КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы воспитания
Воспитание в коллективе осуществляется с помощью методов, представляющих собою систему действий руководителя с участниками. Под руководством педагога они разбирают произведение пытаясь постичь его идейно-художественный замысел, работают над художественным образом. В ходе этих процессов и происходит изменение самих участников — формируются их взгляды, убеждения, ценности, взаимоотношения и деятельность. Таким образом, методы воспитания — это система целенаправленных действий педагога и руководимых им участников по преобразованию материала, общественно значимых видов деятельности и взаимоотношений. Средства воспитания – всё то, что с помощью чего осуществляется воздействие: слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и т.д. Рассмотрим методы воспитания.
Среди них назовем метод внушения — систему действий и операций, с помощью которых педагог стремится передать участникам отношение к художественному произведению, явлениям и процессам жизни, фактам. В. М. Бехтерев отмечал: «Внушение есть один из способов влияния одних лиц на других,...которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании» '. Далее он подчеркивал: «Внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, т. е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике»2. Для метода внушения специфично: воздействие на эмоционально-чувственную и эстетическую сферу учащихся; осуществление воздействия без привлечения аргументов и доказательств. У педагога имеются впечатления о произведении, которые, он стремится живо и образно передать участникам. Педагог стремится путем внушения пробудить участников к активному переживанию, при котором их воображение дополняется, как бы корректируется им, передает свое отношение к идейно-художественному замыслу сильными и слабыми ударениями и паузами, интонацией, внутренним темпоритмом, контрастными сопоставлениями, метафорами, сравнениями и другими средствами. Главное для него не буквально воспроизвести свое видение произведения, а дать почувствовать его смысловой строй, идейно-художественный' заряд. И так организовать весь процесс, чтобы участники его собственными усилиями сформировали свое внутреннее эстетически-ценностное отношение к произведению. Особенно сильно действует метод внушения при работе над произведением, требующим использования различных выразительных средств, психофизических и словесных действий, музыкального и танцевального исполнения, которые комплексно влияют на зрительные, слуховые, моторно-двигательные ощущения. Эмоциональное заражение друг друга поднимает общий уровень эстетического переживания произведения. Особую роль в использовании метода внушения играет личность Широко применяется и метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что педагог воздействует на сознание и мышление участников, адресуется к их разуму и системой аргументов обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе следует исполнять художественное произведение, воспринимать художественное произведение, интерпретировать и оценивать его. Аргументы должны быть настолько доказательны, чтобы участники поняли и почувствовали их убедительность. «Главнейшая дорога человеческого воспитания, — говорил К. Д. Ушинский, — есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением». Метод убеждения занимает центральное место в воспитательной работе. Метод убеждения наиболее эффективен, когда участники ставятся в проблемно-поисковые ситуации. Тогда им приходится доказывать свою точку зрения, обосновывать системой аргументов, отстаивать их справедливость. Важное значение, в процессе формирования убеждений имеет личный опыт педагога, система его нравственных и эстетических ценностей, а также сложившийся опыт внутриколлективной жизни, традиций. Метод убеждения взаимодействует с методом побуждения. Для метода побуждения характерно то, что сознательно сформированные ценности и идеалы помогают занять жизненную позицию, являются руководством к практической деятельности внутри и вне коллектива. Метод побуждения — это призыв к действию: отстаиванию взглядов, преобразованию окружающей действительности по законам нравственности. В коллективе широко используются методы, закрепляющие накопленный положительный опыт поощрения и наказания. Метод поощрения направлен на то, чтобы выделить и закрепить положительные действия участников. Он используется в различных вариантах: в форме одобрения («правильно», «хорошо» и т. п.); похвалы — когда высказывается более развернутое отношение к поступку («я доволен вашими успехами», «я рад за вас»). Метод наказания направлен на сдерживание негативных поступков во внутри- и внеколлективной деятельности и взаимоотношениях. Он может иметь форму осуждения, недовольства, замечания, предупреждения, наказания. Эти методы эффективны только в том случае, если несут воспитательную направленность и применяются объективно и справедливо. Желательно, чтобы и поощрения и наказания как бы исходили от самих участников, его актива, а не только от руководителя. Формированию общественно ценных качеств личности способствуют различные воспитательные ситуации: коллективный разбор произведения, совершенного поступка, требующая ответственности и самостоятельности, оказание шефской помощи начинающему коллективу и т. п. В таких ситуациях методы воспитания используются в различных сочетаниях. Особенность же выбора тех или иных ситуаций зависит от конкретных воспитательных целей и задач, которые решает коллектив на определенной стадии своего развития.
Лекция 4. Учебный процесс в коллективе
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |