КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание детей в семье
Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей – в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей. В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других люд ей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. Воспитание детей в семье – дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье. Как отмечает Л.А. Никитина, есть два главных препятствия на пути женщин к достойному и счастливому материнству: психологическая неподготовленность их к этой сложнейшей миссии и непомерные перегрузки в профессиональном и домашнем труде. Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности. В качестве компонентов воспитательного потенциала семьи можно выделить: – численность и структуру семьи; – нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения; – жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры; – распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье; – материальные и бытовые условия семьи; – организацию семейного досуга, наличие семейных традиций; – взаимосвязь семьи со шкодой и другими социальными институтами. Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и самими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Решающей в воспитании ребенка является нравственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Важной и неотъемлемой частью семейной педагогики является любовь родителей к детям. Дефицит родительской любви, особенно в младенчестве, часто ведет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. Для полноценного развития ребенку необходима любовь обоих родителей. Образ жизни родителей, их поведение в значительной степени влияют на воспитание детей. Укрепляет авторитет родителей в глазах детей единство слова и дела. Дети очень внимательно присматриваются к родителям, и они могут обнаружить несоответствие слова и дела в их поступках. Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к слову – приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию. Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. Сфера свободного времени семьи создает возможности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т.д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители –дети) приобретает черты воспитательной функции и предполагает совместное осуществление супругами досуговых занятий. При организации семейного досуга следует учитывать, что он предполагает сочетание личных интересов с интересами других членов семьи. Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные традиции. Ими могут быть: семейные праздники, совместные прогулки, выезды за город и др. Традиции как основа, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива. Традиции – это не только определенные дни празднования юбилеев и дней рождения, или выбор профессии членами семьи, или традиционные увлечения семьи, это гораздо большее. Прежде всего, в традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, неизменное даже в самые ожесточенные моменты спора или обсуждения; великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость, т.е. все то, без чего не может существовать семья. Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы). Взаимодействие семьи и школы – важнейшее условие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда учителя и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечивающую развитие внутренних сил и нравственное становление растущего человека. Знание общих тенденций развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, необходимо социальному педагогу для выработки стратегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |