Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление




 

Познание сущности предметов и явлений, возможность установления связей и отношений между различными явлениями обеспечиваются мышлением, под которым в психологии понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Мышление носит общественно-исторический характер, так как раскрытие сущности явлений возможно лишь на основе знаний, накопленных человечеством в целом. Отражение на уровне мышления опосредствовано мыслительными операциями, понятиями (речью).

Существует несколько классификаций мышления. Согласно одной из них, выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое .(Тихомиров 7-10).

Для наглядно-действенного мышления характерно то, что мыслительная задача решается в процессе практической деятельности. Это первичная форма мышления в филогенезе и онтогенезе человека. Ребенок, собирая пирамидку или домик из кубиков, функционирует на уровне наглядно-действенного мышления. Посредством этого вида мышления решаются и сложные инженерные задачи.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи представлено в виде образа: графика, схемы, символа, пиктограммы и т.п. Обобщенные образы представляют собой результат ряда мыслительных операций, а именно: сравнения, анализа, синтеза. Наглядно-образное мышление позволяет человеку более полно и многогранно отражать объективную реальность.

Словесно-логическое мышление оперирует словами (понятиями). Это наиболее высокий уровень обобщения, присущий только человеку. На уровне словесно-логического мышления устанавливаются наиболее общие закономерности, которые определяют развитие природы и общества.

Все три вида мышления взаимосвязаны, однако, существуют индивидуальные различия в уровне развития каждого из них. Доминирование одного из видов мышления при недостаточном уровне развития других ограничивает возможности человека, не позволяя полно и адекватно отражать реальный мир.

Согласно другой классификации, выделяют теоретическое (познание законов и правил) и практическое мышление (подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы).

Различают также репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление в зависимости от степени новизны продукта мыслительной деятельности.

Мышление реализуется в трех логических формах: понятии, суждении и умозаключении.

Понятие – это слово или выражение языка, обозначающее предмет или явление (группу предметов или явлений, объединенных общими признаками).

Совокупность понятий, которой владеет человек, составляет содержательную сторону мышления.

Понятия делятся на научные и житейские, на конкретные и абстрактные, на положительные и отрицательные и т.д.

Конкретные понятия указывают на предмет или явление. Например: доска и учебник. Абстрактные понятия служат для обозначения качеств или свойств предметов и явлений. Например, белизна, развитие.

Положительное понятие констатирует наличие определенных свойств у предмета мысли. Отрицательное понятие констатирует их отсутствие. Например, понятия “порядок”, “верность” – положительные, понятия “бесстрашие” и “независимость” являются отрицательными

С понятиями осуществляются три вида операций: ограничение, обобщение и определение.

Ограничить понятие – это значит подобрать к нему более узкое (видовое) понятие. Например, видовыми понятиями к понятию “студент” являются: ”студент гуманитарного вуза” и “студент технического вуза”.

Обобщить понятие – это значит подобрать к нему более широкое (родовое) понятие. Родовым по отношению к понятию “студент” является понятие “учащийся”.

Дать определение понятию – значит назвать родовое (более общее понятие), а также найти видовые признаки, то есть такие качества, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое (общее) понятие.

Так: “Студент – это учащийся высшего учебного заведения”. В данном случае родовым понятием к понятию “студент” является слово “учащийся”, а видовой признак, отличающий данную группу учащихся от остальных – “учащийся высшего учебного заведения”.

Суждениеэто высказывание мысли, в которой отражаются отношения и связи между предметами и явлениями, между их свойствами и признаками посредством утверждения или отрицания.

Например, выражения: “Сидоров – студент МГУЛ” и “Все студенты МГУЛ изучают психологию” – это суждения.

Умозаключениеэто логическая форма мышления, выводящая из одного или нескольких суждений (посылок) новое суждение (заключение). Так, заключением из посылок, приведенных выше, будет суждение: “Следовательно, Сидоров изучает психологию”.

В структуре мышления выделяют ряд логических операций, которые в совокупности составляют операциональную сторону мышления. Среди них: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование.

Все мыслительные операции взаимосвязаны, они не могут проявляться изолированно, при этом каждая выполняет определенную функцию. Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков. Посредством синтеза элементы объединяются в целое. Путем сравнения устанавливается общее и различное отдельных объектов. Обобщение позволяет объединить объекты по существенным признакам. С помощью операции классификации происходит разделение объектов на группы с последующим их объединением по каким-либо признакам. В результате абстрагирования происходит выделение одних признаков и отвлечение от других.

Мышление является основной составной частью интеллекта, который представляет собой совокупность психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Для оценки интеллекта используются всевозможные тесты, исследующие отдельные психические процессы (внимание, память, воображение), особенности мышления (способность логически или творчески мыслить, пространственное мышление, уровень сформированности мыслительных операций), уровень осведомленности и т.д.

Обобщенной характеристикой познавательных способностей человека является ум. Качественные характеристики ума связаны с особенностями сочетания и уровнем развития разных видов мышления; с особенностями соотношения содержательной и операциональной сторон мышления. Ум конкретного человека может быть охарактеризован с точки зрения его глубины, широты, гибкости, критичности, самостоятельности.

Под глубиной ума подразумевается способность вникать в суть явлений, искать их причины. Широта ума – это кругозор человека, способность использовать при мыслительной деятельности разнообразные факты и знания.

Умение находить нестандартные решения обеспечивается гибкостью, критичностью и самостоятельностью ума.

При описании индивидуальных особенностей ума используются и такие характеристики, как: целенаправленность, пытливость, оригинальность, продуктивность, нешаблонность.

Своеобразие умственного развития определяется как природными особенностями человека, так и социальными факторами. Грамотно организованный процесс обучения и воспитания позволяет формировать у учащихся высокий уровень умственного развития, что, в свою очередь, дает мощный стимул для дальнейшего самостоятельного совершенствования и развития интеллектуального потенциала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.