Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составляющие познавательных процессов и их структура

Основные психические процессы

Структура сознания и подсознания

Сознание — это высшая форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, с помощью которой формируется внутренняя модель внешнего мира. Функции сознания — это формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий, предвидение результатов этих действий, разумное регулирование поведения и деятельности, формирование отношения к окружающей действительности и к другим людям. Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание.

Выделяют два слоя сознания — бытийное и рефлективное. Бытийное включает в себя биодинамические свойства движений, опыт действий и чувственные образы, хранящиеся в памяти. Рефлективное обеспечивает функционирование самого сознания и включает значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, например, операционные, предметные, вербальные, научные, житейские значения) и смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации или информации).

Высшей степенью развития сознания является самосознание, которое позволяет определить свое место в этом мире, выработать отношение к самому себе, оценивать свои поступки, осознавать мотивы и результаты своих действий.

Только очень небольшая часть сигналов из внешней и внутренней среды попадает в зону ясного сознания и используется человеком для управления своим поведением. Бльшая же их часть попадает в подсознание. Если на подсознательном уровне возникают проблемы, то информация о сигнале временно передается в сознание, но как только решение найдено, сознание вновь освобождается для решения новых задач.

Основными психическими процессами считаются: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, речь и др.

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию и отображает объективный мир, который преобразуется в субъективный образ. Познавательные процессы включают ощущения, восприятия, представление и мышление.

Ощущения — это отражение конкретных отдельных качеств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств в данный момент. Для их появления необходимы раздражители, т. е. предметы и явления, воздействующие на органы чувств. Системы клеток, осуществляющие анализ раздражений, называются анализаторами. Раздражитель воздействует на органы чувств, и возникают нервные импульсы, которые поступают в мозг, там обрабатываются, формируются ощущения и складывается целостный образ восприятия предмета. Этот образ сопоставляется с эталонами памяти и происходит опознание предмета (возникает представление о нём). Затем посредством мышления и сопоставления информации и прежнего опыта происходит осмысление информации.

2.9. Внимание: понятие, свойства и виды

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. К свойствам внимания относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

Выделяют три вида внимания. Наиболее простым является непроизвольное. Оно имеет пассивный характер, и навязывается субъекту внешними событиями. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то речь идёт о произвольном внимании, которое отличается активным характером, сложной структурой и по происхождению связано с трудовой деятельностью. По мере развития деятельности возможно появление постпроизвольного внимания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование и развитие личности | Представление, воображение и творчество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.