Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоции и чувства




Уровень развития волевой сферы личности.

Воля как сознательное поведение личности.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Лекция № _____

«Эмоционально-волевая сфера личности»

1. Эмоции и чувства. Понятие эмоций. Функции эмоций. Внешнее проявление эмоций. Виды эмоциональных явлений. Настроение, стресс, аффект, фрустрация. Эмоциональная саморегуляция. Высшие чувства. Эмоциональный интеллект. Внешнее проявление эмоций. Эмпатия как способность к сопереживанию.

 

Эмоциональные явления составляют существенную часть жизни человека, придавая ей многообразие оттенков и нюансов, окрашивая ее в разные цвета, влияя на все аспекты человеческой деятельности. Иногда это вмешательство благотворно и конструктивно, иногда, напротив, разрушительно.

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) определяются как особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.

Эмоции выполняют следующие функции сигнальную, регулирующую, приспособительную и коммуникативную. Являясь субъективным сигналом о том, что из происходящего имеет наибольшее значение для личности, и насколько удовлетворяются ожидания и потребности человека, эмоции определяют и регулируют его поведение. Коммуникативная функция эмоций реализуется в форме внешнего проявления отношения личности к событиям, к другим людям или предметам в форме выразительных движений – мимических, вокальных, пантомимических, а так же в форме восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека, сопереживания ему.

Классификация эмоций осуществляется по разным критериям. Так, основываясь на критерии “приятно-неприятно”, выделяют положительные и отрицательные эмоции. С точки зрения мобилизации ресурсов организма выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции вызывают прилив энергии, повышают активность субъекта. Астенические эмоции, напротив, подавляют активность.

По силе и длительности выделяются: ситуативные эмоции, настроения, аффекты, стресс, фрустрация, чувства и страсти.

Ситуативные эмоции выражают оценку человеком данной ситуации с точки зрения соответствия его потребностям и ожиданиям. Это эмоциональная реакция на событие. К данному виду эмоций относятся радость, раздражение, обида и т. д.

Настроение является общим фоном психической жизни человека. Оно влияет на другие эмоциональные реакции, на деятельность, на восприятие жизни и других людей, на поведение и направление мыслей. Так, человека, пребывающего в плохом настроении легко обидеть или рассердить. Настроение не имеет конкретной направленности, но его перемена чаще всего связана с каким-то значимым для человека событием, однако причина, вызвавшая определенное настроение, не всегда осознается субъектом. Частые смены настроения являются признаком эмоциональной неустойчивости, в основе которой могут быть особенности нервной системы, неправильное воспитание, состояние здоровья, общая неудовлетворенность жизнью и т. д.

Кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция называется аффектом. Аффект может носить как отрицательный характер, проявляясь в виде гнева или истерики, так и положительный в виде радости или восторга. В состоянии негативного аффекта человек плохо сознает свои действия, его поведение импульсивно и разрушительно. Отрицательный аффект нередко носит разрушительный характер, поэтому нужно уметь его контролировать. Необходимо помнить, что аффект легче предупредить, чем остановить его течение. Для этого целесообразно волевым усилием перевести эмоциональную энергию на другую деятельность. Частые отрицательные аффективные реакции присущи людям, которые не приучены контролировать свои чувства.

Состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в сложных условиях называется стрессом. Полный цикл развития стресса включает три стадии: стадию тревоги, стадию сопротивления, стадию истощения.

Стадия тревоги возникает при появлении раздражителя, вызывающего стресс. Для этой стадии характерны такие проявления, как усиление общего возбуждения, повышение кровяного давления, концентрация внимания на раздражителе, повышенный личностный контроль над ситуацией. На стадии тревоги включаются механизмы саморегуляции организма, благодаря чему человек постепенно успокаивается, волнение затихает. Нередко разрешение стресса происходит уже на этой стадии.

Стадия сопротивления возникает, если причина стресса не устранена. Происходит дальнейшая мобилизация защитных сил организма и личностных ресурсов, что чаще всего приводит к разрешению стрессовой ситуации. Человек в таком состоянии способен на поступки и действия, невозможные при других обстоятельствах.

Однако если сила и длительность воздействия раздражителя превышают возможности человека, наступает стадия истощения. Организм теряет способность к сопротивлению, развивается дисфункнциональный стресс – состояние, при котором становится невозможной организованная деятельность, происходит спад психической и познавательной активности. Дистресс чреват возникновением различных заболеваний.

В предрасположенности к стрессу и в реагировании на стрессовые воздействия существуют индивидуальные различия, которые обусловлены не только особенностями нервной системы человека, но и его мотивационной структурой: для разных людей одна и та же ситуация имеет различное значение, именно поэтому один отреагирует на нее бурно, а другой не обратит внимания.

Управление стрессом как важнейший элемент психологической культуры личности предполагает: профилактику стрессовых ситуаций, умение различать события, которые человек может и должен контролировать и события, неподвластные его контролю, а также навыки эмоциональной саморегуляции на физиологическом и психологическом уровнях.

Эмоциональное состояние, возникающее в ситуации невозможности удовлетворения потребности, достижения цели называется фрустрацией. Психологи выделяют три вида поведенческих реакций в состоянии фрустрации: внешненаправленные реакции, внутренненаправленные реакции и реакции нейтральные. Внешненаправленная реакция – экстрапунитивная – адресована окружающим людям, предметам или обстоятельствам, на которых возлагается ответственность за произошедшее. В случае внутренненаправленной реакции – интропунитивной – человек берет ответственность за случившееся на себя. Нейтральная реакция – импунитивная – лишена агрессии или обвинения. Обстоятельства рассматриваются как малозначащие и разрешимые с течением времени.

Зрелая личность способна правильно оценить степень собственной ответственности за сложившуюся ситуацию и возможности ее изменения, она имеет богатый поведенческий репертуар, что позволяет адекватно вести себя в ситуации фрустрации.

Наиболее устойчивыми эмоциональными состояниями являются чувства – высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии.

Сильное стойкое чувство, целиком захватившее человека называется страстью. По интенсивности переживания страсть близка к аффекту.

Человек способен переживать богатую палитру чувств, связанных с различными аспектами его жизнедеятельности. Моральные чувства, такие как любовь, дружба, сострадание, преданность, чувство долга и т.д. выражают отношение человека к другим людям, к обществу. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности. В эстетических чувствах выражается отношение человека к прекрасному и безобразному в окружающей действительности. Праксическиечувства являются выражением отношения человека к процессу деятельности и к ее результатам.

Способность человека управлять своими эмоциями, а также понимать и принимать эмоциональные состояния других людей получила название эмоционального интеллекта. Понимание эмоциональных состояний других людей возможно благодаря их внешним проявлением – выразительным реакциям – мимическим, пантомимическим и вокальным. По выражению лица можно определить, печалится человек, или радуется, удивляется или испытывает страх. Пантомимические действия также могут демонстрировать волнение, тревогу, страх и т. д. Эмоции выражаются в речи – словами, интонацией, темпом речи, тембром голоса. Выразительные реакции человека действительно позволяют определить, какое чувство он испытывает, однако, при этом необходимо учитывать не только общий язык эмоций, но и индивидуальные особенности партнера по общению и культурные различия в их выражении. Так, слезы в большинстве культур являются признаком печали, однако, у некоторых племен Южной Америки принято плакать при встрече с человеком, с которым давно не виделись. Признаком радости являются смех и улыбка, но смех может означать презрение, гнев, страх, а улыбка – неуверенность или насмешку.

Важным признаком высокоразвитого эмоционального интеллекта является способность человека к эмпатии, под которой в психологии понимается проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

Умение разделить с человеком его радость или горе, способность эмоционально откликаться на события, и в то же время, не быть рабом своих чувств и страстей является важнейшим условием активной, насыщенной и интересной жизни личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.