КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дыхание и его тренировка
Нередко можно услышать от учителей жалобы на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. Многие даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания. К.С. Станиславский писал: Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что N он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? -Громкое, со звуком соединенное выдыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого [10, 492]. Всех, чья деятельность профессионально связана со звучащей речью, в первую очередь будет интересовать этот момент - дыхание, обслуживающее речь, так называемое фонационное дыхание, которое характеризуют: 1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи; 2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке; 3. Распределение выдоха — умение сознательно делитьвесь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки —порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Здесь вдох в 10—15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, а, следовательно, каждое слово - полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции; 4. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе. Тренировка дыхания исходит из двух важнейших факторов - психического и двигательного. Обучаемым предлагается специальный комплекс дыхательной гимнастики, подготовленный с учетом особенностей речевого (фонационного) дыхания. После отработки упражнений подготовительного периода нужно приступить к специальным упражнениям, развивающим активность речевого дыхания. Эти упражнения носят игровой характер и способствуют развитию особенностей, характерных для фонационного дыхания. Эта серия упражнений должна отработать следующие элементы речевого дыхания: 1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких; 2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу («незатухающий») выдох; 3. Организационный выдох, «фокусировку» его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ. Только отработав эти элементы, можно переходить к следующей серии упражнений, развивающих речевое дыхание. Важнейшей особенностью регуляции у человека является его способность произвольно, в соответствии со стоящей перед ним задачей, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений. Произвольное изменение темпа, ритма дыхания широко используется в практике физического воспитания и спорта. Однако не менее важным следует считать умелую и точную регуляцию дыхания в процессе публичной речи. Приведем примеры упражнений, развивающих активность речевого дыхания. «Насос». Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, -выдох. Попробовали? А теперь то же самое, но со звуком: наклоняясь, выбрасывайте очередную порцию «воды» -«фффффуу!..». Соберите губы как бы для свиста, с силой выдыхайте воздух: «фффффу!.. фффффу!.. ффффф!..». Не торопитесь, распрямляясь, успевайте сделать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4-5 раз подряд. Раз от разу можно будет увеличивать число наклонов. «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест-накрест. Правые руки - ваша пила, левые - бревно. Первый из участников тянет на себя «пилу», имитируя на активном выдохе звук: «ззззз...» (счет «раз»), второй — берет пилу на себя: «ссссс...» (счет «два»). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда партнер берет «пилу» на себя, как при настоящей пилке! Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя, делайте выдох со звуком, отпуская ее — вдох. «Вежливый поклон». Позиция первая — поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая - медленно склоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносите растянутое на звуке «с» слово «зздрас-ссссссссссте». Следите за тем, чтобы последний слог («те»!) прозвучал громко, отчетливо, сохраните для него полновесную порцию воздуха. Организованный выдох позволяют отработать упражнения типа «Свеча» и «Трубач». «Свеча». Перед вами на расстоянии полуметра стоит зажженная свеча. Попробуйте одним энергичным толчкомпогасить ее: «пфффф-ф-!». Не напрягайте мышцы шеи и плечевого пояса. Выдох должен быть четко сфокусирован. Следите за тем, чтобы губы были собраны и чуть напряжены, как бы для свиста. Не тратьте слишком много воздуха в начале выдоха, приберегите часть его для последнего толчка. Теперь, поставив зажженную свечу и начав осторожно, но все же энергично дуть на нее, «положите» пламя, заставьте его отклониться до горизонтального положения и удержите его так в течение нескольких секунд. Получилось? Теперь отклонив пламя, сильным толчком выдыхаемого воздуха погасите его. Перед толчком не добирайте воздух, сумейте распределить его запас так, чтобы на толчок осталось достаточное количество. «Трубач». Прижмите к губам мундштук воображаемой трубы (это может быть собственный кулак!) и, выдувая воздух, протрубите (без звука) какой-либо бодрый, энергичный мотив: Закаляйся! Если хочешь быть здоров, Постарайся Обойтись без докторов, Водой холодной обливайся, Если хочешь Быть здоров! Не торопитесь, выдувайте воздух ритмично, медленно, торжественно. Следите за тем, чтобы вдох был полным, глубоким, а выдох энергичным. Запомните элементы, которые необходимо отработать, прежде чем перейти к следующей серии упражнений: 1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос. 2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу выдох. 3. «Фокусировка» вдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ. Для тренировки распределения выдоха эффективными являются упражнения «Старт» и «Егорки». «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! ПУСК!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха: перекрывайте дыхание в паузах между произносимыми цифрами. Диктуйте четко, передавая эти данные человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Хватило ли у вас дыхания на весь отсчет до слова «Пуск!»? Если нет, начните отсчет с меньшей цифры. Обратите внимание на то, чтобы последние слова: «Один! Пуск!» - прозвучали на свободном, не затрудненном выдохе, энергично и громко. Постепенно увеличивайте первую цифру, постарайтесь довести ее до 15 или даже 20. Вы, наверное, почувствуете, что с каждой добавленной цифрой становится все труднее произносить последние слова. Слишком много воздуха тратится на первые цифры, а на последние не остается дыхания, порции оказываются неравномерными. Следите за тем, чтобы каждая ударная гласная получала одинаковую долю воздуха, не позволяйте воздуху утекать в паузах между словами. «Егорки». Возьмем для тренировки известную детскую считал очку про Егорок: «Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... (и так до конца)... тридцать три Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно (как в предыдущем упражнении) текст, делайте дыхательную паузу после каждого третьего «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох)...» и т. д. до конца. Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительные: вдох через восемь, одиннадцать «Егорок». Ранее говорилось о важности незаметного и быстрого пополнения израсходованного воздуха в процессе речи -доборе дыхания. Отработать технику добора можно на тексте упражнения «Егорки». Произнеся первую часть фразы «Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егорки» на одном дыхании (громко, отчетливо, не торопясь), делайте добор воздуха после каждого Егорки»: «Раз Егорка (добор), два Егорка (добор), три Егорка (добор)...» и т. д. до конца. Не смущайтесь тем, что у вас еще достаточно воздуха, пополняйте его запас, но каждый раз добирая не более того, что было израсходовано! Следите за тем, чтобы воздух не расходовался в паузах, только на очередное слово. Когда легкий добор будет отработан, возьмите отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»: Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон. Прочтите его вслух, наблюдая за тем, чтобы люфтпау-зы (паузы для добора дыхания) не разрывали течения мысли. Добор можно тренировать и на строках стихотворения М. Светлова «Гренада»: Мы ехали шагом, Но песню иную Мы мчались в боях О дальней земле и «Яблочко» - песню Возил мой приятель Держали в зубах. С собою в седле. Ах, песенку эту Он пел, озирая Доныне хранит Родные края: Трава молодая — «Гренада, Гренада, Степной малахит. Гренада моя!» Делайте добор после каждой строки, сохраняя связность текста. Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила утечка воздуха. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите внутренний четкий, торжествен ный ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в каждой строке было так же полнозвучно, как и первое. Стихи читайте вслух достаточно громко, как будто вы диктуете их человеку, находящемуся в соседней комнате. Отработав и закрепив навыки фонационного (речевого) дыхания, можно переходить к следующему этапу — воспитание речевого голоса. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Чем отличается речевое (фонационное) дыхание? 2. Какие компоненты речевого дыхания требуют для вас отработки? 3. С каких упражнений надо начинать формирование речевого (фонационного) дыхания? 4. Составьте личный план отработки навыков профессионального речевого дыхания. Включите отобранные упражнения в вашу ежедневную утреннюю зарядку. Глава 3
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |