КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Табличный метод перевода
Перевод чисел делением на основание новой системы. Перевод целых чисел осуществляется делением на основание q2 новой системы счисления, правильных дробей – умножением на основание q2. Действия деления и умножения выполняются по правилам q1-арифметики. Перевод неправильных дробей осуществляется раздельно по указанным правилам, результат записывается в виде новой дроби в системе с основанием q2. Пример. Перевести десятичное число A = 6110 в двоичную систему счисления (q = 2).
61 | 2 60 30 | 2 b0 = 1 30 15 | 2 b1 = 0 14 7 | 2 b2 = 1 6 3 | 2 b3 = 1 2 1 = b5 b4 = 1
Полученные остатки от деления записываем по порядку появления в ряд справа налево и таким образом получаем правильный ответ: 6110 = 1111012.
В простейшем виде табличный метод заключается в следующем: имеется таблица всех чисел одной системы с соответствующими эквивалентами из другой системы; задача перевода сводится к нахождению соответствующей строки таблицы и выбору из нее эквивалента. Такая таблица очень громоздка и требует большой емкости памяти для хранения. Другой вид табличного метода заключается в том, что имеются таблицы эквивалентов в каждой системе только для цифр этих систем и степеней основания (положительных и отрицательных); задача перевода сводится к тому, что в выражение ряда для исходной системы счисления надо поставить эквиваленты из новой системы для всех цифр и степеней основания и произвести соответствующие действия (умножения и сложения) по правилам q2-арифметики. полученный результат этих действий будет изображать число в новой системе счисления. Пример. Перевести десятичное число A = 11310 в двоичную систему счисления, используя таблицу эквивалентов цифр и степеней основания.
Таблица 7.3 – Таблица эквивалентов
Решение. Подставив значения двоичных эквивалентов десятичных цифр и степеней основания, получим:
Ответ: 11100012.
На практике наиболее часто употребляются двоичная, десятичная и шестнадцатеричная системы счисления. Приведем для них правила взаимного перевода:
Правила перевода целых чисел (результат – целое число): Из десятичной системы счисления в двоичную и шестнадцатеричную:
Рисунок 8.1 – Перевод числа 19 в двоичную систему счисления
Рисунок 8.2 – Перевод числа 19 в шестнадцатеричную систему счисления
Рисунок 8.3 – Перевод числа 123 в шестнадцатеричную систему счисления
Из двоичной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную: В этом случае рассчитывается полное значение числа по формуле.
Пример. Выполнить перевод числа 1316 в десятичную систему счисления. Имеем: Таким образом, 1316 = 19.
Пример. Выполнить перевод числа 100112 в десятичную систему счисления. Имеем: Таким образом, 100112 = 19.
Из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную:
Пример. Выполнить перевод числа 100112 в шестнадцатеричную систему счисления. Поскольку в исходном двоичном числе количество цифр не кратно 4, дополняем его слева незначащими нулями до достижения кратности 4. Имеем:
Рисунок 8.4 – Перевод числа 100112 в шестнадцатеричную систему счисления
В соответствии с Таблица 7.2: 00112 = 112 = 316 00012 = 12 = 116. Тогда 100112 = 1316.
Из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную:
Пример. Выполнить перевод числа 1316 в двоичную систему счисления. Согласно Таблица 7.2 имеем: 116 = 12 и после дополнения незначащими нулями 12 = 00012; 316 = 112 и после дополнения незначащими нулями 112 = 00112. Тогда 1316 = 000100112. Удаляем незначащие нули - 1316 = 100112.
Правила перевода правильных дробей (результат – правильная дробь): Из десятичной системы счисления в двоичную и шестнадцатеричную:
Пример. Выполнить перевод числа 0,847 в двоичную систему счисления. Перевод выполнить до четырех значащих цифр после запятой.
Рисунок 8.5 – Перевод числа 0,847 в двоичную систему счисления
В данном примере процедура перевода прервана на четвертом шаге, поскольку получено требуемое число разрядов результата. Очевидно, это привело к потере ряда цифр. Ответ 0,847 = 0,11012.
Пример. Выполнить перевод числа 0,847 в шестнадцатеричную систему счисления. Перевод выполнить до трех значащих цифр.
Рисунок 8.6 – Перевод числа 0,847 в шестнадцатеричную систему счисления
В данном примере также процедура перевода прервана. Ответ 0,847 = 0,D8D2.
Из двоичной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную: В этом случае рассчитывается полное значение числа по формуле, причем коэффициенты ai принимают десятичное значение в соответствии с таблицей. Пример. Выполнить перевод из двоичной системы счисления в десятичную числа 0,11012. Имеем: Расхождение полученного результата с исходным для получения двоичной дроби числом вызвано тем, что процедура перевода в двоичную дробь была прервана. Ответ 0,11012 = 0,8125.
Пример. Выполнить перевод из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную числа 0,D8D16. Имеем: Расхождение полученного результата с исходным для получения двоичной дроби числом вызвано тем, что процедура перевода в шестнадцатеричную дробь была прервана. Ответ 0,D8D16 = 0,84692.
Из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную:
Пример. Выполнить перевод из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную числа 0,11012. Имеем: 0,11012 = 0,11012 (дробь делится на тетрады). В соответствии с Таблица 7.2 11012 = D16. Тогда имеем 0,11012 = 0,D16.
Пример. Выполнить перевод из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную числа 0,00101012. Добавим справа незначащий ноль: 0,00101012 = 0,001010102. В соответствии с Таблица 7.2 00102 = 102 = 216 и 10102 = A16. Тогда имеем 0,00101012 = 0,2A16. Из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную:
Пример. Выполнить перевод из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную числа 0,2А16. Согласно Таблица 7.2 имеем 216 = 00102 и А16 = 10102. Тогда 0,2А16 = 0,001010102. Удаляем незначащие нули и получаем ответ: 0,2А16 = 0,00101012.
Правило перевода дробных чисел: Отдельно переводится целая часть числа, отдельно - дробная. Результаты складываются. Пример. Выполнить перевод из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную числа 19,847. Перевод выполнять до трех значащих цифр после запятой. Представим исходное число как сумму целого числа и правильной дроби: Из рассматриваемых выше примеров следует: 19 = 1316; 0,847 = 0,D8D16. Тогда имеем: Ответ 19,847 = 13,D8D16.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |