Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, задачи и ценности социального воспитания




Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Как вытекает из этого определения, социальное воспитание имеет практико-ориентированный характер.

Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправленный процесс формирования качеств личности.

Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики является видовым понятием по отношению к категории «воспитание».

Воспитание всех возрастных групп и социальных категорий детей, т. е. социальное воспитание рассматривается как социальный институт.

Воспитание как социальный институт позволяет организовать усвоение членами общества культуры и социальных норм. Главной его целью является создание условий для целенаправленной социализации членов общества. Воспитание осуществляется в воспитательных организациях различных видов и типов. В процессе развития общества сложились такие виды воспитания как семейное, религиозное, социальное, коррекционное, диссоциальное.

Семейное воспитание построено на кровнородственных отношениях членов семьи. Залогом служит атмосфера любви, уважения, ответственности в семье.

Коррекционное воспитание создает условия для устранения или сглаживания дефектов развития, выработать качества личности, позволяющие адаптироваться в социальной среде.

Диссоциальное воспитание формирует антисоциальные сознание и поведение у членов криминальных, тоталитарных и квазикультовых организаций.

Религиозное (конфессиональное) воспитание посредством религиозных традиций и обрядов приобщает к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре.

Воспитание осуществляется на нескольких уровнях. Социетарный уровень воспитания обеспечивает усвоение молодым поколением культурных ценностей общества в целях его полноценного функционирования. Цели воспитания этого уровня определяются государственно-политическими документами (Конституцией, Законом РФ «Об образовании», Международной конвенцией о правах человека и т.д.). Институциональный уровень воспитания реализуют специальные социальные институты – учреждения дошкольного, школьного, дополнительного образования. Социально-психологический уровень воспитания осуществляют социальные группы, общественные организации и коллективы. Межличностный уровень воспитания происходит с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей воспитателя и воспитанника. Интраперсональный уровень – это процесс самовоспитания.

Среди систем воспитания различают основные – социетарную, гуманистическую, технократическую.

Социетарная модель ориентирована преимущественно на выполнение социального заказа. Гуманистическая модель ориентирована прежде всего на личностные и индивидуальные особенности воспитанника. Технократическая модель предполагает управляемость и подконтрольность воспитания, что приводит к манипулированию человеком.

Воспитание процесс многофакторный. Выделяют объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам относят: генетическую наследственность, состояние здоровья, социальную и культурную принадлежность семьи, обстоятельства биографии, профессиональный и социальный статус, особенности страны, исторической эпохи.

К субъективным факторам относят: психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, потребности и интересы, систему отношений с социумом, организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений, общества, СМИ, молодежные организации, искусство.

Социальное воспитание отличается от стихийной и относительно направляемой социализации личности социальным действием, направленным на разрешение проблем и ответное поведение партнеров, предполагающим субъективное осмысление вариантов возможных ответных реакций. В отличие от непрерывной социализации воспитание дискретно, поскольку искусственно организовано и ограничено местом и временным периодом.

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами его освоения. Для того, чтобы воспитательный процесс дал ожидаемый устойчивый результат, необходимо взаимодействие таких его компонентов, как соответствие потребностям развивающейся личности и образовательным стандартам; правильный выбор цели, задач, методов, средств и форм организации социального воспитания; анализ результатов социально-педагогической деятельности.

Можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагогики: воспитание подрастающего поколения детей в социуме; высококачественное воспитание и образование детей; воспитание всех возрастных групп и социальных категорий детей, т. е. социальное воспитание рассматривается как социальный институт. Есть и другие точки зрения, но все их объединяет одно — акцентирование в воспитании как многогранном, сложном общественном явлении его социальной составляющей.

С социальным воспитанием связаны становление личности, её социализация, усвоение человеком принятых в обществе норм и правил. Так, общество обеспечивает свое существование и развитие, дает возможность последующим поколениям воспроизвести культуру, выполнять социальные роли, определенные социальные функции.

Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации; процесс социально контролируемой социализации, осуществляемый воспитательными организациями в целях развития востребованных обществом качеств и характеристик личности. Этот вид воспитания создает условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека в ходе организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.

Главная цель социального воспитания состоит в ориентации физических, нравственных и духовных сил личности на самовоспитание принятых обществом качеств.

Цели социального воспитания: направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности; необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах, в разных жизненных пространствах её социального взаимодействия; конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности.

Ведущая задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое поведение, здоровье.

Задачи социального воспитания:

1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции.

2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка.

3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.

4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.

5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.