Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повседневная подготовка к выступлениям

Когда речь идет о подготовке к выступлениям, то пред­ставляется целесообразным разграничивать повседневную подготовку к выступлениям и подготовку к конкретному выступлению.

Что же представляет собой повседневная подготовка?

Повседневная подготовка включает в себя прежде всего самообразование в самом широком смысле слова, т. е. приобретение новых знаний, накопление сведений из раз­личных областей науки и техники, получение информа­ции из периодической печати, передач радио и телевиде­ния, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги. Напри­мер, одна из образованнейших русских женщин второй половины XVIII века, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии Е.Р. Дашкова в своих мемуарах вспоминала:

Любимыми моими авторами были Бей ль, Монтескье, Вольтер и Буало. <..> иногда я просиживала за чтением целые ночи напролет. <..> Шувалов, фаворит императрицы Елиза­веты, желая прослыть меценатом, выписывал из Франции все вновь появившиеся книги. Он оказывал особенное внимание иностранцам; от них он узнал о моей любви к чтению; ему были переданы и некоторые высказанные мною мысли и за­мечания, которые ему так понравились, что он предложил снабжать меня всеми литературными новинками. <..> Иног­да драгоценное ожерелье не доставляло мне больше наслаж­дения, чем эти книги; все мои карманные деньги уходили на покупку книг [14, 34]. Следует отметить, что, по словам самой Е.Р. Дашковой, это было серьезное чтение, т. е. она не просто много чита­ла, а осмысливала прочитанное, размышляла над ним, анализировала, пыталась разобраться в окружающей жиз­ни, обсуждала волновавшие ее вопросы:

(

Иностранные артисты, литераторы и министры всевозмож­ных иностранных дворов, находившиеся в Петербурге и посе щавшие постоянно моего дядю, должны были платить дань моей безжалостной любознательности. Я расспрашивала их об их странах, законах, образах правления; я сравнивала их страны с моей родиной [14, 35].

Известно, что ораторское искусство неотделимо от об­щей культуры человека. На это обращают внимание не только теоретики ораторского искусства, но и люди, кото­рые общались с подлинными мастерами слова. Так, извес­тный аэродинамик профессор В.В. Голубев, вспоминая о блестящем лекторе МАИ, одном из самых образованней­ших профессоров старшего поколения Г.Н. Свешникове, подчеркивал его энциклопедические знания. Если требо­валось срочно получить какую-либо справку из области механики или математики, то достаточно было просто по­звонить Георгию Николаевичу и получить исчерпываю­щий ответ. Кроме того, Г.Н. Свешников прекрасно знал латинский и греческий языки, античное искусство, миро­вую литературу. Он хорошо владел иностранными языка­ми, особенно французским и немецким, а также английс­ким и итальянским.

Постоянное стремление к новым знаниям, вечная не­удовлетворенность собой - только это может обеспечить успех оратору.

Человеку, часто выступающему публично, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал.

Следует задумываться, можно ли использовать в своих выступлениях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Рекомендуется делать вырезки из газет и журна­лов, выписки из прочитанной литературы, собирать по­словицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы, записы­вать вопросы, которые задают слушатели после выступле­ния. Все это приводит к созданию собственного архива.

По словам известного лектора-методиста Е.А. Адамова, лектор без архива — это музыкант без инструмента, лек­торский архив — это творческая биография, молчаливый свидетель его большого труда.

Недаром народная мудрость гласит: «Чем больше рабо­таешь пером, тем легче владеешь языком», «Большой ба-; гаж путнику в пути неудобен - большой багаж оратору I всегда необходим», «Лектору, как и полководцу, нужны I резервы, с ними он непобедим».

Конечно, невозможно заготовить материал на все слу­чаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, системати­ческое накапливание материала во многом облегчит под­готовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «труд­ную минуту», когда у выступающего не будет необходимо­го времени на подготовку, не окажется возможности пора­ботать перед выступлением в библиотеке, почитать соот­ветствующую литературу. Поэтому рекомендуется выра­батывать методику сбора, накапливания и систематиза­ции материала и активно создавать свой архив.

К повседневной подготовке оратора относится овладение техникой речи.

Основные элементы речевой техники - фонационное (ре­чевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразо-вания) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное про­изношение позволяют оратору привлечь внимание ауди­тории, наилучшим образом донести до слушателей содер­жание выступления, воздействовать на их сознание, вооб­ражение, волю.

Владение техникой речи помогает лучше передать смыс­ловые связи между частями речевого высказывания.

Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, оратор должен систематически выполнять ре­комендованные специалистами упражнения по технике речи.

Повседневная подготовка - это и постоянная работа над повышением культуры устной и письменной речи. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точ­но, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к пред­мету речи.

Рекомендуется активно участвовать в деловых раз­говорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кру­гу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на се­минарских и практических занятиях, брать слово в пре­ниях, дискуссиях и т. п. Все это развивает человека, по­зволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

Поучительными для молодых людей являются исто­рические сведения о воспитании детей в семье Воронцо­вых, видных политических деятелей эпохи правления Ели­заветы Петровны. По свидетельству историков, они рано пристрастились к чтению. Отец выписал им из Голландии хорошо подобранную библиотеку. К 12 годам были про­читаны Вольтер, Расин, Корнель, Буало. Так как детей Воронцовых готовили к государственной деятельности, их с ранних лет привлекали к участию в серьезных разгово­рах на политические темы, знакомили с иностранными послами. Программу воспитания завершали путешествия, во время которых они были обязаны каждую неделю пи­сать отцу, дяде и другим родственникам. Вот как настав­лял отец своего юного сына: «...все, что случится досто­памятного, записывай, чтобы вояж служил тебе в пользу» [24, 148].

Письма юношей производили большое впечатление сво­ей серьезностью, зрелостью оценок и взглядов.

К сожалению, эпистолярный жанр уходит в прошлое. Сегодня телефон, телеграф, факс заменяют нам письма, позволяют быстро связываться и решать проблемы с дело­выми партнерами, близкими и родными людьми. А между тем регулярная переписка могла бы стать хорошей шко­лой для начинающего оратора, так как позволила бы от­тачивать слог, вырабатывать свой стиль речи. При этом важно, чтобы в письмах сообщались не только бытовые новости, но й обсуждались социально значимые проблемы. Конечно, писать такие письма нелегко: требуется вре­мя, желание, усилия воли. Но не следует забывать утвер­ждение великого Цицерона: «Перо - лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия».

Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ выступлений. Присутствуя на за­седаниях, совещаниях, конференциях, публичных лек­циях, слушая выступления ораторов по радио, телеви­дению, нужно обращать внимание не только на содержа­ние речи, но и на форму преподнесения материала, языко­вое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вы­зывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступаю­щего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникаю­щих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

Оратору необходимо выявить свои сильные и слабые стороны и на основе этого анализа вырабатывать и совер­шенствовать стиль выступления, позволяющий в макси­мальной степени использовать собственные возможности.

Составной частью повседневной подготовки является так­же овладение как теоретическими, так и методическими знаниями в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как построить ораторскую речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать и т. д. Все эти сведения излагаются в литературе по ораторскому искусству и культуре речи. Именно этим вопросам и посвящена наша книга.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщатель­но готовились к своим выступлениям.

Таким образом, повседневная подготовка — это не­прерывный процесс работы оратора над совершенство­ванием своего мастерства. Несомненно, она повышает про­фессиональный уровень оратора, обеспечивает базу каж­дого конкретного выступления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чувство неуверенности и страха перед выступлением | Подготовка к конкретному выступлению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.