязанными предложениями.

Жанры письменной речи:

1) Аннотация;

2) Конспект;

3) Реферат;

4) Рецензия;

5) Отчет;

6) Статья;

7) Репортаж;

8) Заметка;

9) Рассказ;

10) Письмо;

11) Объявление;

12) Отзыв.

 

Разновидности монологической речи по обобщенному (типовому значению)

Монологический и диалогический тексты различаются между собой как с точки зрения структуры, лежащей в основе речевой ситуации, так и с точки зрения действующих в них закономерностей текстообразования.

Различия в структуре и речевой ситуации определяются распределением ролей между участниками речевого акта.

Монологический текст – это устная или письменная речь одного лица. В основе речевого акта лежит одностороннее отношение: передача информации ® получение информации. Монологический текст представляет собой линейную цепочку предложений.

Диалогический текст представляет собой альтернирующую цепочку предложений, которая образуется чередованием высказываний двух или нескольких участников речевого акта, каждый участник выступает в процессе речевого акта, то в роли говорящего, то в роли слушающего. В основе диалога лежит двустороннее отношение (стимул «реакция), допускающие различные координации.

Общими чертами для монолога и диалога являются:

· смысловая целостность,

· тема–рематическая организация,

· коммуникативная преемственность,

· наличие структурных показателей связности.

Однако каждый из видов текста имеет и свои специфические черты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разновидности речи по форме выражения мысли | Монолог
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.