Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К теме: Опера и крупные вокально-инструментальные жанры




 

де Кавальери, Эмилио (Emilio De'Cavalieri) – итальянский композитор ( ок. 1550, Рим – 11.3.1602, там же).Дебют в опере: 1600, Рим, «Представление о душе и теле». Вместе с Пери, Дж. Каччини и Ринуччини начинает оперную историю. Как автор первой духовной оперы-оратории намечает традицию римской школы (Агаццари, Ланди, Д. Маццокки). Один из создателей речитативного стиля. Превосходный танцор и распорядитель искусств при дворе Фердинанда I Медичи во Флоренции (с 1588), В 1600 возвращается в Рим, где сочиняет четыре произведения для сцены (утеряны).

Кавалли, Франческо ( Francesco Cavalli;14.2.1602. Крема – 14.1.167б, Венеция).Дебют в опере: 1639, Венеция, театр Сан Кассиано,«Свадьба Фетиды и Пелея».«Шекспир оперы». В его искусстве венецианская опера обрела законченное выражение.Подлинное имя – Пьер Франческо Калетти-Бруни сменил в честь богатого венецианца Федериго Кавалли, пославшего его мальчиком учиться к Монтеверди в капеллу собора Сан Марко (1617 – хорист, 1640 – 2-й органист, 1665 – 1-й органист, 1668 – капельмейстер).Уступая Монтеверди в глубине драматического, концентрирует музыкальное начало в чувственных и мощных формах арий и речитативов, влияние которых не ослабевает до А. Скарлатти и Генделя. Не случайно исследователи сопоставляют две пары: Кавалли – Монтеверди и Гендель – Бах. Феномен Кавалли отвечает эпохе открытых оперных театров Венеции (с 1637, Сан Кассиано), для которых композитор писал по две оперы в год, в т. ч. «Дидона» (1640/1641), «Орминдо» (1644), «Ясон» (1648/1649) и «Каллисто» (1651). Его «Ксеркс» (1654) покоряет Париж (1660), а «Влюблённый Геркулес» сочинён к свадьбе Людовика XIV (1662). Преодолев влияние римской школы в первом периоде творчества (1639–1642), Кавалли достигает виртуозности стиля в центральном (1643–1652) и гармонии – в позднем (с 1653). Из 43 опер композитора сохранилось 27.

Кантата (итал. cantata, от лат. canto – пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Кантата близка к оратории, отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характером.

Каччини, Джулио (Giulio Caccini;1551, Рим (?) – 10.12.1618, Флоренция).Дебют в опере: 1597/1598, Флоренция, «Дафна» (с Пери).Носил прозвище Римлянин (Romano).Один из главных деятелей Камераты. Наряду с Пери, Кавальери и Ринуччини создал речитативный стиль и оперу как вид искусства. Автор «Эвридики» (1602), знаменитый певец и лютнист.Зафиксировал исторический переход от полифонии к монодии в предисловии к сборнику «Новая музыка» (1601), где обосновал применение stile recitativo в композиции и пении. Музыкант (с 1564) и музыкальный руководитель при дворе Фердинандо I Медичи (с 1600, после Кавальери). Воспитатель известных певцов нового типа,в т. ч. дочерей Франчески и Сеттимии. Сочинения для сцены, среди них пастораль «Похищение Кефала» (1600).

Кино, Филипп (фр. Philippe Quinault, 3.07.1635, Париж – 26.11.1688, Париж) – французский поэт, драматург, либреттист, один из выдающихся литераторов классицизма. В его произведениях возникает типичный для классицистских трагедий конфликт чувства и долга, при этом побеждает долг. Сюжетная фабула у Кино как правило связана с темами войны, подвигов («Персей»), единоборства героя против роковых сил, конфликта злых чар и добродетели («Армида»), возмездия («Тезей»), самопожертвования («Альцеста»).

Ланди, Стефано (Stefano Landi;1587, Рим – 28.10.1639, там же).Дебют в опере: 1619, Падуя, «Смерть Орфея».Один из ведущих композиторов первого этапа оперы. Созданный к открытию театра Барберини «Святой Алексей» (1632) – классический образец римской школы (Кавальери, Агаццари, Д. Маццокки). Капельмейстер в Падуе (с 1618), певец-кастрат (альт) папской капеллы в Риме (с 1624) и капельмейстер римской церкви Санта Мария деи Монти. Вводит в оперу увертюры («синфонии»). Сочинил либретто к своей пасторальной трагикомедии «Смерть Орфея».

Маццокки, Доменико (Domenico Mazzocchi; 8.11.1592, Чивита Кастеллана - 21,1.1665, Рим). Дебют в опере: 1626, «Цепь Адониса» (Рим). Выдающийся мастер, определивший черты римской оперной школы (Кавальери, Агаццари, Ланди). Брат композитора Вирджилио Маццокки, священник (с 1619). Служит у кардинала Альдобрандини (до 1638), пользовался милостью папы Урбана VIII (семья Барберини). Кроме «Цепи Адониса», сохранилось либретто духовной оперы-оратории «Мученичество святого Абундио, священника».

Монтеверди, Клаудио – великий итальянский композитор, новатор оперного жанра. Родился в Кремоне 15.05.1567. В 1580-х годах жил в Милане, откуда по приглашению герцога Винчензо Гонзага отправился к мантуанскому двору в качестве певца и виртуоза на виоле. Впоследствии (с 1601 г.) – придворный капельмейстер у Гонзага. Здесь сформировался как зрелый и выдающийся мастер. В 1580–1600-х гг. в Кремоне, Милане и Мантуе были написаны первые 5 книг пятиголосных мадригалов. Значение этого жанра в формировании творческого метода мастера огромно; мадригал для Монтеверди – своего рода творческая лаборатория, место приложения многих новаций. Всего им создано около 200 мадригалов на тексты Тассо, Марине, Гварини, Стриджо и др.). Огромным достижением Монтеверди стало слияние ренессансной полифонии и нового гомофонного склада – драматически индивидуализированной мелодии разнообразнейших типов с инструментальным сопровождением (назвал это «второй практикой»).

Оратория (итал. oratorio, от позднелат. oratorium – молельня, от лат. оrо – говорю, молю; франц., англ. oratorio, нем. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Предназначено для концертного исполнения. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой.

Пери, Якопо (Jacopo Peri) – итальянский композитор (20.8.1561, Рим – 12.8.1633, Флоренция). Дебют в опере: 1597/1598, Флоренция, «Дафна» (с Дж. Каччини).Носил прозвище Длинноволосый (Zazzerino), Певец, выдающийся лютнист (китарроне) и органист во Флоренции (с 1579, с 1588 – при дворе Фердинандо I Медичи) и Мантуе (с 1618, придворная должность). Выдающийся представитель Флорентийской камераты, создатель «Эвридики» (1600). Сочинения для сцены: «Адонис», «Сельский бал», «Любовная война», «Рождение Геркулеса», «Бракосочетание Медоро и Анжелики» (1б19) и «Флора» (1б28, обе – с Гальяно).

Провенцале, Франческо ( Francesco Provenzale; 1627, Неаполь – 1704, там же). Дебют в опере: 1653, Неаполь, «Кир».Основатель и первый крупный мастер неаполитанской школы.Выдающийся педагог (среди учеников – Лео), преподает в консерватории Санта Мария ди Лорето (1663–1674) и руководит консерваторией делла Пьета деи Туркини (1673–1701). Второй капельмейстер капеллы вице-короля Неаполя (с 1680) и первый капельмейстер собора святого Януария (1686–1699). Искусство Провенцале привлекает свежим для оперы обращением к неаполитанскому и калабрийскому диалектам, народным интонациям и ритмам. Кроме двух сохранившихся опер – «Мстящая Стеллидаура» (1674) и «Раб своей жены» (1672), созданы «Лесей» (1б58), «Антигона», «Артемизия», «Кандавл, царь Лидии», «Ксеркс», «Орфей», «Раненая голубка», «Эритера».

Скарлатти, Алессандро (Alessandro Scarlatti;2.05.1660, Палермо – 22.10.1725, Неаполь). Отец и учитель композитора Доменико Скарлатти, обучал также Хассе и Логрошино. Дебют в опере: 1679, Рим, «Недоразумения из-за сходства, или Невинная ошибка». Крупнейший мастер римско-неаполитанской традиции, творчество которого соединяет XVII век – искусство Провенцале и Страделлы – с эпохой Генделя, испытавшего его влияние. Учился у Кариссими. В 1684 г. переехал в Неаполь, где получил звание королевского капельмейстера и пробыл до 1702 г., создавая оперы. В период 1702–1708 гг. жил то в Риме, то во Флоренции. В Риме работал в церкви Санта Мария Маджоре помощником капельмейстера, писал кантаты, оратории, мессы и другие произведения для церкви. Тогда же он вошёл в Аркадскую академию, наряду с Корелли и Генделем. Во Флоренции создавал оперы по заказам Фердинандо III Медичи, надеясь получить место капельмейстера в придворном театре. В 1708 г. вернулся в Неаполь на прежний пост капельмейстера и начал преподавать в одной из местных консерваторий. Одновременно создавал оперы, кантаты и оратории для Неаполя и Рима. В 1718–1721 гг. в Риме поставил свои последние оперы. Затем возвратился в Неаполь. Скончался в 1725 г., создав свыше 125 опер, более 800 кантат, огромное множество ораторий и духовных произведений, писал также инструментальную музыку. В творчестве Скарлатти преобладают оперы на историко-легендарную тематику: «От зла – добро», «Альцимир, или Услуга за услугу», «Флавий», «Сатира», «Розаура, или Причуды любви», «Пирр и Деметрий», «Безумная Дидона», «Падение децемвиров», «Анакреон», «Эраклеа», «Коринфский пастух», «Тит Семпроний Гракх», «Великий Тамерлан», «Митридат Евпатор», «Любовь непостоянная и тираническая», «Верная принцесса», «Кир», «Сципион в Испании», «Тиберий, император Востока», «Телемак», «Марк Аттилий Регул», а также десятки других.

Страделла, Алессандро (Alessandro Stradella) – знаменитый итальянский композитор и певец, живший во второй половине XVII в., ученик Скарлатти. Был убит вместе со своей женой в Генуе вследствие мщения одного знатного венецианца. Романическая судьба Страделла послужила сюжетом для оперы Флотова «Страделла». Автор ораторий, опер: «La forza del amor Paterno», «Corispero», кантат и пр.

Чести, Антонио (Antonio Cesti;5.8.1623, Ареццо – 14.10.1669, Флоренция).Дебют в опере: 1649, Венеция, «Оронтея».Наряду с Монтеверди и Кавалли крупнейший композитор венецианской оперной школы.Учился музыке у разных музыкантов. В 1637 г. вступил во Францисканский орден. Во время пребывания в г. Вольтерра обратился к светской музыке, возможно, под патронатом семьи Медичи. Там же встретился с Сальваторе Роза, написавшего либретто к его кантатам. К 1650 г. его монашеские обеты вступили в конфликт с желанием писать светскую музыку. В 1652 г. Чести стал служить при дворе Князя Фердинанда Карла в Инсбруке. Затем занимал пост руководителя капеллой где-то во Флоренции. Поступил на службу в папскую капеллу в 1660. В 1666 г. стал вице-капельмейстером в Вене. Умер во Флоренции в 1669.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.