КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О современных методах обучения
Полинарная классификация МО (на основе 3-х или более оснований), Бинарная классификация (Махмутов М.И., 80-е г.г.20 в.). Классификация методов обучения (2.1, 2.2, 2.3, 2.4) 2.1. Существуют различные классификации методов обучения, авторы которых по своему объединяют известные МО. ??? Чем, на Ваш взгляд, объясняется наличие многообразия классификаций МО в дидактической науке? (различные основания для классификации; проведены на основе определенной дидактической теории и др.). 2.2. Приведем ряд классификаций (*Преподаватель сначала называет группы МО, а затем предлагает студентам самостоятельно сформулировать основание для данной классификации МО). 2.2.1. По уровню активности учащихся (Голант Евгений Яковлевич): пассивные (рассказ, лекция, экскурсия, наблюдение); активные (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой). 2.2.2 «Традиционная» (50-е г.г. 20 в.), Евгений Иосифович Перовский, Лордкипанидзе Давид О. по источнику знаний ( Слово. Образ. Действие.): словесные (лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом); наглядные (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и диафильмов, гербариев и т.д.); практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, диаграмм, выполнение измерений на местности, изготовление прибора и т.д.). Верзилин Н.М. позже: словесные, обзорные, практические МО. 2.2.3 О дидактической (общей обучающей) цели (нач. 60-х г.г. 20 в.), (Данилов М.А., Есипов Б.П.): методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы закрепления и проверкизнаний, умений, навыков. 2.2.4 По характеру познавательной деятельности учащихся (а значит, по уровню их мыслительной активности и познавательной самостоятельности), (Сер. 60-х г.г. 20 в., М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер) o объяснительно-иллюстративные МО (информационно-рецептивные); o репродуктивные; o проблемное изложение; o частично-поисковый метод (эвристическая беседа); o исследовательский метод; o метод формирования эмоционально-ценностного отношения к миру. МО из какой-либо группы реализуется в определенной форме. К примеру, исследовательский МО может быть в форме проекта, мини-исследования, лабораторной работы; проблемное изложение - проблемная лекция; объяснительно-иллюстративные МО: демонстрация, наблюдение, иллюстрация). 2.2.5 На основе целостного подхода к процессу обучения (70-е г.г. 20 в., Бабанский Ю.К.): три группы: 1)методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (перцептивные, словесные, наглядные, практические, логические, гностические, самоуправление учебными действиями); 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы формирования интереса к учению; методы формирования долга и ответственности в учении); 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений, навыков + методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности). (метод преподавания-------------------------------------------метод учения): 1. информационно-сообщающий---------------------исполнительный; 2. объяснительный------------------------------------репродуктивный; 3. инструктивно-практический---------------продуктивно-практический; 4. объяснительно-побуждающий----------------частично-поисковый; 5. побуждающий-----------------------------------поисковый. (Шаповаленко С.Г.; Паламарчук В.Ф. и Паламарчук В.И.) и др. 2.2.8 Польский дидакт В.Оконь выделяет четыре группы методов обучения, предполагая в каждой из них дифференцированные и разнообразные действия учителя и его учащихся, хотя в каждой группе методов имеется перевес определенного типа деятельности над другими типами. 1. Методы усвоения знания, или подающие методы, являются Беседа — разговор учителя с учащимися — с точки зрения дидактической роли бывает трех видов: вступительная; представляющая новую информацию и закрепляющая. Дискуссия как метод обучения основана на обмене мнениями между учителем и учащимися или только между учащимися. Автор выделяет несколько разновидностей дискуссии: дискуссия, развивающаяся в ходе общего решения проблемы классом или группой учащихся; дискуссия, направленная на формирование убеждений молодежи; дискуссия, целью которой является восполнение учащимися пробелов в собственных знаниях. Лекция основана на косвенной или непосредственной передаче информации учащимся и применяется, как правило, в старших классах. Лекции разделяются на традиционные, проблемные и разговорные. В школьной практике также довольно часто используются описание и рассказ. Работа с книгой дает возможность не только получать новую информацию, но и закреплять, расширять и углублять приобретенные на уроках знания. Наиболее распространенным среди учителей является способ обучения по учебнику с целью приобретения или закрепления определенной учебной информации. Здесь подразумевается после Прочтения текста мысленный анализ его, выделение главного, составление плана. 2. Методы самостоятельного приобретения знаний основаны на В настоящее время широко входят в практику обучения проблемные методы обучения. Наряду с классическим проблемным методом выделяются такие его разновидности, как метод случайностей, ситуативный метод, мозговой штурм, микропреподавание и дидактические игры. Сущность проблемных методов заключается в том, что они вызывают интерес при рассмотрении какой-либо ситуации, заставляют учащихся анализировать ее, выделяя в ней известные и неизвестные факты, выдвигать предположения по решению проблемы и проверке правильности этих предположений. 3. Оценочные (экспонирующие) методы характеризуются богатством разновидностей, среди которых выделяются импрессивные Импрессивные методы сводятся к организации участия детей или взрослых в соответственно экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных. Этот метод предполагает активизацию такой деятельности, как: —получение информации о произведении и его создателе, полное сосредоточение на восприятии произведения и участие в его экспонировании; —выбор соответствующей формы такого участия, выражающего главную идею произведения; —сопоставление этой идеи с особенностями поведения участников, их практические выводы о собственном поведении и поступках. Экспрессивные методы основаны на создании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их. 4. Методы реализации творческих задач могут основываться на 2.2.9 В.А. Сластенин и его ученики называют методы осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов осуществления целостного педагогического процесса: методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера); методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка). 2.3??? О чем свидетельствует (или говорит) факт многообразия классификаций МО? ( О естественном процессе дифференциации и интеграции знаний о МО; об объективности этого научного знания; об эволюционировании научного познания в области дидактики; др.). НО классификация МО не должна быть уязвима с точки зрения выдержанности следующих методологических оснований: 1. в МО должны быть выражены 3 признака МО (названы выше); 2. системность, достаточность, принципы деления, границы применения; 3. Основания для классификации МО должны раскрывать какие-либо внутренние механизмы обучения (или усвоения). ??? Возможна ли универсальная классификации МО? ( Вряд ли, изменяются цели образования, обучения, его содержание и изменяются подходы к классификации МО. Но важны: практическая целесообразность, полезность, многофункциональность МО. ??? Какие функции выполняют МО в обучении? (По-другому, в чем состоит их назначение?). (Обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционную, диагностирующую). ??? Проанализируйте, исходя из чего, мы обратились к рассмотрению именно выше приведенных классификаций МО. Сформулируйте все возможные для этого основания.
2.4. Выводы. 1. В дидактической наукеразработано более десятка классификаций МО. 2. Их многообразие свидетельствует о научном плюрализме в дидактике. 3. В педагогической практике самой «живой» остается «традиционная» классификация, а самой распространяемой сегодня(и признаваемой современной)является классификация Лернера И.Я., Скаткина М.Н. ??? 1. Почему ряд методов называют современными? (На каком основании?) 2. Какие МО можно отнести к современным? 3. Дайте краткую характеристику МО: дискуссия, игра, проект, видеометод, исследовательский метод, интерактивный метод обучения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |