Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире




УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

 

 

№ темы Название разделов и тем Количество Часов
Аудиторные
Всего Лекции Семинарские практические занятия  
  Методология научного познания и проблема изучения психики.        
1.1 Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности        
1.2 Структура и функции методологического знания        
1.3 Особенности познавательной ситуации изучения психики        
2. Классический тип рациональности и психологическая методология. 12/4 6/2 6/2  
2.1 Формирование классического типа научной рациональности в Новое Время; классическая философская традиция        
2.2 Общенаучный уровень методологии и классическая психология        
2.3 Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология)   /4 /2 /2  
2.4 Методы классической психологии        
3. Неклассический тип рациональности и психологическая методология 10/2 6/2    
3.1 Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.        
3.2 Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология        
3.3 Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология).   /2 /2    
3.4 Методы неклассической психологии.        
4. Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология 8/2   2/2  
4.1 Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма.        
4.2   Общенаучный уровень методологии и постнеклассической психология. 2/2   /2  
4.3 Методы постнеклассической психологии.        
5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания.        
5.1 Проблема единиц анализа психики        
5.2 Проблема объективного метода в психологии        
5.3 Проблема критериев нормы в психологии.        
6. Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.          
6.1 Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.        
6.2 Уровни и виды психологических исследований.        
6.3 Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.          
ИТОГО: 60/8 60/8 34/4 26/4  

 

Раздел 1. Методология научного познания и проблема изучения психики.

Основные структурные компоненты лекции: Понятие науки (проблема дефиниции, формы существования и функции науки, основные критерии научности знания). Соотношение понятий «наука», «мировоззрение», «философия» (наука и мировоззрение, наука и философия).

Основное содержание лекции:

Понятие науки. Проблема определения понятия «наука» как одна из наиболее сложных проблем современной теории познания и методологии науки. Наука может рассматриваться как особый метод познания, социальный институт, форма накопления знаний и познавательных традиций и т.д.

Важной в деле определения науки является ее выделение из широкого круга альтернативных форм познания действительности, к которым, прежде всего, следует отнести мифологию, религию, философию, обыденное познание.

Существует несколько альтернативных позиций связанных с попыткой решения вопроса о возникновении науки. Б. Рассел и ряд других зарубежных и отечественных ученых полагают, что наука зарождается в древнегреческой цивилизации. Наиболее распространенной точкой зрения считается концепция ее возникновения в эпоху нового времени. При определении науки будем ориентироваться на эту последнюю концепцию.

Под наукой будем понимать особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку системно организованных знаний о мире (Степин).

Формы существования науки:

· Наука как знание;

· Наука как деятельность;

· Наука как социальный институт.

Функции науки:

1. Культурно-мировоззренческая;

2. Индустриально-производственная;

3. Социального управления;

4. Обобщения и аккумуляции социального опыта.

Основные критерии научности знания:

1. формально-логическая непротиворечивость знания;

2. эмпирическая обоснованность и проверяемость знания;

3. рациональный характер знания;

4. интерсубъективность. (Зеленков).

Эти критерии частично теряют свою актуальность при переходе от классического типа рациональности (с конца 18 –начала 19в до 30-ых г. 20 в.) к неклассическому (конец 30-ых г. 20-го в. – 70-е г. 20-го в.) и далее к постнекласическому (появляется в посл. трети 20-го в.).

Соотношение понятий "наука", "философия", "мировоззрение".

Вслед за Зинченко и Мещеряковым определяем мировоззрение как «комплекс обобщенных представлений данной личности о своем месте в мире и о себе» [Зинченко]. Основной проблемой, которую решает мировоззрениеявляется проблема отношения между человеком к действительностью, частью которой он является. Различные виды знания отличаются по своим возможностям участия в мировоззрении человека.

Философия – это «особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях» [Степин энцикл. 1142]. Как наука, так и философия направлены на придание мировоззрению человека рационально-теоретической формы. Одной из функций философии является категоризация имплицитных культурных процессов. В современной философии существует два подхода к проблеме взаимоотношения науки и философии.

- размежевание науки и философии, обоснование самостоятельного статуса философии (экзистенциализм, философия жизни, философская антропология).

- научное познание как высшая культурной ценности, а философия – инструмент решения метанаучных проблем (позитивизм и неопозитивизм) (Корнилова 2008).

В.С.Степин рассматривает мировоззрение или картину мира как контекст, влияющий на специфику научного познания, как в индивидуальном, так и надындивидуальном масштабах. В надындивидуальном плане такой картиной мира является именно философская картина мира, или философия.

Литература:

1. Степин, В.С. Теоретическое знание. – М.,2000.

2. Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учеб пособие для аспирантов/А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Минск. 2007. – 384с.

3. Корнилова, Т.В., Смирнов С.Д.. Методологические основы психологии. – Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006.

4. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь/В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков. – М., 2003 - 672 с.

5. Грицанов, А.А. В.С.Степин / История философии: Энциклопедия. – Мн., 2002. – 1376с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.