КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возможности человека-оператора
Наиболее важными параметрами системы управления с точки зрения оценки «человеческого фактора» являются: скорость (время цикла регулирования); точность и надежность. Независимо от того, в какой роли выступает человек-оператор – приемника, анализатора, ретранслятора, исполнителя – скорость его определяется временем полного цикла регулирования, т.е. временем, в течение которого объект переводится из некоторого исходного состояния в заданное. В простом случае одноконтурной системы время цикла регулирования (оборота сигнала по контуру «человек – машина») представляет собой сумму времени задержки сигнала во всех звеньях: , где Т – время цикла регулирования; ti – время задержки сигнала в i -м звене системы; n – количество звеньев в системе управления; Т O – время задержки сигнала оператором (от момента поступления сигнала до ответа на него действием). Если сравнивать различные звенья системы «человек – машина» по времени задержки сигнала, то оказывается, что человек значительно отстает от машинных звеньев. Время задержки сигнала Т 0, т. е. время реакции человека, исчисляется десятыми долями секунды, целыми секундами и даже иногда минутами. Время же S ti обычно на 2–3 порядка меньше. Латентный период (время от момента появления сигнала до начала движения) простой реакции человека зависит, прежде всего, от того, на какой анализатор воздействует сигнал-раздражитель. Значения этих величин для возбуждения средней интенсивности таковы: – зрительный анализатор 150—220 мсек; – слуховой анализатор 120—180 мсек. Общее время, которое оператор затрачивает на получение информации от индикаторов и на выполнение ответных действий, составит:
, где k –количество приборов (стрелок, знаков); D ti – время, необходимое для полной оценки показаний прибора (стрелки, знака); Dt i – время перевода глаза с одного прибора на другой (полный цикл заканчивается в исходной точке); t c – длительность времени спонтанной (самопроизвольной) отвлекаемости оператора; tmi – время выполнения моторных действий по управлению регулятором машины; m – количество регуляторов системы; ni – количество однотипных приборов или периодичность контроля (число наблюдений или переключений). Управление машиной будет надежным и эффективным тогда, когда информация, поступающая от машины и требующая активной переработки, будет соответствовать пропускной способности человека. В качестве единицы информации принимается бит. Число битов равно числу логических решений «да – нет» при равной возможности выбора. Поток информации в человеке (определяемый в бит / сек) не остается постоянным на всем пути восприятия и переработки информации:– органы чувств, головной мозг, мускулы и т. д. Так, наиболее «узким местом» на этом пути является мозг. В среднем человек может принять в секунду не более 7±2 независимых решений. Приближенная оценка способностей оператора к переработке информации иллюстрируется графиком – рис. 3.3. Оптимальное количество информации для человека лежит в пределах 0,1–5,6 бит/сек. Увеличение количества информации снижает скорость её приема, оператор начинает ошибаться в приеме входных сигналов и искажать их сам. Другая крайность – уменьшение потока информации – приводит к тому, что за счет монотонности и бедности внешних воздействий могут возникнуть явления, сходные с переутомлением: увеличивается число ошибок, снижается эмоциональный тонус.
Рис. 3.3. Амплитудная характеристика человека–оператора
Точность и надежность – серьезные требования к работе оператора, ибо ошибки в процессе переработки информации или и действиях человека ведут к браку продукции, снижению производительности труда, а также могут повести к травматизму, порче оборудования и к авариям.
По точностным характеристикам оператор является наиболее слабым звеном системы «человек – машина». Тренировка в этом смысле имеет огромное значение, но рассчитывать на то, что тренировка сведет к минимуму возможные ошибки в работе оператора нельзя. Факты показывают, что даже очень опытные операторы могут допускать грубые ошибки в работе. Поэтому для особо надежных систем целесообразно использование двух параллельно и самостоятельно работающих операторов. В этом случае в контур управления вводится контрольно-согласующее устройство с двумя выходами. Ошибка может пройти только в том случае, если оба оператора одновременно совершают её. Вероятность такого совпадения очень мала, что значительно повышает общую точность работы системы. Эту вероятность можно оценить' по формуле , где t s, – доля времени, необходимая для выполнения операции; P 1 i – вероятность того, что первый оператор сделает ошибку типа i при выполнении операции s; P 2 i – вероятность того, что второй оператор сделает ошибку типа i при выполнении операции s; N – число операций; п – число ошибок. В этом случае можно сократить число ошибок, проникающих и систему, в сотни раз. Так, оказалось, что если при работе одного оператора было 116 ошибок на 10000 операций, то при одновременной и независимой работе двух операторов число ошибок упало до 37 на 1000000 (т.е., уменьшилось в 300 раз). На надежность работы оператора очень сильно влияют различные помехи (шум, свет, грязь, вибрации и т. п.). Наилучшим путем повышения надежности работы оператора следует считать выполнение оптимального согласования оператора с машиной и создание нормальных условий жизнедеятельности в процессе работы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |