Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты рынка совершенной и несовершенной конкуренции




 

Рынок зародился как свободный, саморегулирующийся, рынок совершенной конкуренции. К основным чертам рынка совершенной конкуренции относятся:

— атомистичность экономики,

— множество рыночных участников,

— работа на неизвестного потребителя,

— преимущественно ценовая конкуренция,

— отсутствие монополии,

— однозначность цели — максимизация прибыли,

— стихийность развития,

— однозначность продукта.

Сегодня рынок все больше является несовершенным, или рынком несовершенной конкуренции, для которого характерны:

— тесная взаимосвязь между участниками рыночных отно­шений, образующая своеобразную интегрированную систему;

— изучение емкости рынка перед началом производства товаров;

— неценовая конкуренция за потребителя, качество продукции, ее надежность, новизну, то есть конкуренция происходит в сфере НТП, наукоемкого производства, экологически чистой продукции;

— регулирование цен, объемов производства.

Рынки несовершенной конкуренции различаются между собой степенью монополизации.

Монополия (моно греч. — «один», полео — «продаю») — полная противоположность рынку совершенной конкуренции.

Основными чертами монополистического рынка являются следующие:

— товар на рынке продает одна отрасль или фирма;

— данному товару нет альтернативы (у покупателя нет выбора);

— товар продается по монопольным ценам (как правило, высоким);

— вступление в данное производство заблокировано. Блокировка может осуществляться самим производителем, в том числе за счет крупного производства, низких издержек, особенностей технологии, собственности на сырье и т. д., а также государством путем выдачи лицензии, патента и т. д.

К монополистическим предприятиям относятся, как правило, предприятия естественной монополии, в которой конкуренция вообще излишня, так как функционирование данных предприятий связано с использованием редких природных ресурсов, технологическими особенностями. Выделяют еще административные монополии, устанавливаемые государством с целью
ограничения конкуренции.

С чистой монополией тесно связан такой термин, как «монопсония». Монопсония возникает, когда на рынке существует один покупатель данной продукции, и он диктует условия покупки товара.

Свободная конкуренция, монополия и монопсония в чистом виде — это теоретические абстракции. Применительно к практике о них можно вести речь лишь с оговорками (например, локальная монополия).

Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистический рынок («олиго» греч. — «немного, несколь­ко»). Отличительной чертой данного рынка является немногочисленное число фирм — производителей конкретного товара (3—10 единиц). Олигополии характерны для автомобилестроения, фармацевтической, электронной, химической промышленности. Они могут производить однородный продукт (металлургия) и дифференцированный продукт (машиностроение).

Данному рынку свойственны как элементы конкуренции, поскольку имеется несколько производителей одинаковой продукции, так и элементы монопольного положения, которые возникают за счет большого объема производимой продукции. В результате этих факторов ценовой диктат здесь ограничен.

Вхождение в олигополистическую структуру довольно сложное, так как необходимо иметь крупное производство, большой начальный капитал, патент, доступ к сырью и т. д. В целом же это производство достаточно эффективное. С олигополией связано явление «дуополия» (два товаропроизводителя).

Рынок монополистической конкуренции представляет
собой рыночную структуру, в которой большое количество то­варопроизводителей (крупных) выпускают схожую, но не идентичную продукцию. Этот рынок включает в себя как черты свободного рынка, так и монополии. Объектом конкуренции здесь становятся не столько цены, сколько качество продукта, и это очень важно, так как каждая фирма хочет иметь своего потребителя. Распространен данный рынок в сфере производства одежды, обуви, парфюмерно-косметической продукции, книгоиздательства, туризма.

При рассмотрении основных видов рынка необходимо раскрыть такое понятие, как «рыночная власть». Факторы, влияющие на рыночную власть, связаны с изменением масштабов производства за счет концентрации и централизации капитала и созданием крупных производств.

В настоящее время изменение масштабов и, следовательно, усиление рыночной власти происходит в основном путем вертикальной и горизонтальной интеграции, а также диверсификации.

Рынок совершенной конкуренции — как правило, нерегулируемый рынок, то есть, между продавцом и покупателем нет посредников. Во всех видах несовершенного рынка имеет место регулирование.

Субъектами регулирования являются:

— государство;

— крупные корпорации (ТНК), занимающие к тому же монопольное положение;

— финансовые структуры (банки и другие финансовые компании);

— общественные организации, в том числе профсоюзы, защищающие интересы потребителя.

 

Контрольные вопросы по теме 4

 

1. Назовите основные черты натурального и товарного производства.

2. Что такое товар? Какие свойства присущи товарам согласно теории трудовой стоимости и предельной полезности?

3. Что такое рынок? Какие виды рынков Вы знаете?

4. Что относится к инфраструктуре рынка?

5. Какие функции свойственны рынку?

6. Какова роль рыночной инфраструктуры?

7. Какие субъекты рыночной экономики Вам известны? Как они взаимодействуют в кругообороте товаров и доходов?

8. Что представляет собой монополия?

9. Каковы основные черты рынка совершенной и несовершенной конкуренции?

10. Что представляют собой входные барьеры для вступления на рынок?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.