КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие коммуникации
Лекция 13. Коммуникации и информация в управлении. Технология управления организацией - совокупность процедур и операций, осуществляемых в определенном порядке и последовательности органами управления организации для реализации ее миссии и достижения главной цели. Основные принципы использования технологий управления организацией: - системность (представление организации в виде системы); - комплексность (реализация технологий по всем направлениям деятельности); - поэтапность (представление процесса управления организаций в виде последовательных и параллельных этапов); - законность (применение технологий осуществляется в рамках действующего законодательства); - историчность (управленческие технологии в управлении организацией должны быть исторически обоснованы); - адаптивность (технология должна модернизироваться в зависимости от изменений во внешней и внутренней среде); - репрезентативность (технология разрабатывается с учетом широкого круга особенностей) и др. Управленческие технологии в организации касаются всех ее составляющих и всех этапов процесса управления. В управлении организациями управленческие технологии имеют свои особенности, среди них можно выделить следующие: - управленческие технологии носят специфический характер, что связано с необходимостью их выборочного применения; - управленческие технологии имеют многоуровневый характер, что выражается как в необходимости обеспечения процесса управления на всех уровнях в организации, так и в постоянной работе в различных системах; - управленческие технологии не могут носить универсального характера, то есть успешное использование той или иной технологии в определенной ситуации не всегда подразумевает ее применение в других условиях.
Отметим, что важное значение для организации имеют информационные и коммуникационные технологии, что еще в большей степени технологизирует управление.
Коммуникациями является процесс обмена информацией в социуме. Коммуникация возникает там, где есть информация, исходящая из какого-либо источника, определенная форма или способ ее передачи, а также получать, интерпретирующий данную информацию. Коммуникация предполагает активность, с одной стороны, коммуникатора, заинтересованного в передаче определенной информации и предпринимающего для этого определенные усилия, а с другой – получателя, затрагивающего психическую энергию на расшифровку информации. Процесс коммуникационных отношений имеет несколько традиционных этапов (рис. 1).
Рис. 1. Этапы процесса коммуникации.
Коммуникации в организации – это информационное взаимодействие между различными лицами, органами или окружением организации. В связи с этим, в организации выделяются внешние и внутренние коммуникации, связанные, соответственно, с ее внешней с внутренней средой. Внешние коммуникации организации – это отношения обмена информацией организации, ее подразделений и сотрудников с внешним окружением организации. Внешние коммуникации в организации – это отношения обмена информацией данной организации с элементами внешней среды (конкурентами, партнерами, потребителями и др.). Управление внешними коммуникациями в организации – это управленческая деятельность по систематизации, упорядочению и обеспечению производительности отношений обмена информацией между организации и ее внешним окружением. Внутренние коммуникации в организации – это отношения обмена информацией внутри организации между ее подразделениями, сотрудниками и руководителями.
Внутренние коммуникации в организации – это отношения обмена информацией внутри организации в рамках осуществления управленческого или производственного процесса между различными управленческими или производственными подразделениями данной организации. Управление внутренними коммуникациями в организации – это управленческая деятельность по систематизации, упорядочению и обеспечению производительности отношений обмена информацией внутри организации между различными ее подразделениями, направленная на решение поставленных задач данной организации. Коммуникации также подразделяются на межличностные (между конкретными людьми) и организационные (в рамках деятельности конкретной организации). Обмениваемая информация в рамках коммуникационного процесса внутри организации может иметь следующее содержание: - регламентирующее, - производственное, - идеологическое, - ознакомительное, - аналитическое, - технологическое, - продуктовое и др. Субъектами управления внутренними коммуникациями в организации являются: - руководящие органы организации, - исполнительные органы организации, - руководители различных подразделений в организации и др. Направлениями управления внутренними коммуникациями в организации можно считать: - обеспечение бесперебойного производственного процесса в организации и ее подразделениях, - обеспечения взаимодействия между подразделениями организации, - коммуникации между управленческими и производственными органами и подразделениями организации, - создание, распространение и нейтрализация слухов, - обеспечение психологической совместимости и нейтрализации стрессовых ситуаций в коллективе организации и др. Рассмотрим практику осуществления управления внутренними коммуникациями в организации на примере разрешения стрессовых ситуаций. Стресс – необходимый атрибут любой производственной деятельности. В связи с этим, у менеджера появляется задача минимизации отрицательного эффекта, вызываемого стрессовыми ситуациями. Снятие стрессов строится по двум основным направлениям: организационному и психологическому. За организационную нейтрализацию стрессов отвечает, как правило, руководитель организации или подразделения, а за психологическую – психолог-консультант, специально привлекаемый на работу в организацию.
Организационное направление представляет собой совокупность акций и мероприятий, способствующих нейтрализации стрессов, к ним относятся: - оптимизация занятости, режима и рабочего времени; - организация коллективных мероприятий, развлекательного характера; - выведение из коллектива наиболее пострадавших от стресса работников, а также «возбудителей» стрессовых ситуаций в санитарных целях; - расформирование подразделений в санитарных целях; - смена обстановки, в том числе, помещения и др. Психологическое направление представляет собой воздействие на сознание и подсознание работников психологическими средствами, которые могут проявляться следующим образом: - индивидуальная беседа психолога с работниками; - коллективная терапия на рабочем месте (успокаивающая либо возбуждающая музыка и др.); - изменение внутреннего оформления рабочих мест и др. Нельзя забывать, что стрессы возникают на всех этапах производственной деятельности. Следует добавить, что коммуникации в организации носят как целенаправленный характер, так и имеют стихийное происхождение.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |