Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды возрастной периодизации




Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, неполные (частичные, урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогической школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста.

Психологическая:

1) перинатальный период;

2) период новорожденности (до 8 недель жизни);

3) грудной период (до 1 года);

4) ползунковый возраст (1-3 года);

5) дошкольный возраст (3-6 лет);

6) школьный возраст (6-11 лет);

7) пубертатный период (11-15 лет);

8) юношеский период (15—20 лет).

Педагогическая:

1) младенчество (1 год жизни);

2) преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет);

3) дошкольный возраст (3-6 лет):

- младший дошкольный возраст (3-4 года);

- средний дошкольный возраст (4-5 лет);

- старший дошкольный возраст (5-6 лет);

4) младший школьный возраст (6-10 лет);

5) средний школьный возраст (10-15 лет);

6) старший школьный возраст (15-18 лет).

 

Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, с другой. Акселерация

Акселерация (от лат. Acseleratio – ускорение) это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с интеллектуальным развитием и социализацией личности.

У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.

До появления акселерации в 50—60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой социальных, нравственных качеств. К 13—- 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых - родителей, учителей, воспитателей.

Среди основных причин акселерации выделяются: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины: радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление реградации -отставания детей в физическом развитии, которое обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и превышения радиационного фона в частности. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

Неравномерность развития

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность.

Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также отмечаются значительные колебания из-за неравномерности созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития.

Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств - сензитивные периоды (возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны). Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств, при этом большое значение имеет приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт. Например, так называемые дети-Маугли не овладели человеческой речью - важнейшим элементом психики человека, так как был упущен сензитивный период для формирования речи - 1,5-2,5 года, а если ребенок к этому времени не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. Задержка, например, прямохождения влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Педагоги должны уделять пристальное внимание периодам формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возрасты). Согласно исследованиям американских психологов, возраст от 6 до 12 лет - сензитивный период для развития навыков решения проблем (творческого мышления).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.