Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия и Философия

Философия эпохи Возрождения имеет свою специфику, характерной чертой которой является антисхоластическая направленность. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Если в центре внимания философов античности была природно-космическая жизнь, в средние века – религиозная жизнь с идеей спасения, то эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека по достижению счастья на Земле.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антпропоцентрическое. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Лоренцо Балла (1407 - 1457), который в своем труде «Об истинном и ложном благе» выступил с критикой аскетизма, пытаясь возобновить эпикурейскую традицию на христианской основе.

Философ Пикоделл Мирандол (1463 - 1494) стремился объединить взгляды Христа и Платона, Аристотеля и Магомета в собственном учении о личностной активности человека. Другим представителем философии эпохи Возрождения является Николай Кузанский (1401 - 1464), который утвердил понятия «максимум» (бесконечное) и «минимум» (единое).

В его философии центральным пунктом выступает учение о совпадении противоположностей – абсолютный максимум и абсолютный минимум. Абсолютный максимум есть высший предел – Бог, а поскольку ему ничто не противостоит, то с ним совпадает абсолютный минимум. Не выступая открыто против идеи креационизма, он фактически устраняет принцип творения мира Богом.

Идеи Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548-1600). Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожаемость – исходные философские посылы, формирующие базу его космологических представлений. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля - ничтожная пылинка в беспредельном мироздании, и поэтому в мире вообще нет ни центра, ни границы. Космологические воззрения Николая Кузанского и Джордано Бруно заложили основы для последующего развития философии и естествознания Нового времени.

Литература

В культуре Возрождения занятия литературой зачастую ставились выше всех других форм человеческой деятельности. Стиль – то главное, что отличает поэзию от прочих искусств и наук. Благодаря стилю полнее всего проявляется «литературность» литературы, ее специфичность. Однако существование литературы определялась не только стилем, но и жанром. Именно жанровая эстетика помогла разрешить проблему сохранения собственной самобытности перед лицом недосягаемого совершенства. Литература Ренессанса отличается мировоззренческой насыщенностью гуманистическими и национальными идеалами.

Человек в эпоху Возрождения соотносится уже не с абсолютизированным природно-социальным бытием как в античной литературе, не с трансцендентным абсолютом как в средневековой литературе, а с самим собой, со своей сущностью и индивидуальной инициативой. В жанре новеллы, получившей наибольшее развитие в Италии, впервые соединились идеалы гуманистической культуры со смеховой культурой народных масс. Во Франции подобную роль сыграл роман, в Англии – драма, а в Испании – драма и роман.

Джованни Боккаччо стал первым новеллистом, у которого было много последователей и подражателей. В Италии – Франко Саккетти (1332 - 1400), Мазуччо Гуардати (1410 - 1475), Лунджи Пульни (1432 - 1487); в Испании – Тирсо де Малина (1581 - 1648), Гаспар Лукас Идальго (1560 - 1619); во Франции – Маргарита Наварская (1492 - 1549), Бонавантюр Деперье (1510 - 1543) и Франсуа Рабле (1494 - 1553). В творчестве Рабле происходит развенчание героических идеалов Ренессанса, где вместо них выступает «богема», ничтожная по своему внутреннему настроению и внешнему поведению.

Произведения итальянского и испанского Возрождения создаются в открытой полемике с поэтикой рыцарского романа. Это «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо (1544 - 1595) и «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса (1547 - 1616), ставший символом окончательного заката не только рыцарского романа, но и всей эпохи Ренессанса. Сущность образа Дон-Кихота символизирует гибель эпохи. Пророчество гибели возрожденческого индивидуализма дает в своих трагедиях и английский драматург Вильям Шекспир (1564 - 1616).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мировоззрение | Реформация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.