КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Олигополия, олигополистическая структура, формы поведения фирмы в условиях олигополии
Олигополия – это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей, как правило, ограничен высокими барьерами. Таким образом, выделяются характерные черты олигополии: 1) Немногочисленность фирм в отрасли: обычно их число не превышает 10. 2) Продукт может быть как стандартизированный (алюминий, медь), так и дифференцированный (автомобили, электробытовые товары и т.д.). 3) Высокие барьеры для вступления в отрасль связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), патентной монополией (в основном в наукоемких отраслях), монополией контроля над редкими источниками сырья, запредельно высокими расходами на рекламу. 4) Всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополиями, и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную. Отличительным признаком ценообразования в условиях олигополии является наличие в отрасли крупной фирмы, действия которой вызывают ответную реакцию конкурентов. Данная зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур – некооперативное и кооперативное. В первом случае каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Как правило, в этом случае вспыхивают ценовые войны. Во втором же случае олигополисты вступают в тайный сговор по поводу объема производства или цены на продукцию, то есть возникает картель. Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. При этом снижение цены имеет свои пределы: оно продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, далее фирмы несут убытки, так как цена становится фактически такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль становится равной нулю. От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Но чаще конкурентная борьба приводит к соглашениям, самой распространенной формой которых выступает картель. Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |