Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и свойства алгоритма

2 1

3 2 1

2 1

3 2 1

2 1

5 4 3 2 1

Двоичная арифметика.

 

Правила сложения:

Пример. Сложить двоичные числа 11012 и 110112.

Запишем слагаемые в столбик и пронумеруем разряды, присвоив младшему разряду номер 1:

 

номера разрядов:

+ 1 1 0 1

1 1 0 1 1

 

Процесс образования результата по разрядам описан ниже:

  1. разряд 1 формируется следующим образом: 1 + 1 = 10; 0 остается в разряде 1, 1 переносится во второй разряд;
  2. разряд 2 формируется следующим образом: 0 + 1 + 1 = 10, где вторая 1 - единица переноса; 0 остается в разряде 2, 1 переносится в третий разряд;
  3. третий разряд формируется следующим образом: 1 + 0 + 1 = 10, где вторая 1 - единица переноса; 0 остается в разряде 3, 1 переносится в разряд 4;
  4. четвертый разряд формируется следующим образом: 1 + 1 + 1 = 11, где третья 1 - единица переноса; 1 остается в разряде 4, 1 переносится в пятый разряд;
  5. пятый разряд формируется следующим образом: 1 + 1 = 10; где вторая 1 - единица переноса; 0 остается в разряде 5, 1 переносится в шестой разряд.

 

Таким образом:

1 1 0 1

+ 1 1 0 1 1

1 0 1 0 0 0

 

Для проверки определим полные значения слагаемых и результата:

Поскольку 13 + 27 = 40, двоичное сложение выполнено верно.

 

Пример. Сложить шестнадцатеричные числа 1С16 и 7В16.

Запишем слагаемые в столбик и пронумеруем разряды, присвоив младшему разряду номер 1:

 

номера разрядов:

+1 С

7 В

 

Процесс образования результата по разрядам описан ниже (он включает преобразование в процессе сложения каждой шестнадцатеричной цифры в десятичное число и обратные действия):

  1. разряд 1 формируется следующим образом: С16 + В16 = 12 + 11 = 23 = 1716; 7 остается в разряде 1; 1 переносится в разряд 2;
  2. разряд 2 формируется следующим образом: 116 + 716 + 116 = 916, где вторая 116 - единица переноса.

 

Таким образом:

1 С

+7 В

9 7

 

Для проверки определим полные значения слагаемых и результата:

Поскольку 28 + 123 = 151, сложение выполнено верно.

Правила вычитания:

Пример. Вычесть из двоичного числа 1012 двоичное число 112.

Запишем алгебраические слагаемые в столбик в порядке "уменьшаемое - вычитаемое" и пронумеруем разряды, присвоив младшему разряду номер 1:

 

номера разрядов:

-1 0 1

1 1

 

Процесс образования результата по разрядам описан ниже:

  1. разряд 1 формируется следующим образом: 1 - 1 = 0;
  2. разряд 2 формируется следующим образом: поскольку 0 меньше 1 и непосредственное вычитание невозможно, занимаем для уменьшаемого единицу в старшем разряде 3. Тогда разряд 2 рассчитывается как 10 - 1 = 1;
  3. третий разряд формируется следующим образом: поскольку единица была занята в предыдущем шаге, в разряде остался 0.

 

Таким образом:

1 0 1

- 1 1

1 0

 

Для проверки определим полные значения слагаемых и результата.

По Таблица 7.2 имеем:

1012 = 5;

112 = 3;

102 = 2.

Поскольку 5 - 3 = 2, вычитание выполнено верно.

 

Пример. Вычесть из шестнадцатеричного числа 9716 шестнадцатеричное число 7В16.

Запишем алгебраические слагаемые в столбик в порядке "уменьшаемое - вычитаемое" и пронумеруем разряды, присвоив младшему разряду номер 1:

 

номера разрядов:

-9 7

7 В

 

Процесс образования результата по разрядам описан ниже:

  1. разряд 1 формируется следующим образом: поскольку 7 меньше В и непосредственное вычитание невозможно, занимаем для уменьшаемого единицу в старшем разряде 2. Тогда 1716 - В16 = 23 - 11 = 12 = С16;
  2. разряд 2 формируется следующим образом: поскольку единица была занята в предыдущем шаге, разряд 2 уменьшаемого стал равным 816. Тогда разряд 2 рассчитывается как 8166 - 716 = 116.

 

Таким образом:

9 7

-7 В

1 С

 

Вычитание выполнено верно (см. пример про сложение).

 

Правила умножения:

Пример. Умножить двоичное число 1012 на двоичное число 112.

Запишем множители в столбик и пронумеруем разряды, присвоив младшему разряду номер 1:

 

номера разрядов:

1 0 1

1 1

 

Процесс образования результата по шагам умножения множимого на каждый разряд множителя с последующим сложением показан ниже:

  1. умножение множимого на разряд 1 множителя дает результат: 1012 * 12 = 1012;
  2. умножение множимого на разряд 2 множителя дает результат: 1012 * 102 = 10102. Здесь значение разряда 2 множителя сформировано по принципам формирования значения числа в позиционных системах счисления;
  3. для получения окончательного результата складываем результаты предыдущих шагов: 1012 + 10102 = 11112.

 

Для проверки результата найдем полное значение сомножителей и произведения (см. Таблица 7.2):

1012 = 5;

112 = 3;

11112 = 15.

Поскольку 5 * 3 = 15, умножение выполнено верно.

 

Пример. Умножить шестнадцатеричное число 1С16 на шестнадцатеричное число 7В16.

Запишем множители в столбик и пронумеруем разряды, присвоив младшему разряду номер 1:

 

номера разрядов:

1 С

7 В

 

Процесс образования результата по шагам умножения множимого на каждый разряд множителя с последующим сложением показан ниже (в процессе умножения выполняем перевод шестнадцатеричных чисел в десятичные и обратно):

  1. умножение множимого на разряд 1 множителя дает результат: 1С16 * В16 = 28 * 11 = 308 = 13416;
  2. умножение множимого на разряд 2 множителя дает результат: 1С16 * 716 = 28 * 112 = 3136 = С4016. Здесь значение разряда 2 множителя сформировано по принципам формирования значения числа в позиционных системах счисления;
  3. для получения окончательного результата складываем результаты предыдущих шагов: 13416 + С4016 = D7416.

 

Для проверки результата найдем полное значение сомножителей и произведения (см. пример про сложение), воспользовавшись правилами формирования полного значения числа:

16 = 28;

16 = 123;

.

Поскольку 28 * 123 = 3444, умножение выполнено верно.

 

Правила деления:

Рассмотрим правила деления только для двоичных чисел, поскольку деление шестнадцатеричных чисел проще выполнять, переведя их предварительно в десятичную систему счисления.

Пример. Разделить двоичное число 11112 на двоичное число 112.

Решение задачи представим схемой:

Для проверки правильности результата преобразуем двоичные числа в десятичные:

11112 = 15;

112 = 3;

15 / 3 = 5;

5 = 1012.

Деление выполнено верно.

 

 

Теория алгоритмов имеет большое практическое значение. Алгоритмический тип деятельности важен не только как мощный тип деятельности человека, как одна из эффективных форм его труда. Через алгоритмизацию, через расчленение сложных действий на все более простые, на действия, выполнение которых доступно машинам, пролегает путь к алгоритмизации.

Алгоритмизация:

1. Этап решения задачи, заключающийся в конструировании алгоритма решения на основе условия задачи и ее требований к конечному результату;

2. Раздел информатики, изучающий методы и приемы построения алгоритма, а также их свойства.

Алгоритмизация задачи – это процесс разработки (проектирования) алгоритма для решения задачи с помощью ЭВМ.

Рассмотрим предварительно простую жизненную ситуацию: что следует сделать, если нужно привлечь к решению задачи человека, не знакомого с её решением?

Очевидно, в таком случае его надо научить. Каким образом?

1. Выбирают метод (способ, порядок) решения задачи и изучают его во всех подробностях;

2. Сообщают исполнителю выбранный метод в абсолютно понятном для него виде;

3. Исполнитель решает задачу строго в соответствии с методом.

Углубляясь в суть этого процесса, рассмотрим пристальнее каждый из этапов.

Первый этап этого процесса обычно не вызывает затруднений, так как для большинства встречающихся задач метод решения либо известен из практики, либо подсказывается здравым смыслом, либо описан в литературе. Часто главная трудность - из нескольких методов выбрать такой, который в большей степени отвечал бы некоторым требованиям, например, минимальная трудоёмкость, максимальная эффективность и так далее.

Второй этап значительно сложнее. Дело в том, что если способ (метод решения) задачи описан произвольно, нет гарантии, что он будет правильно понят исполнителем. Поэтому описание метода следует выполнять в соответствии с определёнными правилами, а именно:

- выделить величины, являющиеся исходными для задачи;

- разбить процесс решения задачи на такие этапы, которые известны исполнителю и которые он может выполнить однозначно без всяких пояснений;

- указать порядок выполнения этапов;

- указать признак окончания процесса решения задачи;

- указать во всех случаях, что является результатом решения задачи.

 

Описание метода, выполненное в соответствии с этими правилами, называется алгоритмом решения задачи. Составить такое описание обычно нелегко, но, следуя ему, механически выполняя все указанные в нём этапы в требуемом порядке, исполнитель может всегда правильно решить задачу. Итак, мы пришли к центральному понятию информатики – алгоритму.

Познакомимся с алгоритмами и алгоритмизацией на основе содержательного толкования сущности понятия алгоритма и рассмотрения основных его свойств. При таком подходе алгоритмизация выступает как набор определённых практических приёмов, особых специфических навыков рационального мышления в рамках заданных языковых средств.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Алгоритм представления числа с плавающей запятой | Определение алгоритма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.