Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия

В период «осевого времени» в Индии также складывались философские школы. Известны шесть классических систем индийской философской мысли: вайшешика, веданта, миманса, йога, санкхья, ньяя.

Школа вайшешика учила, что бог не творит мир, а осуществляет надзор над пятью стихиями: землей, водой, огнем, воздухом, звуком. Пять стихий (махабхут) соответствуют пяти органам чувств (индриям), которые мыслятся обособленными от тела. Пяти стихиям присущи две формы: причина как разделенность мира на атомы в период космической ночи и начала творения; и следствие как образованные из атомов тела, органы чувств и объекты.

Школа веданты учит, что основой всех явлений природы и общества является «Брахман – атман», на которого не распространяются категории времени, пространства, причины и следствия, движения и покоя, количества и качества. Эти категории присущи лишь миру явлений. Вселенная, согласно идеям веданты, есть магическая сущность, равная неведению, скрывающей истинную сущность Брахмана, которая равна вечности, безначальности, неуничтожимости. На уровне чувственного мира существует множественность душ, наделенных индивидуальностью как сжатой историей ее прошлых рождений. Душа – это сознание, которое только в глубоком сне обретает свою собственную сущность, отождествляясь с Брахманом.

Школа миманса сформировалась как результат исследования Вед. Учение школы связано с сохранением сложного и обширного текста, передававшегося долгое время исключительно в устной форме и необходимостью правильного совершения ритуалов. Понимая Веды как особую священную реальность, они выдвинули тезис об изначально существующих звуках речи как особых субстанциях. Речь лишь выявляет эти звуки священного ведийского текста, подобно лучу света, который лишь выхватывает из тьмы предметы, но не создает их.

Школа йоги призвана научить преодолевать страдания жизни. Одни рассматривали йогу как метод избавления от страданий, другие - как соединение индивидуальной души человека с абсолютной душой – атманом. Третьи понимали под йогой процесс разъединения сознания и материи, т.е. «освобождение». В основе философской школы санкхья лежит учение о дуализме сознания и материи. Школа ньяя интересовалась главным образом вопросами познания. По их учению все, что недоступно чувственному познанию, не имеет реального существования, включая и Брахман.

Литература

Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Вплотную к ведической литературе примыкают «Священные предания», включающие сутры – руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни. Ценнейшим источником для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, а также науки и культуры первой половины I тыс. до н.э. служит эпическая литература.

Основными памятниками эпической литературы стали «Махабарата» и «Рамаяна». Сюжетная основа этих произведений – борьба за власть внутри царских родов Северной Индии. Древнее сказание о кровопролитной войне со временем обросло множеством дополнительных эпизодов. Например, мифами о сотворении мира, рассуждениями на религиозно-философские и другие темы.

Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором. На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия.

Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя. Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная литература, жизнеописания Будды, религиозные трактаты. О высоком уровне древнеиндийской литературы свидетельствуют также труды по теоретическим вопросам поэзии и литературы и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Религия. Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации, отличающаяся высоким уровнем культуры | Искусство. Примером расцвета архитектурного искусства в Древней Индии является дворец царя Ашоки (III в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.