Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип культуросообразности воспитания

Принцип природосообразности воспитания

 

Идея о необходимости природосооброзности воспитания зароди­лась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Пла­тона, Аристотеля.

Принцип природосооброзности воспитания сформулировал в XVII вв. Я.А.Коменский, и он получил широкое признание в педагогике XVIII-XIX веков.

Развитие наук о природе и человеке в XX столетии существенно обогатило содержание принципа природосооброзности воспитания. Особую роль сыграло создание выдающимся отечественным ученым В. И. Вернадским учения о ноосфере.

Ноосфера, т.е. сфера разума, - понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознательная деятельность человека влияет на появление и решение глобальных проблем.

Современная трактовка принципа природосообразности воспи­тания предполагает, что оно должно основываться на научном по­нимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согла­совываться с общими законами развития природы и человека, вос­питывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические уста­новки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и пове­дение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

осознавал себя гражданином Вселенной;

понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;

осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человече­ских сообществ;

имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, ра­зумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизво­дящего ее.

 

Идея о необходимости культуросообразности воспитания до­вольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Д.Локка (XVII в.), французского мыслителя К. Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога И.Песталлоцци.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Ф.Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Име­ются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексу­альная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная.

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, что­бы воспитание находило способы минимизации отрицательных по­следствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкрет­ного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Реализация принципа культуросообразности воспитания сущест­венно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечело­веческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоя­тельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия вклю­чает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны раз­личия в культурах сельского и городского населения, а в городе - между различ­ными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.

В то же время нахождение баланса ценностей различных куль­тур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип гуманистической направленности воспитания | Принцип вариативности социального воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.