КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы влияния на информационный менеджмент
Сфера обработки информации (ОИ) связана с основной деятельностью организации и является структурой, обеспечивающей эту деятельность. Связь эта взаимна, взаимодействие протекает во времени, проходит типовые фазы и состояния и имеет определенные типовые характеристики в этих фазах. Поэтому состояние ОИ и особенности организации рассматривают в порядке оценки стадий зрелости. Таблица 1. Типовые стадии процесса внедрения систем ОИ (по Р.Л.Нолану)
На организацию и менеджмент в сфере ОИ на каждом предприятии оказывает влияние целый ряд общих (типичных) для текущего времени факторов влияния. Это прежде всего сформировавшийся к моменту рассмотрения состав задач подразделения ОИ на предприятии. Стратегические задачи включают, как правило, идентификацию роли ОИ на предприятии с позиций современности и будущего, формирование целей и стратегий, а также стратегическое планирование информационной структуры предприятия в самом широком смысле. Тактические задачи детализируют стратегические планы и включают мероприятия по сохранению определенных на стратегическом уровне качеств и эффективности информационной структуры. Оперативные задачи охватывают реализацию планов в сфере ОИ, включая реакции на возникающие возмущения. Следует иметь в виду, что прикладные системы включают как собственные разработки, так и приобретенные программные и другие средства стандартного применения вместе со всеми средствами их планирования, развития, исполнения и обслуживания. Процесс и достигнутый уровень разделения труда в любом бизнесе и в любой технологии определяют основные особенности деятельности и ее организацию: · выбор между специалистами широкого профиля и узкоспециализированными работниками; · разделение труда или специализация работников по классам задач; · специализация по предметному или техническому признаку; · возможна еще более узкая специализация работников по отдельным организационным фазам работ. В пользу узких специалистов говорит растущая сложность (или комплексность) всех средств информатизации в задачах ОИ; в пользу специалистов-универсалов – существенная роль общего видения проблем у специалистов, связанных с задачами интеграции систем. Системы ОИ могут быть централизованными и децентрализованными. Децентрализация любой деятельности может рассматриваться с пространственной, технологической и организационной точек зрения. Пространственная Д опирается на физические места расположения технологических комплексов, на которых выполняется ОИ. Тесно связанная с этим технологическая Д охватывает уровни технических средств и сетей, распределенные системные программные средства и распределенные данные. При использовании организационной Д осуществляется распределение задач ОИ и ответственности за их результаты. На рис. 3 отражены структурные особенности Д технической среды ИС, в том числе и за пределами границ предприятия.
Рис. 3 Структурные особенности децентрализованной технической среды ИС
Как централизованные, так и децентрализованные структуры имеют свои достоинства и в чем-то уступают друг другу. Аргументы в пользу централизации ОИ: · облегчение процесса подготовки информации для руководства, более оперативный и глубокий доступ ко всем имеющимся данным и инструментальным средствам, возможность оперативного, эффективного и глубокого анализа деятельности; · хорошее согласование с глобальными для предприятия приложениями, выходящими за рамки предприятия и использующими внешние данные и связи; децентрализация в этих случаях неэффективна и хороша только для локально реализуемых приложений; · возможности применения более совершенных средств, повышения уровня технологической культуры, интеграции «ноу-хау», что предоставляет лучшие условия для профессионального роста специалистов по ОИ и ИТ; в случае децентрализации предприятие опирается на менее мощную технологическую базу, к тому же в таких условиях от специалиста по ОИ требуются дополнительные и достаточно глубокие знания в соответствующей предметной области. Вместе с тем существуют серьезные аргументы и в пользу децентрализации: · не требуется значительных усилий, мероприятий и средств для обеспечения защищенности систем, снижается риск, в том числе риск тотального разрушения системы; · сокращается время реакции на ситуацию по локальным приложениям и уменьшаются по сравнению с централизованными системами организационные потери из-за несогласованности между подсистемами; · усиливается заинтересованность подразделений в результатах работы тех элементов систем ОИ, которые обеспечивают деятельность этих подразделений, их организационную и технологическую автономность, а также повышается ответственность в вопросах ОИ; однако в силу определенной чужеродности эти не свойственные основному производству функции могут их дополнительно существенно нагрузить. Таким образом, хотя принято децентрализованное построение систем ОИ, оно не лишено недостатков и не должно идеализироваться. Отношение «цена/производительность» у малых вычислителей лучше, чем у больших, но степень использования ресурсов при централизации выше. Кроме того, децентрализация может нарушить единство и стандартизацию в сфере ОИ из-за автономности подразделений в этих вопросах. Отсюда следует целесообразность сосредоточения в какой-либо центральной инстанции стратегических функций планирования и распределения по системе ОИ, определения компетенции и стандартизации. Особую версию организационной, технологической и пространственной децентрализации представляет собой индивидуальная обработка данных (ИОД) – Personal Computing. В таких системах конечные пользователи могут разрабатывать приложения, успешно применяя ПЭВМ и их комбинации. Эти работы поддерживаются средствами программирования, ориентированными на конечного пользователя. С помощью ИОД в ИС преследуются различные цели. Прежде всего, обеспечивается разгрузка профессиональных разработчиков прикладных систем и более высокие эффективность и гибкость в предметной области, а также более глубокое проникновения ОИ на предприятии. В приложениях с краткой продолжительностью жизни ИОД практически всегда улучшает отношение «затраты/польза», она также вызывает стимул к процессам обучения, усиление ответственности конечных пользователей и общее положительное влияние на отношение к ОИ. Указанные достоинства ИОД могут быть реализованы в ИС, если будут удачно выбраны приложения, а конечные пользователи обеспечены необходимой поддержкой. Для создания ИОД подходят приложения со следующими признаками: · сложность и трудоемкость разработки невысоки; · предполагаемая продолжительность жизни приложения измеряется скорее месяцами, чем годами; · число пользователей мало и частота обращений невелика; · объем данных ограничен, обратное воздействие на центральные базы в виде изменений данных в них не имеет места; · нет возможности и потребности многократного применения данного элемента ИС для всей планируемой прикладной системы или ее частей; · активные и постоянные контакты с другими прикладными системами не существуют или ими можно пренебречь; · требования по сохранности и защите данных невысоки. Конечные пользователи на больших предприятиях поддерживаются или обслуживаются информационными центрами (ИЦ), центрами консультаций или центрами сервиса. Задачами ИЦ являются: · управление ИОД (стандартизация в пределах всего предприятия в области: выбора приложений и ограничений для традиционной организации ОИ; оценки доступных программных и технических средств; обеспечения менеджмента данных; определения принципов разработки ИОД – методики проектирования, анализ отношения «затраты/польза» и т.д.; сервиса ИЦ для конечных пользователей; расчета производительности ИЦ); · сервис для конечных пользователей (консультации при выборе подходящих для ИОД приложений, технических и программных средств; поддержка при приобретении, инсталляции и обслуживании технических и программных средств, расходных материалов; обучение обслуживанию технических средств, применению программных средств и методам работы; подготовка копий центральных баз данных; консультации при возникающих проблемах); · маркетинг в области ИОД (активный маркетинг для расширения ИОД, т.е.: опека пилотных проектов, публикация успехов и достижений, организация обмена опытом конечных пользователей); · административные задачи, следующие из вышеизложенного (наблюдение рынка и централизованное приобретение технических и программных средств; обучение; выявление расходов и их расчет; формирование, повышение квалификации и использование персонала ИЦ; координация ИЦ и традиционной ОИ). Весьма непростым делом является поиск и мотивация сотрудников для работы в ИЦ. От них требуются качества, отличные от сотрудников сферы ОИ: легкость общения с конечными пользователями, быстрое понимание связей в приложениях, дидактические способности, эрудированность. Сегодня ИЦ как ключевая структура в сфере электронной ОИ уверенно закрепились прежде всего на больших предприятиях развитых промышленных стран.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |