Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дыхание и его тренировка




Нередко можно услышать от учителей жалобы на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. Многие даже не по­дозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания.

К.С. Станиславский писал:

Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что N он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружаю­щие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем суще­ствовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? -Громкое, со звуком соединенное выдыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее пер­вого [10, 492].

Всех, чья деятельность профессионально связана со зву­чащей речью, в первую очередь будет интересовать этот момент - дыхание, обслуживающее речь, так называемое фонационное дыхание, которое характеризуют:

1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи;

2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он на­правлен.

Фонационное дыхание связано с возникновением и рас­пространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке;

3. Распределение выдоха — умение сознательно делитьвесь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки —порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Здесь вдох в 10—15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, а, следовательно, каждое слово - пол­нозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха не­обходимо тренировать сознательно. При этом нет необхо­димости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на рав­ные по активности выдоха порции;

4. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Тренировка дыхания исходит из двух важнейших фак­торов - психического и двигательного.

Обучаемым предлагается специальный комплекс дыха­тельной гимнастики, подготовленный с учетом особеннос­тей речевого (фонационного) дыхания.

После отработки упражнений подготовительного пери­ода нужно приступить к специальным упражнениям, раз­вивающим активность речевого дыхания. Эти упражне­ния носят игровой характер и способствуют развитию осо­бенностей, характерных для фонационного дыхания. Эта серия упражнений должна отработать следующие элемен­ты речевого дыхания:

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких;

2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу («незатухающий») выдох;

3. Организационный выдох, «фокусировку» его на кон­чиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.

Только отработав эти элементы, можно переходить к следующей серии упражнений, развивающих речевое ды­хание.

Важнейшей особенностью регуляции у человека явля­ется его способность произвольно, в соответствии со сто­ящей перед ним задачей, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движе­ний. Произвольное изменение темпа, ритма дыхания ши­роко используется в практике физического воспитания и спорта. Однако не менее важным следует считать умелую и точную регуляцию дыхания в процессе публичной речи.

Приведем примеры упражнений, развивающих ак­тивность речевого дыхания.

«Насос». Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Накло­нитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачи­вать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, -выдох. Попробовали? А теперь то же самое, но со звуком: наклоняясь, выбрасывайте очередную порцию «воды» -«фффффуу!..». Соберите губы как бы для свиста, с силой выдыхайте воздух: «фффффу!.. фффффу!.. ффффф!..». Не торопитесь, распрямляясь, успевайте сделать полный глу­бокий вдох. Проделайте наклоны 4-5 раз подряд. Раз от разу можно будет увеличивать число наклонов.

«Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест-накрест. Правые руки - ваша пила, левые - бревно. Первый из участников тянет на себя «пилу», имитируя на активном выдохе звук: «ззззз...» (счет «раз»), второй — берет пилу на себя: «ссссс...» (счет «два»). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда партнер берет «пилу» на себя, как при настоящей пилке! Дыхание дол­жно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя, делайте выдох со звуком, отпуская ее — вдох.

«Вежливый поклон». Позиция первая — поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая - мед­ленно склоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и при­жимая их по-восточному к груди. На поклоне произноси­те растянутое на звуке «с» слово «зздрас-ссссссссссте». Следите за тем, чтобы последний слог («те»!) прозвучал громко, отчетливо, сохраните для него полновесную пор­цию воздуха.

Организованный выдох позволяют отработать уп­ражнения типа «Свеча» и «Трубач».

«Свеча». Перед вами на расстоянии полуметра стоит зажженная свеча. Попробуйте одним энергичным толчкомпогасить ее: «пфффф-ф-!». Не напрягайте мышцы шеи и плечевого пояса. Выдох должен быть четко сфокусирован. Следите за тем, чтобы губы были собраны и чуть напря­жены, как бы для свиста. Не тратьте слишком много воз­духа в начале выдоха, приберегите часть его для после­днего толчка.

Теперь, поставив зажженную свечу и начав осторожно, но все же энергично дуть на нее, «положите» пламя, за­ставьте его отклониться до горизонтального положения и удержите его так в течение нескольких секунд. Получи­лось? Теперь отклонив пламя, сильным толчком выдыхае­мого воздуха погасите его. Перед толчком не добирайте воздух, сумейте распределить его запас так, чтобы на тол­чок осталось достаточное количество.

«Трубач». Прижмите к губам мундштук воображаемой трубы (это может быть собственный кулак!) и, выдувая воздух, протрубите (без звука) какой-либо бодрый, энер­гичный мотив:

Закаляйся!

Если хочешь быть здоров,

Постарайся

Обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь

Быть здоров! Не торопитесь, выдувайте воздух ритмично, медленно, торжественно. Следите за тем, чтобы вдох был полным, глубоким, а выдох энергичным.

Запомните элементы, которые необходимо отработать, прежде чем перейти к следующей серии упражнений:

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос.

2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу выдох.

3. «Фокусировка» вдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ.

Для тренировки распределения выдоха эффективными являются упражнения «Старт» и «Егорки».

«Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! ПУСК!».

Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на од­ном дыхании, без добора воздуха: перекрывайте дыхание в паузах между произносимыми цифрами. Диктуйте чет­ко, передавая эти данные человеку, который находится на некотором расстоянии от вас.

Хватило ли у вас дыхания на весь отсчет до слова «Пуск!»? Если нет, начните отсчет с меньшей цифры. Об­ратите внимание на то, чтобы последние слова: «Один! Пуск!» - прозвучали на свободном, не затрудненном выдо­хе, энергично и громко.

Постепенно увеличивайте первую цифру, постарайтесь довести ее до 15 или даже 20. Вы, наверное, почувствуете, что с каждой добавленной цифрой становится все труднее произносить последние слова. Слишком много воздуха тра­тится на первые цифры, а на последние не остается дыха­ния, порции оказываются неравномерными. Следите за тем, чтобы каждая ударная гласная получала одинаковую долю воздуха, не позволяйте воздуху утекать в паузах между словами.

«Егорки». Возьмем для тренировки известную детскую считал очку про Егорок:

«Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егор­ки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... (и так до кон­ца)... тридцать три Егорки».

Распределите выдох на три порции, читая громко, рав­номерно (как в предыдущем упражнении) текст, делайте дыхательную паузу после каждого третьего «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох)...» и т. д. до конца.

Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, пере­ходите на более длительные: вдох через восемь, одиннад­цать «Егорок».

Ранее говорилось о важности незаметного и быстрого пополнения израсходованного воздуха в процессе речи -доборе дыхания. Отработать технику добора можно на тексте упражнения «Егорки».

Произнеся первую часть фразы «Как на горке, на при­горке, стоят тридцать три Егорки» на одном дыхании (громко, отчетливо, не торопясь), делайте добор воздуха после каждого Егорки»: «Раз Егорка (добор), два Егорка (добор), три Егорка (добор)...» и т. д. до конца.

Не смущайтесь тем, что у вас еще достаточно воздуха, пополняйте его запас, но каждый раз добирая не более того, что было израсходовано! Следите за тем, чтобы воз­дух не расходовался в паузах, только на очередное слово.

Когда легкий добор будет отработан, возьмите отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»:

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Прочтите его вслух, наблюдая за тем, чтобы люфтпау-зы (паузы для добора дыхания) не разрывали течения мысли.

Добор можно тренировать и на строках стихотворения М. Светлова «Гренада»:

Мы ехали шагом, Но песню иную

Мы мчались в боях О дальней земле

и «Яблочко» - песню Возил мой приятель

Держали в зубах. С собою в седле.

Ах, песенку эту Он пел, озирая

Доныне хранит Родные края:

Трава молодая — «Гренада, Гренада,

Степной малахит. Гренада моя!»

Делайте добор после каждой строки, сохраняя связ­ность текста. Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила утечка воздуха. Не торопитесь, со­блюдайте размер, держите внутренний четкий, торжествен ный ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте рас­пределяемый воздух так, чтобы последнее слово в каждой строке было так же полнозвучно, как и первое. Стихи читайте вслух достаточно громко, как будто вы диктуете их человеку, находящемуся в соседней комнате.

Отработав и закрепив навыки фонационного (речевого) дыхания, можно переходить к следующему этапу — воспи­тание речевого голоса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чем отличается речевое (фонационное) дыхание?

2. Какие компоненты речевого дыхания требуют для вас отработки?

3. С каких упражнений надо начинать формирование речевого (фонационного) дыхания?

4. Составьте личный план отработки навыков профессионального речевого дыхания. Включите отобранные упражне­ния в вашу ежедневную утреннюю зарядку.

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.