КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия надежности
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЗАВИСИМОСТИ НАДЕЖНОСТИ КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине:
«НАДЕЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК
Новочеркасск, 2003 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЗАВИСИМОСТИ НАДЕЖНОСТИ 4 1.1 Понятия надежности................................................................................................... 4 1.2 Показатели надежности............................................................................................ 7 1.3 Случайные величины и их характеристики....................................................... 9 1.4. Общие зависимости.................................................................................................. 11 1.5 Надежность в период нормальной эксплуатации......................................... 14 1.6. Надежность в период постепенных отказов.................................................. 15 1.7 Совместное действие внезапных и постепенных отказов......................... 21 1.8. Особенности надежности восстанавливаемых изделий.......................... 22 2 НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ..................................................................... 24 2.1. Общие сведения......................................................................................................... 24 2.2. Надежность последовательной системы при нормальном распределении нагрузки по системам.............................................................................................................................. 25 2.3. Надежность систем с резервированием........................................................... 26 2.4. Надежности сложных систем.............................................................................. 31 3 надежность систем человек-машина............................. 33 3.1. Система человек – машина................................................................................... 33 3.2. Возможности человека-оператора..................................................................... 36 3.3. Понятие о надежности работы человека при взаимодействии с техническими системами........................................................................................................................... 39 3.4. Критерии оценки деятельности оператора...................................................... 39 3.5. Оценка надежности системы «человек — машина»................................... 41 4. основные положения теории риска................................ 44 4.1. Ключевые термины и определения..................................................................... 44 4.2. Причины и последствия.......................................................................................... 46 4.3. Аксиома о потенциальной опасности деятельности................................. 46 4.4. Основы теории риска............................................................................................... 46 4.5. Квантификация риска.............................................................................................. 49 4.6. Концепция приемлемого риска........................................................................... 49 4.7. Методы оценки риска.............................................................................................. 50 4.8 Оценка вероятности неблагоприятных событий............................................ 51 4.9 Метод деревьев отказов........................................................................................... 58 4.10. Методы индексов опасности............................................................................. 62 4.11.Оценка ущерба.......................................................................................................... 64 4.12. Интегральная оценка риска................................................................................ 66 4.13. Интегральные характеристики риска.............................................................. 67 4.14. Статистические распределения ущерба......................................................... 67 4.15. Статистическое представление средних и предельных характеристик риска 71 4.16.Построение полей риска....................................................................................... 71
5. ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ РИСКАМИ......................................................... 73 5.1. Основные нормативные документы в области промышленной безопасности 74 5.2. Декларация промышленной безопасности..................................................... 75 5.3. Организация мероприятий по управлению риском на промышленном предприятии 79 5.4. Построение стратегии управления рисками промышленного предприятия 81 Надежность (общая) – это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах все параметры, обеспечивающие выполнение требуемых функций в заданных условиях эксплуатации. Первостепенное значение надежности в технике связано с тем, что уровень надежности в значительной степени определяет уровень развития техники. Современные технические средства состоят из множества взаимодействующих механизмов, аппаратов и приборов. В современных промышленных комплексах насчитывается более миллиона деталей, современные системы радиоуправления ракетами имеют десятки миллионов элементов. Отказ в работе хотя бы одного ответственного элемента сложной системы без резервирования может привести к нарушению работы всей системы. В 1965 г., в США произошла исключительная по масштабам авария, оставившая огромную часть территории страны с населением 40 млн. человек без электрической энергии на 14 ч. Причиной аварии был выход из строя одного реле на распределительном щите Ниагарской гидроэлектростанции. Недостаточная надежность оборудования приводит к огромным затратам на ремонт, простою оборудования, прекращению снабжения электроэнергией, водой, газом, транспортными средствами, иногда к авариям, связанным с большими экономическими потерями, разрушениями крупных объектов и с человеческими жертвами. В 1984 г. на ремонт израсходовано 35 млрд. руб. и почти пятая часть черных металлов, в ремонтных цехах заняты четвертая часть станочного парка страны и 6 млн. работников. При недостаточной долговечности машины изготовляют в большем, чем нужно, количестве, что ведет к перерасходу металла, излишкам производственных мощностей, завышению расходов на ремонт и эксплуатацию, Физический срок службы машин в среднем существенно меньше срока морального износа. Быстрое развитие науки о надежности в период научно-технической революции связано: а) с автоматизацией, многократным усложнением машин и их соединением в крупные комплексы; б) с задачами безлюдной технологии; в) с непрерывным форсированием машин, уменьшением их металлоемкости, повышением их силовой, тепловой, электрической напряженности. Теория надежности является комплексной дисциплиной и состоит из таких разделов, как математическая теория надежности, надежность по отдельным критериям отказов («физика отказов»), расчет и прогнозирование надежности, мероприятия по повышению надежности, контроль надежности (испытания, статистический контроль, организация наблюдений) и техническая диагностика, теория восстановления, экономика надежности. В теории надежности рассматриваются следующие обобщенные объекты: изделие – единица продукции, выпускаемая данным предприятием, цехом и т. д., например подшипник, ремень, станок, автомобиль; элемент – простейшая при данном рассмотрении составная часть изделия, в задачах надежности может состоять из многих деталей; система – совокупность совместно действующих элементов, предназначенная для самостоятельного выполнения заданных функций. Изделия делят на: невосстанавливаемые, которые не могут быть восстановлены потребителем и подлежат замене, например электрические и электронные лампы, подшипники качения и т. д., восстанавливаемые, которые могут быть восстановлены потребителем, например станок, автомобиль, радиоприемник. Ряд изделий, относимых к невосстанавливаемым, например подшипники качения, иногда восстанавливаются, но не потребителями, а на специализированных предприятиях. Сложные изделия, состоящие из многих элементов, как правило, восстанавливают, так как отказы обычно связаны с повреждением одного или немногих элементов, в то время как другие остаются работоспособными. Простые элементы, особенно покупаемые со стороны и изготовляемые методом массового производства, часто не восстанавливаются. Основные понятия и термины надежности стандартизованы. Надежность характеризуется состояниями и событиями: Работоспособность – состояние изделия, при котором оно способно нормально выполнять заданные функции (с параметрами, установленными техническими требованиями). Работоспособность не касается требований, не влияющих на эксплуатационные показатели, например повреждение окраски и т. д. Исправность – состояние изделия, при котором оно удовлетворяет всем основным и вспомогательным требованиям. Исправное изделие обязательно работоспособно. Неисправность – состояние изделия, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований технических требований. Различают неисправности, не приводящие к отказам, и неисправности, приводящие к отказам. Отказ – событие, заключающееся в полной или частичной утрате работоспособности. Отказы делят на отказы, функционирования, при которых выполнение своих функций рассматриваемым элементом или объектом прекращается (например, поломка зубьев шестерни), и отказы параметрические, при которых некоторые параметры объекта изменяются в недопустимых пределах (например, потеря точности станка). Причины отказов делятся на случайные и систематические. С лучайные причины – это непредусмотренные факторы и явления перегрузки, дефекты материала и погрешности изготовления, ошибки обслуживающего персонала или сбои системы управления. Случайные факторы преимущественно вызывают отказы при действиях в неблагоприятных сочетаниях. Систематические причины – это закономерные явления, вызывающие постепенное накопление повреждений: влияние среды, времени, температуры, облучения – коррозия, старение, нагрузки и работа трения – усталость, ползучесть, износ, функциональные воздействия – засорения, залипания, утечки. В соответствии с характером развития и проявления отказы делят на внезапные (поломки от перегрузок, заеданий), постепенные по развитию и внезапные по проявлению (усталостные разрушения, перегорание ламп, короткие замыкания из-за старения изоляции) и постепенные (износ, старение, коррозия, залипание). Внезапные отказы вследствие своей неожиданности более опасны, чем постепенные. Постепенные отказы представляют собой выходы параметров за границы допуска в процессе эксплуатации или хранения. По причинам возникновения отказы можно также разделить на конструкционные, вызванные недостатками конструкции, технологические, вызванные несовершенством или нарушением технологии, и эксплуатационные, вызванные неправильной эксплуатацией. Отказы в соответствии со своей физической природой бывают связаны с разрушением деталей или их поверхностей (поломки, выкрашивание, износ, коррозия, старение) или не связаны с разрушением (засорение каналов подачи топлива, смазки или подачи рабочей жидкости в гидроприводах, ослабление соединений, загрязнение или ослабление электроконтактов). В соответствии с этим отказы устраняют: а) заменой деталей, б) регулированием или очисткой. По своим последствиям отказы могут быть легкими – легкоустранимыми, средними, не вызывающими разрушений других узлов, и тяжелыми, вызывающими тяжелые вторичные разрушения, а иногда и человеческие жертвы. По возможности дальнейшего использования изделия отказы разделяют на полные, исключающие возможность работы изделия до их устранения, и частичные, при которых изделие может частично использоваться, например, с неполной мощностью или на пониженной скорости. По сложности устранения различают отказы, устранимые в порядке технического обслуживания, в порядке среднего или капитального ремонта и по месту устранения – отказы, устранимые в эксплуатационных и стационарных условиях, что особенно существенно для транспортных машин, в частности для автомобилей. Встречаются также самоустраняющиеся отказы. По времени возникновения отказы делят на: приработочные, возникающие в первый период эксплуатации, связанные с отсутствием приработки и с попаданием на сборку дефектных элементов, не отбракованных контролем, при нормальной эксплуатации (за период до проявления износных отказов), износовые. Проводя некоторую аналогию между изделиями и человеком с позиций надежности, приработочные отказы сопоставляют с детскими болезнями, отказы при нормальной эксплуатации – со случайными болезнями окрепшего организма взрослого человека, износовые – со старческими болезнями. Рассмотрим свойства изделий в аспекте проблемы надежности. Надежность изделий обусловливается их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью. Таким образом, надежность характеризуется свойствами, которые проявляются в эксплуатации и позволяют судить о том, насколько изделие оправдает надежды его изготовителей и потребителей. Безотказность (или надежность в узком смысле слова) – свойство непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного времени или наработки. Это свойство особенно важно для машин, отказ в работе которых связан с опасностью для жизни людей или с перерывом в работе большого комплекса машин, с остановкой автоматизированного производства или с существенным ущербом производства. Долговечность – свойство изделия длительно сохранять работоспособность до предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Предельное состояние изделия характеризуется невозможностью его дальнейшей эксплуатации, снижением эффективности или безопасности. Для невосстанавливаемых изделий понятия долговечности и безотказности практически совпадают. Ремонтопригодность – приспособленность изделия к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособности путем технического обслуживания и ремонтов. Сохраняемость – свойство объекта сохранять значение показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности после хранения и транспортирования. Практическая роль этого свойства особенно велика для приборов. Так, по американским источникам во время второй мировой войны около 50 % радиоэлектронного оборудования для военных нужд и запасных частей к нему вышло из строя в процессе хранения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |