КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие об устойчивости сжатого стержня
Продольный изгиб ТЕМА8 Классификация изгиба Изгиб классифицируют: а) по количеству силовых факторов, действующих в поперечном сечении бруса: чистый изгиб – в сечении действует только изгибающий момент; поперечный изгиб – в сечении действует изгибающий момент и поперечная (перерезающая) сила; б) по характеру расположения плоскости действия изгибающего момента: прямой или плоский изгиб – плоскость действия изгибающего момента совпадает с одной из главных плоскостей инерции сечения; косой изгиб – плоскость действия изгибающего момента не совпадает с главной плоскостью инерции.
Проводя расчет на прочность какого-либо бруса, основное внимание уделяли величине появляющихся в нем напряжений. Между тем имеются случаи, когда при напряжениях, значительно меньших допускаемых, происходят такие изменения формы бруса, которые с практической точки зрения равносильны разрушению. Например, при определенной величине сжимающей силы, действующей вдоль оси стержня, у которого поперечные размеры во много раз меньше его длины (стержень сравнительно длинный и тонкий), помимо сжатия, стержень будет испытывать так называемый продольный изгиб, который может привести его к разрушению.
При некоторых, сравнительно малых нагрузках деформируемое тело сохраняет первоначальную форму и находится в состоянии устойчивого упругого равновесия. В процессе непрерывного увеличения нагрузки до некоторого предела (различного для каждого конкретного случая) деформируемое тело внезапно теряет устойчивость, форма тела изменяется (как правило, с нарушением симметрии и геометрических соотношений), в результате чего быстро возрастающие напряжения приводят тело к разрушению. Некоторые конструкции, например, тонкостенные обшивки самолетов, при потере устойчивости могут продолжать работать и по-прежнему выполнять свои основные функции, так как местные потери устойчивости не оказывают существенного влияния на устойчивость конструкции в целом. Тонкая стенка двутавровой балки при изгибе или труба при сжатии может покрываться волнистыми складками. Устойчивое и неустойчивое состояние равновесия разделяет так называемое переходное критическое состояние, при котором деформируемое тело может сохранить первоначально приданную ему форму, но может и потерять ее от самой незначительной, казалось бы, причины. Нагрузку, соответствующую критическому состоянию, называют критической Fкр. Следовательно, при значениях нагрузки, меньших критической, форма, первоначально приданная данному телу, является устойчивой, и опасности потери устойчивости нет. При значении нагрузки, равной критической, первоначальная форма тела становится неустойчивой и может легко перейти в иную форму (например, прямолинейная в криволинейную – ось изогнутого стержня АВ¢) (см. рис. 8.1); таким образом, возникает опасность потери устойчивости. Наконец, при значениях нагрузки, превышающих критическую, тело, безусловно, теряет устойчивость и изменяет первоначальную форму, причем криволинейная форма становится устойчивой. С точки зрения практических расчетов сжатых стержней критическая сила рассматривается как разрушающая нагрузка.
Сжатый стержень должен быть рассчитан так, чтобы возможность возникновения продольного изгиба была исключена; это значит, что допускаемая величина сжимающей силы должна быть меньше критической. Это условие устойчивости прямолинейной формы равновесия сжатого стержня имеет вид: , (8.1) где F –действующая нагрузка; [F] - допускаемая сжимающая сила; Fкр – критическая сила; [ny] - допускаемый коэффициент запаса устойчивости (для чугунных стержней - [ny] = 5…6; для стальных - [ny] - 1,7…3). Часто применяют условие устойчивости в виде: , (8.2) где F – сжимающая сила, действующая на стержень; ny – действительный коэффициент запаса устойчивости. Одной из мер повышения запаса устойчивости конструкции является увеличение ее жесткости. Так, в практике самолетостроения тонкостенные перегородки подкрепляются специальными профилями, обеспечивающими высокую степень устойчивости при сравнительно малом весе. В авиации проблема веса летательного аппарата имеет исключительно большое значение. Передача усилий в самолете осуществляется с помощью тонких стержней, профилей, тяг, подкосов, тонких пластин и т.д., поэтому все элементы конструкции должны быть рассчитаны не только на прочность и жесткость, но и на устойчивость. Очевидно, что для расчета на устойчивость необходимо уметь определять величину критической силы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |