Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика налоговых проверок

 

Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства.

Налоговые проверки по основанию назначения делятся на плановые и внеплановые, планирование и назначение которых осуществляется в соответствии со статьей 69 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь.

Налоговые проверки по видам делятся на камеральные и выездные налоговые проверки. Выездные налоговые проверки, в свою очередь,могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.

Одним из видов выездной проверки является проверка финансово-хозяйственной деятельности.

При проведении проверки финансово-хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц устанавливается соблюдение ими норм законодательства (за исключением налогового законодательства), контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности налоговые органы проверяют соблюдение организациями и (или) физическими лицами установленного порядка:

1.обязательной продажи части валютной выручки;

2.выдачи лицензий и осуществления деятельности, на которую требуется получение специального разрешения (лицензии);

3.расчетов между субъектами предпринимательской деятельности;

4.ввоза автомобильного бензина и дизельного топлива в Республику Беларусь;

5.представления специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, а также проверки информации, содержащейся в поступившем в налоговый орган в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 июля 2000 года “О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/20I) специальном формуляре;

6.осуществления посреднической деятельности при продаже товаров;

7.соблюдения правил ведения кассовых операций;

8.соблюдения законодательства о получении и использовании иностранной безвозмездной помощи, а также проверяют другие вопросы, контроль за которыми возложен на налоговые органы.

 

Плановая выездная проверка проводится на основании квартальных графиков проверок, утверждаемых руководителем налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). Основанием для включения плательщика (иного обязанного лица) в график проверок являются результаты анализа представленных в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, иные сведения, собираемые и накапливаемые налоговыми органами в установленном порядке. В график также включаются плательщики (иные обязанные лица), проверки которых предусмотрены координационным планом контрольной деятельности, разработанным Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

В график могут быть включены проверки, назначаемые по поручениям контролирующих, правоохранительных, судебных органов, руководителей налоговых органов, поступившим в налоговый орган до утверждения графика.

Периодичность проведения плановых комплексных выездных проверок устанавливается:

1. Один раз в год для плательщиков (иных обязанных лиц), у которых размер уплаченных налогов, сборов (пошлин) в республиканский и местный бюджеты по итогам предыдущего года составляет в суммарном выражении не менее 50 % от общей суммы уплаченных налогов, сборов (пошлин) организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в соответствующем налоговом органе;

2. Не реже одного раза в два года для организаций, сумма налогов которых значительно уменьшилась (с учетом коэффициента дефляции) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при незначительном изменении полученной выручки;

3. Не реже одного раза в 5 лет:

3.1 Для плательщиков (иных обязанных лиц), обеспечивших выполнение следующих условий:

- отсутствие задолженности по налогам;

- отсутствие нарушений по результатам проверок ведомственной контрольно-ревизионной службы либо наличие ежегодных безусловно положительных аудиторских заключений о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности для субъектов предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежат обязательной аудиторской проверке.

3.2 Для некоммерческих организаций, своевременно представляющих налоговые декларации (расчеты) при исполнении налоговых обязательств в установленный законодательством срок или представлении информации в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет о неосуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

4. Не реже одного раза в три года для остальных организаций, не указанных выше;

5. В течение года со дня государственной регистрации или постановки на налоговый учет для вновь созданных организаций (их филиалов, представительств) частной формы собственности (в целях упреждения лжепредпринимательской деятельности).

Плановые выездные проверки одного и того же плательщика (иного обязанного лица) могут проводиться не более одного раза в год (если иное не установлено законодательством), т.е. очередная плановая выездная проверка может назначаться не ранее чем через 12 месяцев с даты вручения акта проверки по предыдущей выездной проверке, за исключением случаев, когда плательщик (иное обязанное лицо) принял решение о ликвидации (прекращении деятельности), либо подачей в суд заявления о банкротстве (экономической несостоятельности) плательщика (иного обязанного лица).

На основании утвержденных полугодовых координационных планов контрольной деятельности составляются квартальные графики выездных проверок, которые доводятся до сведения плательщиков (иных обязанных лиц) путем их размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях налоговых органов. В целях осуществления координации деятельности государственных органов, уполномоченных проводить проверки плательщиков (иных обязанных лиц), график проверок в срок не позднее 5 дней с даты утверждения направляется территориальным органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь (в том числе Департамента финансовых расследований), Министерства финансов Республики Беларусь, управлениям Национального банка Республики Беларусь. Иным правоохранительным, контролирующим органам графики предоставляются по их запросам.

Плановые выездные проверки плательщиков (иных обязанных лиц), проводимые Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь или инспекциями МНС по областям и городу Минску, включаются в рабочие планы этих органов, составляемые на квартал, с письменным уведомлением плательщика (иного обязанного лица) и инспекции МНС, на учете в которой находится данный плательщик (иное обязанное лицо), направляемым за 15 дней до начала проверки. В случае, если должностные лица МНС или инспекций МНС по областям и городу Минску направляются для проведения проверок плательщиков (иных обязанных лиц), включенных в графики проверок инспекций МНС по районам и городам, письменное уведомление плательщиков (иных обязанных лиц), не производится.

При обращении плательщика (иного обязанного лица), или его представителей и при наличии у плательщика (иного обязанного лица) уважительных причин (отсутствие по болезни или нахождение в очередном отпуске (в командировке) ответственного должностного лица, проведение проверки аудиторской организацией и др.) плановая выездная проверка может быть перенесена руководителем налогового органа на более поздний период.

Перенос и (или) продление сроков проведения плановых выездных проверок производится руководителем налогового органа на основании служебных записок проверяющих и(или) начальников отделов. Перенос ответственным исполнителем сроков проверок плательщиков (иных обязанных лиц), скоординированных с другими контролирующими органами допускается по согласованию с Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (а также с его областными структурными подразделениями).

Внеплановая выездная проверка одного и того же плательщика (иного обязанного лица) проводится по поручению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, руководителя налогового органа, правоохранительных и судебных органов.

Внеплановая проверка, как правило, проводится без предварительного уведомления плательщика (иного обязанного лица).

Внеплановая проверка по поручению руководителя налогового органа может проводиться при следующих обстоятельствах:

1. наличие сведений и фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства;

2. непредставление к установленному сроку налоговых деклараций (расчетов) или других документов, необходимых для налогообложения;

3. возникновение необходимости проверить или уточнить сведения, полученные при проведении предыдущей проверки плательщика (иного обязанного лица) (перепроверка), а также при проведении проверки другого лица, состоящего в правовых отношениях с этим плательщиком (иным обязанным лицом);

4. реорганизация или ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;

5. наличие письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) о зачете либо возврате излишне уплаченных сумм налога, сбора (пошлины), пени;

6. неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства, наличие задолженности по налогам - в целях принятия решения о взыскании налога, пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица);

7. принятие вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы плательщика (иного обязанного лица) решения о проведении дополнительной проверки.

Внеплановые проверки также назначаются руководителями инспекций МНС по районам и городам в случае рассмотрения в суде заявления о признании плательщика (иного обязанного лица) экономически несостоятельным (банкротом), а также изменения места жительства индивидуального предпринимателя или юридического адреса организации с постановкой на налоговый учет в инспекции МНС другого района или города.

Также вне плана проводятся проверки плательщиков (иных обязанных лиц), которые после завершения проверки и вынесения решения по акту проверки, предоставили в установленные законодательством сроки дополнительные документы, связанные с налогообложением.

Обоснованность назначения проверки, за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, может быть обжалована в вышестоящий налоговый орган, а также в соответствующий Совет по координации контрольной деятельности в области либо в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Подача жалобы не приостанавливает проведение выездной проверки.

Камеральные, встречные, рейдовые и тематические проверки являются внеплановыми проверками и проводятся вне зависимости от даты проведения предыдущей проверки.

При проведении проверок должностные лица налоговых органов обязаны:

1. действовать в строгом соответствии с законодательством;

2. не нарушать права и законные интересы плательщика (иного обязанного лица), быть вежливыми, внимательными и корректными с плательщиком (иным обязанным лицом) или его представителями, не унижать их чести и достоинства;

3. осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства,
правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов,
пеней, а также контроль за соблюдением иного законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

4. в порядке, установленном законодательством, проводить налоговые и выездные проверки;

5. требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства, а также иных правонарушений, и контролировать исполнение этих требований;

6. передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым и иным законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства или по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица);

7. соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лиц) в соответствии со статьей 79 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь;

8. принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

9. передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам нарушений;

10. взыскивать в порядке, установленном Общей частью Налогового Кодекса Республики Беларусь, неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, пеней.

При проведении проверок должностные лица налоговых органов имеют право:

1. получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

2. вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;

3. заявлять ходатайства о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

4. заявлять ходатайства о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными;

5. получать от других государственных органов, организаций и физических лиц, необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

6. при проведении проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги, и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке и случаях, установленных законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

7. приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках в случаях и порядке, установленных статьей 53 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь;

8. доступа проверяющих на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица);

9. назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

10. в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

11. вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

12. проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками (иными обязанными лицами) налогового законодательства и установленного порядка приема наличных денежных средств;

13. изымать при проведении выездной проверки документы плательщика (иного обязанного лица), в том числе электронные документы на машинных носителях (системный блок компьютера, дискеты, СD-диски, магнитооптические диски, стриммерные кассеты и др.);

14. производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей правонарушителя, которые являются объектами нарушения законодательства.

15. в установленном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами, счетами, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых плательщиков (иных обязанных лиц), о состоянии счетов и оборотов по ним, о состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки.

16. налагать в соответствии со статьей 54 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь и настоящей Инструкцией на имущество нарушителей налогового и иного законодательства арест;

17. при отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, налоговый орган вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов на основании сведений о движении денежных средств по счетам плательщика (иного обязанного лица) в банке и сведений, полученных об указанных лицах от других органов, организаций и физических лиц, либо в расчетном порядке.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контроль, осуществляемый за доходами физических лиц | Камеральная налоговая проверка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.