Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, принципы, функции и методы налогового контроля

Тема 7. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

 

Схема 9
Налоговый контроль – система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.

Весь перечисленный на приведенной схеме 9 комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового регулирования.

Взаимодействие государства в лице своих уполномоченных органов с налогоплательщиками, происходит в рамках возникающих при этом контрольных налоговых правоотношений, для которых характерно следующее:

    1. они являются по существу управленческими правоотношениями
    2. имеют административно-правовую природу
    3. как и любое другое правоотношение, содержит в своем составе следующие элементы: субъект, объект, содержание.

Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты и субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы. Важно подчеркнуть, что обязанная сторона – контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта – контролирующего органа и организационно ему не подчинена.

Содержание контрольного налогового правоотношения определяется комплексом прав и обязанностей субъектов данного правоотношения. При этом праву уполномоченной стороны проверять соблюдение выполнения налоговых обязанностей корреспондируется обязанность другой стороны – подконтрольного субъекта создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа.

Объектом контрольного налогового правоотношения является непосредственная деятельность (действия или бездействие) проверяемой организации или физического лица, связанная с уплатой налогов и сборов. В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

1) правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

2) проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;

3) проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;

4) правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;

5) выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Выделяют следующие принципы налогового контроля:

1. Принцип всеобщности налогового контроля.

2. Принцип единства налогового контроля. Принцип единства налоговой политики и системы налогов предпо­лагает единообразное осуществление налогового контроля (в том числе учета налогоплательщиков) на всей территории Республики Беларусь, существо­вание единого реестра налогоплательщиков на территории Республики Беларусь, при­своение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории страны учетного номера плательщика (УНП), единства форм, методов и порядка проведения налогового контроля, применяемых на всей территории Белоруссии.

3. Принцип территориальности налогового контроля. Принцип территориальности выражается в том, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика по поводу осуществле­ния мероприятий налогового контроля возникают именно с тем налого­вым органом, в котором он состоит на учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т. д.).

4. Принцип ограничения сферы налогового контроля только вопросами исполнения обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством

5. Презумпция добросовестности налогоплательщиков. При проведении контрольных мероприятий налоговые органы дол­жны исходить из презумпции добросовестности проверяемого ими лица и надлежащего исполнения им своих обязанностей. При обнаружении совершенных лицом нарушений налоговые органы должны проанализировать причи­ны такого поведения лица и дать соответствующую юридическую оценку его деяниям. Обратим внимание и на то обстоятельство, что руково­дитель налогового органа вправе вынести решение об отказе в при­влечении налогоплательщика к ответственности.

6. Принцип соблюдения налоговой тайны. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

– разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;

- об УНП;

- об уставном фонде организации;

- о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности;

- предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (ст. 79 НК).

7. Принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроля.

Вы­деляют следующие направления налогового контроля:

1. Учет организаций и физических лиц.

2. контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов.

3. контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения.

4. Налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот.

5. Налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами.

6. Налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.

7. Налоговый контроль за своевременным перечислением налоговых платежей и исполнением платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов в кредитных организациях.

8. Налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм налогов из бюджета.

9. Контроль за соблюдением особых режимов налогообложения.

Налоговый контроль выполняет следующие функции (схема 10):

Схема 10

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налогового законодательства | Учет плательщиков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.