КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкурентоспособность и качество
Тема лекции №2 Функции управления качеством. 1. планирование качества. 2. политика в области качества. 3. взаимодействие с внешней средой. 4. обучение и мотивация персонала. 5. организация работы по качеству. 6. информация о качестве продукции, потребностях рынка и НТП. 7. разработка необходимых мероприятий. 8. реализация мероприятий. 9. контроль качества.
Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс в таких странах, как Япония, Южная Корея и Китай, был определен прорывом именно в качестве, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Без расширения экспорта товаров и услуг не может быть решена и такая важная проблема, как конвертируемость рубля, что является препятствием для широкого участия России в международной торговле. В момент своего распада СССР по объему экспорта занимал седьмое место в мире после ФРГ, США, Японии, Франции, Великобритании и Италии. Но структура экспорта не соответствовала мировым экономическим и научно-техническим требованиям. Примерно 50% экспорта приходилось на долю топливно-энергетических ресурсов, а доля машин, оборудования, транспортных средств в советском экспорте составляла около 11%. Лишь немногим более 20% советского экспорта шло в развитые государства. В экспорте развитых стран преобладают промышленные изделия. Для Японии этот показатель равен 97%, для США - 65%, а Россия по этому показателю находится на уровне развивающихся стран. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества. Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса, под которым понимается не только возможность ремонта, но и быстрота, с которой он может быть произведен в любой точке планеты. Именно то обстоятельство, что современный мировой рынок - это рынок покупателя, и побуждает правительства всех промышленно развитых и многих развивающихся стран всячески способствовать наращиванию национального экспорта. Конечно, хотелось бы развивать в первую очередь экспорт не сырья, а высокотехнической продукции с большой долей добавленной стоимости. К сожалению, Россия такой продукции производит чрезвычайно мало. Об этом свидетельствует рейтинг "всемирной конкурентоспособности", представленный на всемирном экономическом форуме на основе исследований Международного института развития управления. Под эгидой Всемирного экономического форума, ВЭФ (World Economic Forum, WEF) ежегодно публикуется Глобальный обзор конкурентоспособности (Global Competitiveness Report), в котором предлагаются два разных, но, как считают авторы, взаимодополняющих рейтинга. Первый, рассчитываемый группой специалистов под руководством Дж.Сакса, «фокусируется на глобальной конкурентоспособности как наборе мер институциональной и экономической политики, обеспечивающих высокие темпы экономического роста в среднесрочной перспективе». Этот рейтинг «измеряет способность национальной экономики достичь устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе (ближайшие 5 лет), принимая во внимание (controlling for) текущий уровень экономического развития». До 2000 г. этот индикатор, называвшийся просто «Индекс конкурентоспособности» (Competitiveness Index), был единственным индикатором, официально рассчитывавшимся под эгидой ВЭФ. Начиная с 2000 г. этот показатель был переименован в «Индекс конкурентоспособного роста» (Growth Competitiveness Index, GCI). Второй рейтинг, рассчитываемый группой специалистов под руководством М.Портера и впервые опубликованный в обзоре за 2000 г., называется «Индекс текущей конкурентоспособности» (Current Competitiveness Index, CCI). По мнению авторов, CCI позволяет измерить «набор институциональных факторов, рыночных структур и экономических политик, поддерживающих высокие текущие уровни благосостояния», и отражает прежде всего степень эффективности текущего использования доступного объема ресурсов в экономике. Рейтинг CCI, по мнению авторов, позволяет «изучить микроэкономические основы, определяющие величину ВВП на душу населения» и определить «устойчивый в долгосрочной перспективе» уровень этого показателя. Разница между фактическим уровнем ВВП на душу населения и ожидаемым уровнем, рассчитанным с использованием рейтинга CCI, в зависимости от знака, свидетельствует о существующем потенциале ускорения развития экономики или, наоборот, об угрозах экономическому росту. Оба индекса – GCI и CCI – рассчитываются с использованием как статистических данных, так и результатов проводимых опросов топ-менеджеров компаний. Наиболее важными являются опросные данные, получаемые в рамках Обзора мнений менеджеров (Executive Opinion Survey), ежегодно проводимого под эгидой ВЭФ (в 2001 г. было опрошено более 4600 менеджеров). Другой организацией, регулярно публикующей индексы конкурентоспособности, является расположенный в Швейцарии Международный институт развития управления, ИМД (International Institute for Management Development, IMD). Этот институт издает «Всемирный ежегодник конкурентоспособности» (The World Competitiveness Yearbook, WCY), девизом которого являются слова «Страны конкурируют в предоставлении среды, в которой предприятия могут успешно конкурировать». Специалисты ИМД, вслед за экспертами ОЭСР, определяют конкурентоспособность как «способность страны в условиях свободных и честных рыночных отношений производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям международных рынков, в то же время поддерживая и повышая реальные доходы своих граждан в долгосрочной перспективе». Как подчеркивают авторы, рейтинг IMD преимущественно опирается на статистические данные, хотя при его расчете используются и результаты опросов менеджеров (в рамках Обзора мнений менеджеров (WCY Executive Opinion Survey) ИМД опрашивает более 3600 менеджеров). Рассмотрим понятие конкурентоспособности. Это очень важный критерий, характеризующий возможности фирмы существовать в рыночных условиях. Понятие конкуренции весьма разнообразно (конкуренция фирм, государств, внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая, недобросовестная, чистая, монополистическая, олигополистическая, функциональная, видовая, предметная, прямая, скрытая, свободная, совершенная и т.п.). В общем случае под конкуренцией понимается: 1. элемент рыночного механизма; 2. форма взаимодействия рыночных субъектов, или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа; 3. механизм регулирования пропорций общественного производства. Нас интересует конкурентоспособность товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара. Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качество. В экономической теории конкурентоспособности понятие уровня конкурентоспособности К связывается с отношением показателей конкурентоспособности нашей продукции и конкурента. Если это отношение К > 1, то наша продукция считается конкурентоспособной. Относительные значения показателей характеристик качества и цены потребления получаются из сравнения характеристик и цены потребления с таковыми у продукции, принятой за базу. За базовую продукцию принимают устанавливаемую в маркетинге, идеальную потребительскую модель продукции, т.е. ту продукцию, которую желают приобрести потребители. Если цена потребления исключается из анализа, то оценки конкурентоспособности называются неценовыми. Характеристики качества продукции, не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности не принимаются. В расчеты конкурентоспособности может быть внесено много субъективного. Кроме того, в них из квалиметрии взят принцип получения комплексных характеристик качества продукции, что чревато компенсацией значений одних характеристик значениями других. Все это говорит об относительности и осторожности в такого рода оценках. Из книги рекордов Гиннесса известен следующий случай. Генри Форд организовал опрос большого количества потенциальных покупателей о качественных характеристиках и цене желаемого ими автомобиля, т.е. была установлена идеальная потребительская модель. По результатам анализа опроса был спроектирован и изготовлен автомобиль, который, однако, никем не был куплен. Попытаемся ответить на два вопроса этого направления: Как числовые значения уровня и показателей конкурентоспособности связаны с характеристиками качества? Каким образом конкурентоспособность связывается с прибылью? Характеристики качества прямо пропорциональны показателям конкурентоспособности. Структура оценки показателей конкурентоспособности вытекает из практики. Так, в недавнем прошлом экспортное управление Ирландии провело опрос экспертов фирм многих стран: "Какой фактор является для них определяющим при выборе поставщика?" Результат показал, что большее влияние на принятие решения в этом варианте оказывает качество товара. Цена товара неразрывно связана с его качеством и прямо ему пропорциональна. Интересы потребителя к качеству и цене продукции противоположны. Опросы потребителей Германии в 1989 году подтвердили приоритет качества продукции перед ее ценой - 80% потребителей на первое место поставили именно качество. Значения оценок конкурентоспособности и объемов продаж являются функциями времени, а вид зависимостей Q(t) и В(t) одинаков. Прибыль является составляющей дохода, который определяется произведением объема продаж на цену продукции. Качество продукции и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции. Недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности до выхода на рынок. Следует относиться к формированию ситуации на рынке активно - приобретать имидж, влиять на соотношение между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие сбытовой сети, рекламная деятельность и т.п.). Качество продукции является главным конкурентообразующим фактором. Достижение одновременного улучшения качества и снижения цены потребления (продажной цены и затрат потребителя) возможно в условиях организации системы управления, известной как "всеобщее руководство качеством".
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |