Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воспитания

 

Воспитание в коллективе осуществляется с помощью методов, представляющих собою систему действий руководителя с участни­ками. Под руководством педагога они разбирают произведение пытаясь постичь его идейно-художественный замысел, работают над художественным образом. В ходе этих процессов и происходит изменение самих участников — формируются их взгляды, убежде­ния, ценности, взаимоотношения и деятельность.

Таким образом, методы воспитания — это система целенаправленных действий педагога и руководимых им участников по преоб­разованию материала, общественно значи­мых видов деятельности и взаимоотношений.

Средства воспитания – всё то, что с помощью чего осуществляется воздействие: слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и т.д.

Рассмотрим методы воспитания.

 

Среди них назовем метод внушения — систему действий и операций, с помощью которых педагог стремится передать участ­никам отношение к художественному произведению, явлениям и процессам жизни, фактам.

В. М. Бехтерев отмечал: «Внушение есть один из способов влия­ния одних лиц на других,...которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании» '. Далее он подчеркивал: «Внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, т. е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике»2. Для ме­тода внушения специфично: воздействие на эмоционально-чувствен­ную и эстетическую сферу учащихся; осуществление воздействия без привлечения аргументов и доказательств.

У педагога имеются впечатления о произведении, которые, он стремится живо и образно передать участникам. Педагог стремится путем внушения пробудить участников к актив­ному переживанию, при котором их воображение дополняется, как бы корректируется им, передает свое отношение к идейно-художе­ственному замыслу сильными и слабыми ударениями и паузами, интонацией, внутренним темпоритмом, контрастными сопоставле­ниями, метафорами, сравнениями и другими средствами. Главное для него не буквально воспроизвести свое видение произведения, а дать почувствовать его смысловой строй, идейно-художественный' заряд. И так организовать весь процесс, чтобы участники его собственными усилиями сформировали свое внутреннее эстетически-ценностное отношение к произведению.

Особенно сильно действует метод внушения при работе над про­изведением, требующим использования различных выразительных средств, психофизических и словесных действий, музыкального и танцевального исполнения, которые комплексно влияют на зритель­ные, слуховые, моторно-двигательные ощущения. Эмоциональное заражение друг друга поднимает общий уровень эстетического переживания произведения.

Особую роль в использовании метода внушения играет личность
руководителя, его идейно-художественная, профессионально-педагогическая авторитетность.

Широко применяется и метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что педагог воздействует на сознание и мышление участников, адресуется к их разуму и системой аргумен­тов обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе следует исполнять художественное произведение, вос­принимать художественное произведение, интерпрети­ровать и оценивать его. Аргументы должны быть настолько доказа­тельны, чтобы участники поняли и почувствовали их убедитель­ность.

«Главнейшая дорога человеческого воспитания, — говорил К. Д. Ушинский, — есть убеждение, а на убеждение можно действо­вать только убеждением». Метод убеждения занимает централь­ное место в воспитательной работе.

Метод убеждения наиболее эффективен, когда участники ставятся в проб­лемно-поисковые ситуации. Тогда им приходится доказывать свою точку зрения, обосновывать системой аргументов, отстаивать их справедливость. Важное значение, в процессе формирования убеж­дений имеет личный опыт педагога, система его нравственных и эс­тетических ценностей, а также сложившийся опыт внутриколлективной жизни, традиций.

Метод убеждения взаимодействует с методом побуждения. Для метода побуждения характерно то, что сознательно сфор­мированные ценности и идеалы помогают занять жизненную пози­цию, являются руководством к практической деятельности внутри и вне коллектива. Метод побуждения — это призыв к действию: отстаиванию взглядов, преобразованию окружающей действительности по законам нравственности.

В коллективе широко исполь­зуются методы, закрепляющие накопленный положительный опыт поощрения и наказания.

Метод поощрения направлен на то, чтобы выделить и за­крепить положительные действия участников. Он используется в различных вариантах: в форме одобрения («правильно», «хорошо» и т. п.); похвалы — когда высказывается более развернутое отно­шение к поступку («я доволен вашими успехами», «я рад за вас»).

Метод наказания направлен на сдерживание негативных поступков во внутри- и внеколлективной деятельности и взаимоот­ношениях. Он может иметь форму осуждения, недовольст­ва, замечания, предупреждения, наказания.

Эти методы эффективны только в том случае, если несут воспи­тательную направленность и применяются объективно и справед­ливо.

Желательно, чтобы и поощрения и наказания как бы исходили от самих участников, его актива, а не только от руководителя.

Формированию общественно ценных качеств личности способст­вуют различные воспитательные ситуации: коллективный разбор произведения, совершенного поступка, требующая ответственности и само­стоятельности, оказание шефской помощи начинающему коллекти­ву и т. п. В таких ситуациях методы воспитания используются в раз­личных сочетаниях. Особенность же выбора тех или иных ситуаций зависит от конкретных воспитательных целей и задач, которые ре­шает коллектив на определенной стадии своего развития.

 

Лекция 4. Учебный процесс в коллективе

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель некогерентной ОС | Основные виды учебно-художественного процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.