Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и методы психологии




ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

В кооперативном институте курс психологии и педагогики читается не для того, чтобы сделать из выпускников педагогов, а для того, чтобы подготовить их к работе с людьми и к воспитанию их собственных детей в условиях катастрофической нравственной деградации общества. Одним из путей нравственного обновления может быть знакомство с основными принципами психологии и педагогики.

Предметом (или объектом) психологии является мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком.

Психологические явления настолько сложны и труднодоступны для изучения, что для их исследования применяются методы самых разных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии, истории и др.

С XIX в. в психологии применяются специальные технические устройства для проведения экспериментальных исследований. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время используется радио-, видео- и электронная аппаратура. Однако до сих пор не утратили значения традиционные методы сбора информации, такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Внешнее наблюдение — это сбор данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним. Внутреннее применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании. Свободное не имеет заранее установленных программы и процедур проведения. Стандартизированное заранее определено и четко ограничено в плане того, чт наблюдается, и ведется по определенной программе. При включённом наблюдении исследователь непосредственно участвует в процессе, за которым наблюдает. При стороннем не участвует. Каждый из видов наблюдения применяется там, где может дать наиболее достоверные результаты.

Опрос бывает устным и письменным. Устный позволяет наблюдать за реакциями отвечающего. Письменный — охватить большое количество людей (его наиболее распространенная форма — анкета). Свободный — разновидность устного или письменного, при которой перечень вопросов и ответов заранее не ограничен. При стандартизированном опросе вопросы и характер ответов определены заранее.

При помощи тестов можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: тест-опросник, тест-задание и проективные тесты — методика, предназначенная для диагностики личности, в основе которых лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. В проективных тестах тестируемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию.

Эксперимент заключается в создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход событий. Лабораторный предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего рассмотреть.

Моделированиеприменяется в том случае, когда наблюдение, опрос, тест или эксперимент затруднены или невозможны в силу сложности или труднодоступности. Тогда создаётся модель изучаемого фенмена, повторяющая его основные параметры и свойства. Модели могут быть техническими, логическими, математическими и кибернетическими.

Для получения вторичных результатов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации, применяются методы математической статистики и качественного анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.