Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плательщики налогов и иные обязанные лица

Плательщиками налогов сборов (пошлин) являются:

1. юридические лица Республики Беларусь - организации, местом нахождения которых является Республика Беларусь.

2. иностранные юридические лица и международные организации, которые не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и уплачивают налоги только с объектов, образовавшихся на территории Республики Беларусь;

2. Участники договора о совместной деятельности (простые товарищества).

3. Хозяйственные группы – объединения юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании финансово-промышленной группы.

4. Физические лица – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в т.ч. индивидуальные предприниматели к которым относят и частных нотариусов.

Плательщик может участвовать в налоговых отношениях лично либо через своего представителя. Полномочия представителя подлежат документальному подтверждению.

Говоря о субъектах налоговых правоотношений вообще и о плательщиках в частности, необходимо выделить такое понятие как «взаимозависимые лица».

Взаимозависимые лица - физические лица и организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К таким отношениям относятся:

1. отношения между лицами, являющимися учредителями одной организации;

2. отношения, когда одно лицо выступает учредителем другой организации, если доля такого участия составляет не менее 20%;

3. отношения, когда одно лицо подчиняется другому по должностному положению либо одно лицо находится под контролем другого;

4. когда лица совместно контролируют третье лицо;

5. когда физические лица состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного.

В отношении сделок между такими лицами проявляют особое внимание, т.к. именно здесь осуществляются имеющие легальный вид схемы уклонения от налогообложения или налоговое мошенничество. Основой для функционирования таких схем являются различия в налоговых режимах, особенно на внешнем уровне, когда налоговые законодательства предусматривают разный уровень налоговых изъятий, а отдельные территории объявлены оффшорными зонами. Предприятие – налоговый резидент, создавая дочернюю фирму в оффшорной зоне и продавая ей свою продукцию по минимальным ценам, которая впоследствии реализуется по рыночным ценам, не только уклоняется от налогов в своем государстве, но и выводит капитал из страны, оставляя свою прибыль на счетах в зарубежных банках.

 

3. Налоговые органы: общая характеристика правового статуса

В данной аспекте необходимо рассмотреть компетенцию трех государственных органов - Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС), Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК) и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее - ГТК).

Если провести вышеназванные органы через классификацию государственных органов, то можно охарактеризовать их следующим образом: все эти органы по масштабу деятельности являются общегосударственными, т.е. их полномочия распространяются на всю территорию республики; по отношению к другим организациям – это органы внешнего действия, поскольку распространяют свои полномочия за пределы отрасли, т.е. являются надведомственными; по порядку образования все указанные органы относятся к органам, образуемым Президентом Республики Беларусь; по характеру компетенции – это органы межотраслевой компетенции, поскольку выполняют функции в отношении неподчиненных органов, предприятий, учреждений; по порядку разрешения подведомственных вопросов – единоначальные органы, поскольку основной формой их работы является единоначальное решение значительной части вопросов своей компетенции, и, наконец, по источнику финансирования все указанные органы относятся к госбюджетным.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь (КГК) является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. КГК образуется Президентом Республики Беларусь. Его деятельность регламентируется Конституцией Республики Беларусь, законами, и, прежде всего, Законом Республики Беларусь от 09.02.2000 г. № 369-З «О комитете государственного контроля Республики Беларусь», декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, а также международными договорами. В соответствии со статьей 2 Закона «О Комитете государственного контроля», КГК в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплины цен при реализации товаров и др. Для решения поставленных задач, КГК и его территориальные органы наделены достаточно широким кругом контрольных полномочий, включающих в себя право на получение информации от государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, необходимой для осуществления контроля; проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; выносить решения о взыскании в бюджет невнесенных платежей, выявленных проверками, а также экономических санкций, в том числе штрафов и т.д.

Кроме того, органы КГК вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по вопросам, относящимся к их компетенции, в частности, КоАП Республики Беларусь 1984 года установил 26 составов правонарушений, к ответственности за совершение которых лицо привлекается органами КГК (ст. 224-9 КоАП).

В систему КГК входит два структурных подразделения, компетенция которых напрямую касается темы настоящего исследования – Департамент финансового мониторинга КГК Республики Беларусь (далее - ДФМ) и Департамент финансовых расследований КГК Республики Беларусь (далее - ДФР).

Деятельность ДФР регламентирована конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 04.06.2001 г. № 30-З «Об органах финансовых расследований», международными договорами и другими актами законодательства Республики Беларусь. В соответствии с указанным законом, основными задачами органов финансовых расследований являются: предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения; производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований; разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах; взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью.

Что касается ДФМ, то это совсем новое подразделение, созданное в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2003 года № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь». ДФМ является структурным подразделением КГК с правами юридического лица и уполномочен в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», Законом Республики Беларусь от 19.07.2000 г. «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем», иными актами законодательства, в том числе Положением о Департаменте финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным вышеназванным указом Президента Республики Беларусь. Основными задачами ДФМ являются: принятие эффективных мер по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем; создание и функционирование автоматизированной интегрированной системы учета обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю; взаимодействие с компетентными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем; участие в установленном порядке в работе международных организаций по вопросам противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.

Поскольку статья 8 Общей части НК относит к налогам, сборам (пошлинам), взимаемым в республиканский и (или) местные бюджеты в числе прочих и таможенные платежи, а именно, НДС, акцизы, таможенную пошлину и таможенные сборы, при исследовании данной темы необходимо рассмотреть и деятельность Государственного таможенного комитета (ГТК) в сфере осуществления контроля за уплатой названных платежей. В соответствии со статьей 22 НК плательщик налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, обязаны предоставить в таможенные органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Таким образом, на ГТК Республики Беларусь и его органы законодательством возложено выполнение функций по осуществлению контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Контроль таможенными органами осуществляется в различных формах. В частности, это проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенный досмотр, учет товаров и транспортных средств, проверка системы учета и отчетности и прочее. Основными нормативными правовыми актами, определяющими порядок проведения таможенными органами Республики Беларусь проверки финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются следующие: Таможенный кодекс Республики Беларусь (далее - ТК); Указ Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 года № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций»; инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь, утвержденная постановлением ГТК Республики Беларусь от 28.11.2002 года № 97; Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь; Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2003 г. № 185 «О некоторых вопросах применения таможенными органами Республики Беларусь экономических санкций, наложения ареста на имущество и признании утратившими силу некоторых Указов и положений Указов Президента Республики Беларусь»; инструкция о возникновении и прекращении налогового обязательства, возникновении и прекращении обязательства по уплате процентов, возникновении и погашении таможенной задолженности по процентам, утвержденная постановлением ГТК Республики Беларусь от 28.01.2004 года № 9; постановление ГТК Республики Беларусь от 17.06.2004 года № 49 «О толковании норм постановления ГТК Республики Беларусь от 28.01.2004 года № 9 и распространении его действия». Так же как и КГК Республики Беларусь, ГТК вправе применять финансовые санкции, а также привлекать виновное лицо к административной ответственности. В частности, статья 213 КоАП предусматривает 28 составов административных правонарушений, производство по которым ведут таможенные органы.

Основной объем функций в сфере налогового контроля принадлежит Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь. Его деятельность регламентируется Конституцией Республики Беларусь, Общей частью налогового кодекса Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 02.02.1994 года № 2737-XII «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 года № 1592 «Вопросы министерства по налогам и сборам Республики Беларусь». Основными задачами МНС являются: осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды; осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий; учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет и др. В составе МНС создано такое подразделение, как Департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.

Однако действующее законодательство возлагает на налоговые органы, кроме осуществления непосредственно налогового контроля, еще и контроль с правом применения мер ответственности за соблюдением следующих законодательных актов: Указа Президента Республики Беларусь от 02.06.1997 г. № 311 «О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты»; Декрета Президента Республики Беларусь от 01.12.1998 г. № 21 «о мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республики Беларусь»; Декрета Президента Республики Беларусь от 23.12.1998 г. № 24 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республики Беларусь»; Декрета Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования»; Указа Президента Республики Беларусь от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров»; Указа Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь»; Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 г. № 426-З «о мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» в части представления специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, а также проверки информации, содержащейся в поступившем в налоговый орган специальном формуляре; Декрета Президента Республики Беларусь от 04.10.2002 г. № 25 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением автомобильного бензина и дизельного топлива в Республики Беларусь»; Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12. 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий»; Декрета Президента Республики Беларусь от 18.12.2002 г. № 30 «О государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта»; Указа Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 г. № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь»; Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республики Беларусь, утвержденных постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 26.03.2003 г. № 57; Декрета Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи»; Указа Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 г. № 537 «Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи».

Соблюдение вышеуказанных документов может проверяться как в ходе отдельной (тематической или рейдовой) проверки, так и одновременно с проверкой своевременности и правильности исчисления и уплаты (удержания) налогов, сборов (пошлин).

Поскольку налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением плательщиками не только налогового законодательства, но и законодательства о предпринимательстве, постановлением МНС Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124 утверждена Инструкция о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами (далее – Инструкция № 124) – нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы проведения проверок налоговыми органами, положения которого базируются на нормах НК и Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 № 673 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.12.2001 № 722).

Взаимоотношения описанных выше органов регламентируется различными нормативными актами, прежде всего, Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республики Беларусь» и Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций».

Необходимо отметить, что все три указанных органа имеют право проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также осуществлять контроль в отношении физических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также привлекать к финансовой и административной ответственности. В частности компетенция КГК и МНС в вопросах привлечения к административной ответственности пересекается при применении статей КоАП 1984 года 151-3 «Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, уничтожение документов бухгалтерского учета или их сокрытие» и 154-1 «Сокрытие, занижение прибыли и доходов», кроме того, правонарушение, предусмотренное статьей 154 КоАП 1984 года «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности» также выявляется в ходе проведения проверок, проводимых органами КГК или МНС (однако к ответственности за совершение данного правонарушения органы МНС привлекать не могут, этот вопрос относится к компетенции КГК и суда). При этом, некоторое разграничение в компетенции МНС и КГК существуют, например Постановлением КГК Республики Беларусь и МНС Республики Беларусь от 26.09.2002г. № 2-91 утверждено Положение о порядке взаимодействия органов КГК и инспекций МНС при обращении задолженности по уплате сумм экономических санкций, примененных органами КГК, на денежные средства, находящиеся на счетах дебиторов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – правонарушителей. В соответствии с указанным положением, органы КГК не в праве взыскивать задолженность путем обращения взыскания на счета дебиторов должника, такое право предоставлено только ИМНС.

Что касается ГТК, то он привлекает к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 193-19 – 193-47 КоАП 1984 года, и в этом плане его компетенция с КГК и МНС не пересекается.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, особенности и состав налоговых правоотношений | Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.